Вверх  по    лестнице  ведущей  вниз.

 

-... Вот надоела ты со своими постами! - переживает за меня одноклассница. - Смотри, умом не рехнись, как эти, в церкви. Раз в год захожу свечку поставить и то слов нет! Ну, и состав там у вас!...

 Стараюсь замять эту тему, тем более. что она от части права.

Нецерковные как-то сразу делят всех прихожан на три группы:1) "правда верующий", 2) модник, 3) фанатик с приветом.

Почему так получается, что иногда люди, от всей души, стремящиеся к самосовершенствованию, в конечном итоге оказываются, мягко говоря, еще в худшем положении, чем они были до начала духовных поисков?

 История первая. Дмитрий.

... В 1999 году мы, как всегда, собрались у Елены  на даче (см. рассказ "Молитва девицы о супружестве") отметить Пасху.

Позже всех, когда Елена уже разрезала освященное, будто вчера сваренное яйцо прошлого года, пришел Степан в поломанных очках. Посыпались вопросы.

- Почему так поздно?

- Что случилось?

- Я только что из полиции, - начал объяснять Степа. - Это мне там очки поломали... После службы поднялись мы, человек 12 мужчин на колокольню, где Дмитрий живет - разговеться. Он там обитает по благословению Патриарха, считает, что, живя при церкви, легче спастись.  Ему лет 30. До этого он был послушником в монастыре во Мцхета, но вскоре ушел оттуда, т.к. его что-то там не устраивало. Теперь он у нас после служб ремонтирует храм своими силами.

- На что он живет? - спрашиваю.

- Не знаю, он, конечно, нигде не работает. Мама ему носит обед из дома в кастрюльках.

- В его возрасте надо самому матери обеды таскать. - встреваю я.

- Вечно ты со своим осуждением! - зашикали на меня слушатели. - Ну, а дальше что было?

- Так вот, - продолжал Степа. - Сели мы за стол. Через какое-то время Дмитрий стал нас обличать:" Как вы можете терпеть то, что творится в городе?!Сплошная реклама проституции! Везде отвратительные плакаты! Вы просто не мужчины после этого!" И предложил нам, если кто не боится, идти закрашивать обнаженных девиц на рекламах в метро.Остальные, люди по старше, его и слушать не стали. Глупости, мол, все. А я пошел, чтоб доказать, что не боюсь. Только уговорил его благословение взять... Вобщем, купили мы краску, спустились в метро и приступили к работе. В третьем вагоне нас с красками поймали полицейские и потащили в отделение допрашивать, кто мы такие и что здесь делаем.

Дмитрий с ними ругался,кричал им, что они тоже не мужчины раз спокойно смотрят на развратные рекламы... Одним словом, ему больше попало, а мне с горяча только очки поломали. - смущенно закончил Степа.

Слушатели невольно засмеялись.

- Неужели вас столько взрослых людей не могли ему объяснить, что он заблуждается, - не унималась я. - Чтобы спастись, не обязательно жить на колокольне и закрашивать рекламу.

- Что ты понимаешь! его сам Патриарх благословил!- возразила Елена. - Наверное, в этом есть какой-то свой глубинный смысл.

Все тут же с этим согласились.

"Глубинный смысл" мне, грешной, так и не открылся т.к. через полгода купол колокольни сгорел от замыкания электроплитки Дмитрия. Когда отстроили новый, то настоятель его больше туда не пустил. Сам небожитель куда-то исчез. Перешел ли он в другую церковь или снова облюбовал себе другую колокольню - осталось неизвестным.

...   .....   ....

История вторая. Лариса.

Достаточно было взглянуть в ее голубые глаза, чтобы сказать: Лариса бесхитростный, глубоковерующий человек.

Мы иногда виделись по праздникам в церкви. По ее отрывочным разговорам о себе  представлялась такая картина. Она специалист французского языка, перебивается учениками, не замужем, живет в семье сестры.

Встречаю ее как-то, спрашиваю о новостях.

