Исторические      параллели.

 

 

 

                                        "Что было, то и будет: и  что делалось,

   то и будет делаться, и нет

         ничего нового под солнцем."

                                                         Екклесиаст  1,9

 

 

 

                        Возможность    выбора.

       Стоит ли настаивать, когда личное мнение идет в разрез с церковными установлениями или предупреждениями свыше.

    Сын Ивана Калиты, великий князь Московский Симеон Гордый (1)(1318-1353) захотел жениться в третий раз. Была веская при-

    чина. От первых двух жен он не имел наследников. Митрополит Феогност запретил третий брак изакрыл все церкви в

    Москве. Венчание все-таки состоялось. Таинство совершил княжеский духовник... Один за другим родились 4 сына и все

    умерли во младенчестве. Заразившись от последнего чумой, скончался и сам Симеон.

       Почти через 200 лет произошло нечто похожее.

      "...Отвергнув добродетельную, но неплодную супругу, великий князь Василии 111 (1479-1533)приказал насильно

    постричь ее в монахини. Испрашивая разоешения на новый брак у восточных патриархов, Василии получил от всех отказ,

    причем Иерусалимский патриарх Марк в пророческом духе писал ему, что если он, вопреки церковным канонам дерзнет

    вступить в законопреступный брак, то будет иметь сына, который удивит весь мир лютостью. Но это не остановило князя.

      Его новая избранница Елена Глинская 23 авг.1530 г., родила наследника в крещении нареченного Иоанном" (Церковный

    календарь 2002 г., 29 сент.  ), прозванным впоследствии Грозным.

       ...Политическая необходимость иметь наследника вполне понятна и обоснована. Тем более понятен выбор матери, ко-

    торая отдаст все ради спасения жизни своего ребенка. Но изменится ли конечный результат...

       " Сон Рылеевой.

       В "Историческом вестнике" за 1895 г. рассказывается о том, как мать казненого декабриста Кондратия Рылеева заранее

    предвидела судьбу свого сына.

        "Коне было три года, когда он безнадежно занемог. Доктора, созванные на консилиум,сказали няне, что он не проживет и

     до утра. Он, задыхаясь, метался по постельке, уже не узнавая меня, своей матери.

        "Радость, сокровище мое, неужели ты уйдешь от меня!Нет, это невозможно! Разве я могу пережить тебя! - шептала я,

     обливая слезами эти дорогие мне ручки.- Спасение - одно милосердие Божие... Спаситель, Царица Небесная возвратят мне

     моего мальчика! "

        Упала я перед ликом Спасителя и Богородицы и молилась так, как никогда потом не могла пламенно сосредоточиться на

     молитве.

       не знаю,сколько времени длился молитвенный экстаз мой... Всем существом моим овладела светлая радость. И, сев у

     кроватки больного, тотчас же забылась легким сном... Ясно услышала я чей-то незнакомый, но сладкозвучный голос:

       - Не моли Господа о выздоровлении... Он, Всеведущий, из милосердия Своего хочет избавить его и тебя от будущих

     страданий... Что если я тебе покажу их. ..Неужели и тогда ты будешь молить о выздоровлении!

        - Да...да.. буду...все отдам... приму сама любые страдания, лишь бы он остался жив! - говорила я.

        - Ну, так следуй за мной!

        Я шла, видя перед собой длинный ряд комнат.Первая из них была та самая, где лежал мой ребенок. Но он уже не умирал...

     Крошка мой был совсем здоров! Голос звал меня уже в другую комнату.

        Там сильный, резвый мальчик; он начинал учиться.

        Далее, постепенно   я видела его юношей, затем взрослым... на службе...

        Но вот уже предпоследняя комната. В ней сидело много совсем мне незнакомых лиц. Сын мой с видимым возбуждением говорил

     им о чем-то. снова слышу я голос. и в звуках более грозные, резкие ноты:

        - Одумайся, безумная! Когда ты увидишь последнюю комнату, будет уже поздно!... Лучше покорись, не проси жизни ребенку,

     еще такому ангелу, не знающему житейского зла...

         Но я с криком:"Нет, хочу, чтоб жил он!"- спешила к зановесу. Он медленно поднялся - и я увидела виселицу!

         Я громко вскрикнула и очнулась. Наклонилась к ребенку - он сладко спал. Просыпаясь, он протянул ко мне ручки.

