Два царя.

В    жизни двух  царей  Давида  Строителя (1073- 25ян.1125)   и  Петра 1  (1672-  28 ян.1725)  много  общего.

Оба  монарха, отличавшихся высоким  ростом и  необыкновенной физической силой, -

- вступили на  трон в  возрасте  16-17 лет;

- получили  в  наследство  отсталую страну;

- начали  возрождене  своего  государства с  набора  личной гвардии;

- закючили  первых  жен  в  монастырь;

- жестоко  подавляи восстания  всех  недовольных;

- создали регулярную армию  ( а Петр еще и флот);

- произвели реформу госправления ( Давид  Стоитель добавил к  этому и церковную реформу);

- вели войны за расширение территории государства;

- второй раз женились на инстранках, кторые  впоследствии  приняли  православие;

- окрывали школы, первые акемии в  своих  странах,  троили  дороги, создавали  условия  для  развития торговли;

- к концу жизни оба считались довольно  образоваными  людьми  своего  времени;

- умерли в  последних числах января в  возрасте 53 лет;

- оставили своим приемникам сильное государство,  которое пользовалось уважением у соседних стран.

  Историки назовут еще больше совпадений в их жизнях. Главное различие обнаружится в том, что  Давид Стоитель пречислен к лику святых, а Петр  нет.

….."Несть бо человека иже поживет и не согрешит."

Авва  Авраамий  писал:"Страсти живут и в святых: только они ими обуздываются."

Как известно, Петр 1 особым благочестием и  моральной устойчивостью не отличался  ( именно ему Россия обязана рапространением табака и новых евроейских нравов).

Давид Строитель, хотя и являлся типичным представителем своей жетокой эпохи ( освободив Тбилиси от арабов, велел 500 человек посадить на  кол), но  своей последующей жизни проявил  себя  по  другому.

Летописи описывают, что сразу после освобождения столицы  царь разрешил мусульманскому населению города свободно молиться, а в мусульманских кврталах, где жили  и христиане. запретил им держать свиней.  Каждую  пятницу царь с сыном Деметре ходил в мечеть, слушл  чтение корана ( "Исторические хоники Грузии" В.Челидзе, стр. 104, 112.).

 О его редкой  веротерпимости сообщает армянский хрнист Вардан Великий : "Давид не имел никакой неприязни к армянской церкви и к богослужению нашему; он част склонял перед нами ( нашими священниками) гоову и  просил благослвения" ( там же ст. 110).

( Много ли  найдется сейчас  православных  верующих, делающих  подобное?)

 Освободив  Ани и  кафедральны  собор,  который  возвела  дочь греческого  царя  Катронида  " пришел   сам царь Давид, а  вместе с  ним католикос  и  епископы,  и войны  - к могиле…. и  сам  государь, обратясь  к  могиле, вскричал "Возрадуйся,  святая  царица, ибо  Господь вызволил храм  твой из  рук  неверных!" Затем  могила с прахом издала глас,  возблагодаривший  Господа. Изумился  царь и  есь люд." (стр. 118)

 Умирая, Давид  Строитель написал  "Песнь  покаяния" или  исповедь- завещание,

 По  своему  смирению он  завещал  похоронить  себя у  ворот Гелати. Надробная надпись почти  стерлась из-за  множества наступавших  на  нее  ног.

                                                                                                  3.09.05

 

Hosted by uCoz