- Я теперь работаю в Патриархии,- отвечает она, - учеников бросила. Суета одна, отвлекает от духовной жизни...

- А зарплата терпимая?

- Деньги для меня не важны...

Через какое-то время увидела ее на бесплатном обеде среди бомжей в Александро-Невской церкви.

- Меня мой духовник благословил здесь кушать. - пояснила она. - Я безработная.

- А Патриархия?

- Ушла я оттуда. Там своя суета, отвлекает от главного.

- Может, учеников возьмешь?

- Мне сейчас не до них...

Через год мы встретились у Елены на даче. Лариса за это время стала еще более отключенной. Идет по дороге и, то и дело, всем встречным блаженно улыбается.

- Спаси вас Господи.

Прохожие провожали ее удивленным взглядом.

На наши распросы как она жила все это время, Лариса рассказала.

- Мой духовник уехал в Москву, а я попыталась стать послушницей. Поехала в одну греческую деревню, где живет монах о. Мефодий. Он восстанавливает церковь и сам в ней служит. Я предложила ему свою помощь. Он сперва согласился. Тогда я собрала жителей  и сказала. что буду помогать при церкви, читать молитвы, а они пусть мне в месяц платят 70 лар, чтоб мне было на что жить.

- И какая была реакция?

- Я была очень удивлена, но они отказались. 70 лар, ведь, это не очень много.

- Чего удивляться!- влезла я, - деревня не город. У них денег вообще не бывает.

- ...Потом меня приютила одна древенская женщина. Но не надолго.

- Ты ей хоть как-нибудь помогала?

-Да, я пол подметала.

- И все? А коров доить или дрова пилить.

- Во-первых, я не умею. А во-вторых, для монаха главное - молитва. Я целый день читала акафисты, потом мы вместе кушали. Затем я этой рабе Божьей объясняла Евангелие. Но потом она почему-то сказала:"Уезжай в Тбилиси."  Видно, восстали против меня темные силы и мне пришлось вернуться. Сейчас я снова живу у сестры. Но мне с ней трудно общаться. Она все о деньгах думает, абсолютно мирской человек, меня не понимает. Вот недавно мне сумку купила и деньги на дорогу дает. Никак не могу ее в церковь повести...

У Елены Лариса продержалась дня 2. Для хозяйки она была дополнительным грузом в натуральном хозяйстве, который еще надо было и обслуживать.

Ее неприспособленность была парадоксальной - 40- летняя женщина не умела разжечь газовый балончик. Что уж было говорить об уходом за козами или готовке еды...

Через 5 лет я встретила ее на улице. 30 -ти градусная жара, Лариса идет по улице в шерстяном толстом пиджаке, наглухо застегнутой рубашке, на шее сумочка-кармашек, из которой торчат молитвенник и Евангелие. Взгляд невидящий, направленный внутрь себя. Узнав меня, она заговорила скороговоркой:

- Как спасаешься милостью Божьей Господа нашего Иисуса Христа?

- Тихо-тихо, а ты как?

- Я в гонениях и скорбях пребываю во все дни жития моего. - зачастила она заучено. - Патриарх Илья за мной наемных убийц посылает и поэтому я дома не ночую,все  в странствиях пребываю, но за все благодарю Господа нашего Иисуса Христа...

Попыталась я ей объяснить что такое наемные убийцы и что у Патриарха есть дела и поважнее, но до Ларисы уже было недостучаься...

....  ......   ......

История третья. Дато.

Приход в нашей церкви обновляется быстро. Сейчас уже мало кто помнит каким был Дато 10 лет назад - высоким, цветущим  мужчиной. Он тогда работал на телевидении, и несмотря на это, часто ходил на службы. Метаморфоза в Дато сегодняшнего - беззубого, опустившегося, плохо осознающего где он сам и что творится вокруг, - происходила по этапам.

Сперва уволился с телевидения. По причине:

- Много искушений. Все сатанинское вокруг...