         Я кликнула няню, чтоб убедиться в чуде исцеления.  Врачи говорили, что это  чудо.

         Время шло  и сон мой исполнился до мелких подробностей, и юность его, и тайные общества."

 

           "Лишает ли нас Бог имущества - Он берет  Свое, лишает ли тебя чести, славы, тела, души или сына твоего, - Он берет

     не твоего сына, а Своего раба; ибо не ты, а Он сотворил его; ты только содействовал явлению его, а все сделал Бог.", писал

     св. Иоанн Златоуст.

        По общему мирскому мнению смерть ребенка лишает жизнь матери всякого смысла...

        Недавно в православии появилась новая святая - преподоьномученица Мария, в миру Едизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева.

        "Тихое житие кончилось для Елизаветы, когда умерла дочь Настя. В душе ее, прежде не отличавшейся религиозностью,

     вдруг произошел переворот. Она рассказывала об этом так:

     "Я вернулась с кладбища другим человеком. Я увидела перед собой новую дорогу и новый смысл жизни: быть матерью всех, кто

     нуждается в материнской помощи, охране, защите."

        Ее религиозное служение началось с создания общества "Православное дело", целью которого было помогать нищим и

     отчаявщимся русским эмигрантам. Она ездила по Европе, сочувственно выслушивая горькие сетования, утешая, убираясь в жилье

     у немощных, ухаживая за больными, собирая у преуспевших соотечественников пожертвования для нуждающихся. Своим одухот-

     воренным и деятельным участием Елизавета Кузьмина -Караваева спасла от самоубийства сотни людей.

        В 1932 г. она, разведясь со Скобцовым, приняла монашеский постриг под именем Марии. На удице Лу-

        рмель в Париже ей

     удалось  снять дом, превратившийся в крупнейший в городе. приют для бездомных, туберкулезных и умирающих с голоду. Бывшая барышня

     из эстетских салонов научилась столярничать и доить коров, писать иконы и делать медицинские операции. И все впемя ей

     продолжало казаться, что делает она слишком мало, что Бог требует от нее гораздо большего.

        Началась Вторая мировая война, и мать Мария становится участницей Сопротивления. В ее приюте на улице Лурмель скрываются

     от нацистов, переправлясь затем в безопасное место, евреи и сбежавшие военнопленные.

        В феврале 1943 г. мать Мария вместе с сыном Юрием и другими помощниками была схвачена гестапо. Ей предъявили обвинение

     в укрывательстве евреев и отправили в концлагерь Равенсбрюк.

        Но и в тех страшных условиях мать Мария продолжала подвиг милосердия. К ней шли за поддержкой те, у кого не оставалось

     сил терпеть издевательства. Самым ослабленным она отдавала свой хлеб, пыталась оказывать медицинскую помощь. Никто никогда

     не видел ее подавленной - мать Мария сохраняла спокойствие и кроткую улыбку, даже когда эсэсовки хлестали  ее ремнем по

     лицу.

        31 марта 1945 г. мать Мария погибла в газовой камере. Она пошла туда вместо отобранной нацистами девушки-еврейки,обменявшись

     с той курткой и номером."

                                                   12.09.05

 

 

 

 

                    Что     хорошего    в   плену.

 

       Самураи предпочитали плену самоубийство.Ацтеки приносили своих пленников в жертву Кецелькоатлю. Дикари на  некоторых островах

     в плен себе подобных с целью каннибализма.

       За всю историю человечества для освобождения из плена в ход шли любые средства, начиная от убийства охраны до сбора огромного

     выкупа.

       Так, например,когда английский король  Ричард Львиное сердце попал в плен к императору генриху 6. то последний потребовал

     огромный выкуп, который был выплачен  благодаря повышению налогов в Англии.

        Преп. Петру Афонскому   плен помог принять важное жизненое решение.

        "В Сирии на войне с арабами случилось греческому войску потерпеть поражение и Петра заточили в крепость. Сидя в темнице,

     Петр вспомнил, что много раз он намеревался стать иноком. И начал усердно молиться Богу о своем освобождении,  призывая в

     помощь св. Николая и св. Симеона Богоприимца ...Предстал перд ним св. Симеон и спросил:"Исполнишь ли ты обет свой быть иноком ."

     Петр обещал... Тогда св. Симеон золотым жезлом коснулся оков и они растаяли, как воск от огня. Петр вышел из темницы и,

     придя в Рим, постригся у гроба апостольского. Умер в 734 г."  ("Чудеса и видения" Ф. Ласкеев.)

       Было бы странно, если бы кто мог покинуть плен и не воспользовался шансом. Тем не менее  такой человек был.

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: "Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру". Смелые слова, и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

 

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.

 

В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.

 

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.

 

Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами.

1    Судя по многим зафиксированным чудесам в наше время. св. Иоанн русский мог бы, если бы захотел, стать свободным, но предпочел остаться в плену.

    Логику такого выбора хорошо выразил о. А. Ельчанинов.

     "Условия, которыми окружил нас Господь, это первая ступень в Царство Небесное - это единственный для нас путь спасения. Эти условия переменятся

   тот    час же, как мы их используем, обративши горечь обид, оскорблений, болнзней, трудов - в золото терпения, безгневия."

    Тем более поразительно звучит тот факт, если кто, освободившись, по доброй воле вернется в плен.

     Французский король иоанн11 Добрый вернулся в плен в 1364 из-за того, что от англичан сбежал заложник- его сын.

       Его действия как отца - логичны и естественны. Но как назвать добровольный возврат в плен только из-за послушания

     духовнику.

      Однажды преп. агапий Ватопедский был взят в плен турками. В плену он усердно молился Богу о своем освобождении. В

     сонном видении ему предстала Богородица и сказала:

      - Иди без страха к своему старцу.

      Проснувшись и почувствовав себя без оков, Агапий отправился в свою обитель. Но старец, предполагая, что Агапий убежал от господина,

     отослал его обратно, внушив ему, что если Богу будет угодно,  просветит разум господина и тот отпустит его на свободу.

     Агапий направился назад. Магометанин, выслушав от своего раба историю его бегства, был поражен высотой христианской

     веры и, отправившись на Афон к старцу Агапия, крестился со всем семейством.

                                                                           22.09.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Царица  и  поэт.

Придворные поэты часто посвящали венценосцам свои произведения. Как правило, беспристрастная история воздавала каждому свое: льстивых поэтов ждало забвение, а царственных особ - осуждение потомков.

Случай Шота Руставели и царицы Тамар являет собой счастливое исключение. Царицу причислили к лику святых и Грузинская и Русская церковь, а создателя "Витязя" по праву считают основателем грузинской поэзии.

Редкое застолье обходится без цитирования всеми любимого произведения. Не менее часто вспоминают и легендарную царицу, о которой народ сложил немало легенд и сказаний, связывая с ее именем все самое хорошее и светлое. Неудивительно, что это одно из самых распространенных женских имен в Грузии.

 В чем причина такой популярности?

Обратимся к "историческим хроникам Грузии" В.Челидзе.

...У Георгия111 и осетинской княжны Бурдухан не было сына. Тамар была их единственной дочерью. Перед ее рождением царица Бурдухан видела  вещий сон, что ее дочь станет единовластной царицей Грузии.

Подобного еще не было ни в этой стране, ни за ее пределами.

Георгий 111, чтобы упрочить положение дочери, короновал ее  12-летнем возрасте.

"Хоть царем девица будет - и ее создал творец.

Что царить она достойна, в том никто из нас ни льстец,

Лишь ее лучам подобен добрых дел ее венец.

Львенок львенком остается, будь то самка или самец." (39)

"...Весной, в марте 1184 г. в страстное воскресение скончался Георгий111. 18-летняя царевна Тамар стала полновластной царицей Грузии.

Срочно был созван дарбази, чтобы дать согласие на ее воцарение.

Причина колебаний и сомнений была в том, что на престол впервые входила женщина. Трудно было решиться доверить правление государства. раскинувшегося "от  моря до моря", "от Никопсии до Арагаца", неопытной восемнадцатилетней девушке.

Теперь ей придется решать серьезнейшие государственные проблемы. вести на врага грузинское воинство, держать царский меч.

Это было необычно.

На совете, где происходили споры, взвешивались все "за" и "против", будущая царица не присутствовала.

"Так или иначе сторонники Тамар победили и совет дидебулов решил вновь венчать восемнадцатилетнюю Тамар на престол.

После коронации молодая царица проявила неслыханную щедрость.