У него был хороший голос. И он стал петь в церковном хоре. Но вскоре ушел и оттуда. Якобы:

- ...Те, кто рядом со мной. не с той душой поют. В перерывах свои дела обсуждают.

Какое-то время продавал  свечки в одной из церквей. Немного погодя бросил и это.

- Деньги считать - это отвратительно.

Круг замкнулся.Дато все глубже и глубже уходил в себя. Когда его пытались переубедить, отвечал:

- Ничего, меня Господь и одной просфоркой пропитает.

Увы, одной просфорки ему, двухметровому, явно не хватало.

Наши, кто как мог, пытались помочь. Кто-то приносил ему в банках еду, кто-то пихал ему деньги в карман. Но постоянный голод делал свое дело. Часто Дато, находясь в полной отключке, оставлял тут же, в притворе, принесенные ему банки и смятые лары и уходил куда глаза глядят.

Он появляется в церкви все реже и реже. Постоит, уставившись в пол, потом уходит. Основная масса не обращает на него внимания (кто занят своими детьми, другие стоят, уткнувшись в молитвословы - у всех свои дела)-  мало ли бомжей вокруг...

...  .....   ......

Можно рассказать  четвертую и пятую истории, а вы,покопавшись в памяти, добавите шестую. Все они будут чем-то похожи друг на друга. Да, боюсь, больно мрачная картина нарисуется.

Писала я это, обращаясь в первую очередь к новичкам, кого особенно тянет на молитвенные подвиги. Не будем забывать, что мы живем в обществе, которому ох, как далеко до любви первых христиан как вне церкви, так и внутри  нее.

    12.07.06

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор

Тема:   Вниз по лестнице...

Ирина

Заслуженный участник

  отправлено 07-09-2006 23:39

Профайл • Редактировать • IP  

Я с огромным удовольствием и вниманием всегда читаю статьи Марии Сараджишвили, но вот эта, как никакая пришлась к месту.

Это та самая тема, на которой здесь всякий раз спотыкаются, всякий раз поднимается буря.

Мария - умный человек и зрелый христианин.

Надеюсь, что уважаемые форумчане получат не меншее удовольствие от прочтенного: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=27&article=10886

р.Б.Ирина

Модератор

  отправлено 08-09-2006 07:06

Профайл • Редактировать • IP  

Мне тоже очень понравились статьи Марии Сараджишвили.

Можно сказать что "Вверх по лестнице ведущей вниз" и статья Николая Суртаева "Слепая вера" очень перекликаются между собой и одна дополняет другую.

И очень немаловажно, что газета это опубликовала. Хоть как-то предостережет людей от крайностей.

Не так давно встретиласвою давнюю знакомую и очень обрадовалась, что она пришла к вере, пришла в Церковь.

Но показалось странным то, что услышала от нее: за эти несколько месяцев (9-10) она уже несколько раз съездила на чин покаяния. Можно и очень нужно однажды покаяться и отречься от того, что мы были в комсомоле, и соглашались с политикой партии, и одобряли давно просшедший растрел Царской Семьи, учили атеизм и т.д и т.п.

Но зачем каяться и каяться в одном и том же до умопомрачения??

Может быть в тех случаях, о которых рассказала Мария, люди всем сердцем стремясь исполнить заповедь "Возлюби Бога...", забывали про вторую - "Возлюби ближнего своего как самого себя"? А вообще конечно впасть в прелесть всегда можно в любом случае....

Мама Наташа

Участник

  отправлено 08-09-2006 09:55

Профайл • Редактировать • IP  

Ирина

Заранее прошу прощения за то, что сейчас напишу. Я проработала в психиатрии достаточно долго, чтобы иметь возможность оценивать состояния, описанные в этих рассказах. На мой взгляд, в данном случае речь идет о конкретных заболеваниях психики, вера здесь ни при чем. Описанные люди совершенно дезадаптированы в обществе - и в монастырях им мало святости, и певчие не с той душой поют... Посему обсуждать их поведение с точки зрения здоровых людей бессмысленно. На все, конечно, промысел Божий, и кто мы такие, чтобы судить, но тут явно о нездоровых людях говорится.