"Открыла она казну... она освободила должников от долга, подкрепила сирот и дала вдовицам право выходить замуж" - пишет летописец.

Может быть, воспользовалась отцовским советом.

"Солнце розам и навозу шлет равно дары лучей.

Ты большим и малым также царской ласки не жалей,

Так отвязанных привяжешь мощной щедрость своей.

Воды снова притекают, вытекая из морей."

(49)

Первые дни ее царствования  были омрачены начавшимся мятежом феодалов, пытавшихся захватить власть. Царица могла бы потопить восстание в крови, как сделал бы ее отец, но она предпочла путь переговоров, обещав мятежникам прощение и ... выиграла противостояние, поразив своих современников политической мудростью, несвойственной юности.

"...Тамар с детства готовили к царствованию. Царевна получила всестороннее образование. Тамар знала, что во всяком деле следует помнить о степенной уравновешенности, твердости, милосердии, знала, что о личной жизни придется забыть, а если понадобится - принести себя в жертву.

Ей сначала  дали почувствовать, а потом в категоричной форме заявили, что ей пора сочетаться браком.

Государству нужен был наследник. Кроме того, в эпоху непрекращающихся воин войску нужен был полководец. Женщина, какой бы мудрой она не была, не могла возглавить армию."

Кто знает, сколько раз мечтала Тамар стать простой смертной, а не венценосной царицей.

"Никто не прислушивался к голосу ее сердца. К сожалению, молодая царица в этом вопросе себе не принадлежала."

Выбор вельмож остановился на сыне русского князя Андрея Суздальского - Георгии (Юрии).

Тамар была против этого брака. "...она отвечала:"Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы ничего не знаем ни л его природе ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его."

Но ее никто не слушал.

Вскоре сыграли свадьбу.

Русский княжич был отважным войном... Однако  в течение 2-ух лет  проявилось и другое.

Хронисты сообщают:" при омерзительном пьянстве стал он совершать много омерзительных дел, о которых излишне писать."

На фоне массовых пробных браков сегодня особенно удивляет замужество без любви царицы и терпение рядом с собой человека, совершающего содомские грехи.

Долго терпела Тамар, затем сказала:"Нельзя это терпеть более, ибо предает он поруганию храм Божий. И я не в силах выпрямить тень кривого дерева, отрясаю пыль, которая пристала ко мне через  тебя."

"Есть краса в искусстве чувства, и  рекут мои уста:

Сочетать служенье сердца  с грешной скверною - тщета.

Меж любовью и развратом - грозной бездны пустота.

Меж неисходными  да будет непрейденною  черта! (24)

Княжича одарили по- царски и отправили в Константинополь.

Вскоре дидебулы выбрали царице второго мужа Давида Сослана. Он вырос при царском дворе и был потомком Багратионов, побеждал во всех рыцарских турнирах.

Их обвенчали в 1189 году.

Казалось, все при дворе поддерживали этот брак.

Но прошло время и начался новый мятеж, в центре которого оказался высланный в Византию княжич Юрий.

Войска заговорщиков решили взять Тбилиси в кольцо. Молодая царица до последнего избегала  кровопролития и вела переговоры. Затем, когда стало ясно, что перемирие  не возможно, началась битва и изменники были разбиты.

За измену в то время выкалывали глаза. Царица и здесь проявила милосердие, простила всех. Юрий был освобожден и "отправился в несчастный свой путь."

Дорога недалеко увела изгнанника. Вскоре он вернулся в Грузию с новым войском Ранского атабага. Вновь был разбит и покинул пределы страны  уже навсегда.

В 1193 г. Тамар родила наследника, которого назвали Лаша -Георгий.

В 1195 г. на Грузию двинулись объединенные силы мусульманского мира под командованием Ильгази. Вражеское войско и их предводитель были уверены в легкой победе.

Перед битвой царица обратилась к войскам с речью:"Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а  вас - мало!" Затем царица благословила своих войнов, "помолилась и препоручила их Богу"

"Нет дороги, что для смерти показалась бы узка.

Слабых с сильными ровняет и разит ее рука,

Зарывает прах младенца вместе с прахом старика.

Жизнь покрытого позором горше смерти смельчака."

Проводив армию, Тамар "сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи." Там она, "пав ниц перед святой иконой, молила господа о победе своего войска."