р.Б.Ирина

Модератор

  отправлено 08-09-2006 10:13

Профайл • Редактировать • IP  

Мама Наташа

Попробую выссказать свое понимание.

Духовные проблемы способны довести человека до психического расстройства. Тело и душа не сами по себе существуют и потому как говорят: болеет душа болеет и тело.

Кристина

Заслуженный участник

  отправлено 08-09-2006 15:59

Профайл • Редактировать • IP  

Очень актуальная статья. Ну а в народе с незапамятных времен бытует пословица "Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет". Некоторые люди воспринимают все очень буквально и в усердии своем заходят слишком далеко. Спаси их Господи! Одному Ему ведом промысел о всех нас грешных...

Ирина

Заслуженный участник

  отправлено 08-09-2006 19:31

Профайл • Редактировать • IP  

Мама Наташа

Ну а кто же их судит? Да и как можно судить людей, до такой степени уже страдающих?

Духовные заболевания часто переходят в физиологию. Да что духовные, даже душевные, психологические абнормальности, влияют и на внешний вид человека.

Но вспомните католического святого Франциска асозсского, душевные переживания которого привели аж к появлению стигм на теле...

Ведь не поставите Вы ему диагноз шизофрении??

Я до некоторой степени убеждена, что даже люди, рожденные с предрасположенностью к психиатрическим заболеваниям, в конечном итоге сознательно или не совсем осознанно, но выбирают идти ли им по пути, ведущему к болезни, или выбрать другой. Так, впрочем, и во всем.

Наталья А

Участник

  отправлено 12-09-2006 09:54

Профайл • Редактировать • IP  

Ирина

Но вспомните католического святого Франциска асозсского, душевные переживания которого привели аж к появлению стигм на теле...

Ведь не поставите Вы ему диагноз шизофрении??

У Франциска не было православного духовного руководителя и поэтому у него преобладали чувственные переживания, не было правильного духовного настроя. А ведь у большинства таких людей, как описанных в статье, есть духовники. Один Господь знает, почему так происходит.

Кристина

Заслуженный участник

  отправлено 12-09-2006 16:09

Профайл • Редактировать • IP  

Мне тоже сомнителен пример именно етого католического святого. С православным пониманием святости етот пример очень странен: ведь смысл жизни етого человека сводился к переживаниям страданий Спасителя на кресте и отождествлением себя лично с самим Спасителем до такого накала чувств, что появлялись стигматы...

Ирина

Заслуженный участник

  отправлено 12-09-2006 20:52

Профайл • Редактировать • IP  

Наталья А

У Франциска не было православного духовного руководителя

Нет, Наташа, у Франциска не было духовного руководителя, он таковым являлся сам, но было у него св.Писание и св.Предание (труды св.Отцов дораскольного периода), которыми он не воспользовался.

Но причем здесь духовное руководство у католического святого, мне не совсем понятно  ?

А ведь у большинства таких людей, как описанных в статье, есть духовники.

Иметь "духовное руководство" - маловато. Необходимо, если уж человек встает на этот путь, иметь опытного, хорошего духовника, каковых в наше время катострофически мало, а если они есть, то неимоверно перегружены.

Всякие советы всегда необходимо сверять со Священным Писанием и Святоотеческим Преданием, потому что и священство наше - живые люди и прозорливых среди них почти нет.

К тому же, "на шее духовника" далеко не уедешь, надо и самому над собо работать, не жалеть собственную "самость" и не изобретать колесо, когда ездим на автомобилях.

Все же беды, в том числе и у Францисска асизского, начинаются на исключительной концентрации на собственной персоне, а лучший пример спасению - сапожник александрийский.

Кристина

Заслуженный участник

  отправлено 12-09-2006 21:34

Профайл • Редактировать • IP  

Исключительно верно, что нужно работать над собой, ну а в начале пути все-таки лучше ето делать под духовным руководством. Также думаю, что все и начинается с собственной персоны, с собственной души - осознание, покаяние, исправление. Возлюбить ближнего не на словах а на деле, гораздо сложнее. Обычно новоначальные начинают агрессивную атаку на своих ближних из соображений большой любви к ним, но на деле ето оказывается не любовью, а все тем же тщеславием и егоизмом (во избежание кривотолков сразу поясню, что имею в виду прежде всего себя). Любовь же действует совсем по-иному. Да и слова Серафима Саровского говорят о том, что начинать ужно с себя - "стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи".

Вобщем, все не так однозначно. Просто некоторые, как в приведенной статье, люди превратно понимают свой путь ко спасению и начинаются вот такие вот перегибы.

Наталья А

Участник

  отправлено 14-09-2006 14:29

Профайл • Редактировать • IP  

Ирина

Кристина

Всякие советы всегда необходимо сверять со Священным Писанием и Святоотеческим Преданием,

Да, все так. Но может быть в силу своего характера, патологии в психике и других причин, не все люди могут руководствоваться Священным Писанием.

Насчет отношения к духовнику и работы над своей душой я с Вами согласна конечно.

В настоящее время сложилось такое «модное» направление среди христиан - воспринимать любой совет священника как истину в последней инстанции, неукоснительно следовать его указаниям, не принимая во внимание, что мирянин не монах. Даже и на Афоне старцы вполне допускают, что могут ошибиться по-человечески и изложив свое мнение, советуют поспрашивать и у других опытных людей. Духовник обязан дать совет своему подопечному, объяснить как следует в той или иной ситуации поступить христианину, но сделать выбор и принять решение тот должен сам.

Еще часто бывает так: как человеку удобно в настоящий момент поступить (а не как спасительно для души) - на это он и стремится взять благословение и получает.

Священник, как живой человек, не всегда может разглядеть скрытую в человеке элементарную лень к физической работе и нежелание трудом своих рук помочь ближнему. И вот ходят такие люди без дела как блаженные и вводят в смущение многих.

Дмитрий Новиков

Участник

  отправлено 14-09-2006 23:11

Профайл • Редактировать • E-MailIP  

Мама Наташа

На мой взгляд, в данном случае речь идет о конкретных заболеваниях психики, вера здесь ни при чем.

Как психиатр со стажем, Вы, конечно, можете обоснованно судить о тех или иных психических состояниях человека. Но, тем не менее, не могу отмахнуться от вопроса о критериях оценки, используемых в психиатрии (везде и во все времена). Сколько мне известно, в советские времена сам факт исповедания человеком Бога мог служить основанием для помещения этого человека в психиатрическую лечебницу (конечно, когда это было почему-то нужно властям). Лично я с отдельными случаями такого рода сталкивался. Что касается массовости такого обращения с людьми, то я полагаюсь здесь уже скорее на Ваше мнение и свидетельство.

Если такие факты имели место, то уже это одно заставляет задуматься о более широком круге вопросов - в том числе и о самой обоснованности оценки нами психического состояния нашего ближнего.

Разумеется, в большинстве случаев психические аномалии легко отслеживаются, однако - где ясная грань между акцентуированностью личности и психическим расстройством?

Многие столпники, аскеты прошлого и юродивые Христа ради вполне могли бы окончить свои дни в изоляторе, оценивай их психическое состояние современная психиатрия.

Я сам нисколько не склонен к описанным в статье Сараджишвили крайностям, но, стараясь оставаться на позициях объективности, скажу, что у меня язык не повернется назвать человека душевнобольным лишь потому, что он склонен к крайностям в следовании за Христом.

Помните, как у Апостола Павла: "А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор.1,23)?

Или далее, у него же: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2,14).

Буду признателен за ответ.

р.Б.Ирина

Модератор

  отправлено 15-09-2006 06:57

Профайл • Редактировать • IP  

Дмитрий Новиков

Многие столпники, аскеты прошлого и юродивые Христа ради вполне могли бы окончить свои дни в изоляторе, оценивай их психическое состояние современная психиатрия.