Шамхорская битва была выиграна. Грузины захватили большие трофеи в том числе знамя султана, присланное как залог непобедимости. Тамар пожертвовала это знамя Хахульской иконе Божьей Матери.

Прошло какое-то время и румский султан Рукн Ад-Дин объявил всеобщую мобилизацию, собрал 400000 человек  и пошел на Грузию. Вперед он послал посла с оскорбительным письмом, где говорилось:"Если царица ваша оставит веру свою, султан возьмет ее в жены, если же не оставит, будет наложницей султана."

Царица и все  ее окружение, слушая это, были возмущены. Решили дать достойный отпор. несмотря на огромный перевес в силах в пользу противника.

"Силой собственной хвалиться - дело пьяных и повес,

Без Господней воле силе не дается перевес";

Искра  малая возникнет и сгорит огромный лес,

Как мечом, разрежешь древом, заслужив любовь небес."

Тамар собрала войско. прибыла  в Вардзию, "пред  иконой Богоматери Вардзийской и со слезами на глазах вручила ей Давида Сослана и войско его."

Армия двинулась к Басиани.

Началась яростная битва. "Была опасность обращения в бегство." - отмечает летописец. Но Давид Сослан, воспользовавшись ошибкой султана, все же разгромил 400000 ную армию.

Воин и победоносных походов во время царствования Тамар было много.

Особо примечательно, что в век изощренных пыток царица Тамар отменила смертную казнь и нанесение всякого рода увечий осужденным. (Просвещенной Европе, чтобы дойти до такой концепции в процессуальном кодексе, потребовалось еще 8 веков.)

Ни до ни после Грузия не знала такого экономического расцвета. как при ней.

По приказу царицы по всей стране строились храмы, дороги и мосты. Сегодня, мы, люди 21 века, избалованные техническим прогрессом, с удивлением и восторгом смотрим на немых свидетелей этой эпохи:Икорта, Бетания, Кватахеви, Вардзия и т.д.

Летописец пишет, что царица "не оставила в Грузии даже малого храма или церкви, чтобы не наполнить его своими милостями."

"Щедрость царская подобно древу царскому растет,

Даже подлый покорится воздаятелю щедрот.

Снедь полезна, а хранимый бесполезным станет плод.

Что отдашь - твоим пребудет, что оставишь - пропадет." (50)

  Царица жертвовала огромные суммы на Крестовый монастырь в Иерусалиме. В украшении и обновлении этого монастыря принимал участие и Шота Руставели. На свои средства он расписал церковный купол. За это его имя было вписано в монастырскую летопись и на одной из колон был написан его портрет. Фреска, сохранившаяся втечение многих веков, недавно была варварски уничтожена греческими монахами.

По заказу царицы был изготовлен чеканный оклад Анчийской иконы Спаса Нерукотрворного.

Облик царицы будет неполным, если не сказать о ее благотворительности.

"...она оценивала ежедневную пищу и стоимость ее раздавала не из государственных доходов, а из того, что она выручала от продажи изготовленных ею  рукодельных вещей."

Популярность Тамар была необычайно велика в  простом народе. Все знали, что " ее не могли соблазнить ни утехи мира сего, ни царский венец, ни обилие дорогих камней..."

Редкий политик в наше время может похвастаться такой духовной твердостью.

В 1212 г. к Тамар незаметно подкралась неизлечимая болезнь, которую она пока была в силах, всячески скрывала от окружающих.

Перед смертью царица "в последний  раз издала голос:"Христос , Боже мой единый бесконечный Царь неба и земли, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоею честной кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою."

Скончалась Тамар 18 января 1213 г. в окрестностях Тбилиси...

Писать и говорить о легендарной царице можно много....

Существует такая легенда: "Когда Царица Тамара отошла ко Господу, спустились с неба 2 ангела, принесли золотую колыбель, уложили туда царицу и поднялись вместе с ней ввысь. Поэтому никто на земле не знает где  ее могила..."

Вторая легенда гласит:" Царица Тамар до сих пор не умерла, она и сейчас  спит в золотом гробу где-то высоко в горах. Но придет время и она проснется, откроет дверь своей усыпальницы и тогда настанет день возрождения Грузии..."

 

 

В статье использованы: "Исторические хроники Грузии" В.Челидзе; "Царица Тамар" В. Гургенидзе.

 

 

 

Hosted by uCoz