у меня язык не повернется назвать человека душевнобольным лишь потому, что он склонен к крайностям в следовании за Христом.

В этом я с Вами согласна.

В приведенных в статье случаях я тоже не разглядела какого-то психического расстройства, покрайней мере изначального. Однако, мне кажется, что любое уклонение в крайности может разрушительно подействовать на психику.

Встающий на путь подвижничества наверное должен быть очень и очень осторожен. т.к. если он будет делать ошибки то в конечном итоге путь его изменит траекторию и будет идти в противную сторону со всеми плачевными последствиями.

Если же подвижник идет правильным путем, не отклоняясь от заповедей Божиих, никого не осуждая и проч., то Благодать Божия ему помогает и укрепляет и помогает двигаться дальше, и тут уж любые "крайности", как могут они показаться сторонним, - это средство стяжания благодати, а не следствие или причина психического расстройства.

Ирина

Заслуженный участник

  отправлено 15-09-2006 12:03

Профайл • Редактировать • IP  

р.Б.Ирина

Встающий на путь подвижничества наверное должен быть очень и очень осторожен. т

Ну о каком ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ может идти у нас речь??? Нам бы маучиться соседа/ближнего не кусать и не щипать. И не усматривать в каждом к нам обращении укусы и щипки.

Ну, а когда этих высор достигнем, то уж и о подвигах поговорим     

р.Б.Ирина

Модератор

  отправлено 15-09-2006 12:13

Профайл • Редактировать • IP  

Ирина

А я и не о себе писала, разумеется.

Какое уж там подвижничество, совсем сплошь болото одно 

Мама Наташа

Участник

  отправлено 15-09-2006 13:02

Профайл • Редактировать • IP  

Дмитрий Новиков

Несмотря на высш. мед.образование, я не психиатр, а клинический психолог, поэтому к категоричным суждениям психиатров отношусь с осторожностью и стараюсь не в здоровом искать болезнь, а в больном здоровье. Тем не менее, одним из признаков душевного заболевания могу назвать абсолютную концентрацию на себе (не на Боге, не на вере-именно на себе!) и полное пренебрежение к ближним (что и увидела в данных примерах). И это, боюсь, не путь к Богу, не "следование за Христом", а, скорее, наоборот. Когда мир человека замыкается на собственных, пусть даже религиозных переживаниях, человек теряет связь с внешним миром - это одно, когда человек развивает в себе духовность, проявляя любовь и действенное сострадание к ближним - это другое, совсем другое! В человеке появляется духовная цельность.

Стремление к праведности - великое искушение, это говорили люди, гораздо умнее меня. 

Не себя в Боге надо любить, а Бога в себе. Не себя в мире-мир в себе.

Наверное, судить о болезненности или здоровье можно по разрушительности или созидательности жизни.

Особенно во 2 описанном случае я увидела определенные признаки заболевания - эгоцентризм, некритичность, неадекватность поведения, пассивность.

Акцентуация, даже психопатия - еще не признак душевного заболевания, ведь человек адаптирован в обществе и может при желании управлять своими эмоциями. Причем не обязательно быть адаптированному именно в светское общество! Можно стать отшельником, столпником, можно уйти от мира в монастырь, но при этом не загружать окружающих своими проблемами и сохранять душевную цельность. Верующий человек, мне кажется, больше себя старается исправить, чем других критиковать (это я о героях рассказов).

Rita

Заслуженный участник

  отправлено 15-09-2006 19:44

Профайл • Редактировать • IP  

Мама Наташа

цитата:

к категоричным суждениям психиатров отношусь с осторожностью и стараюсь не в здоровом искать болезнь, а в больном здоровье.

Очень Православный подход. И не только к больным.

Уже вторая жемчужина за сегодняшний день 

Надо бы тему открыть. И так ее назвать: "Золотые россыпи Благовеста". И туда помещать такие высказывания. Чтобы помнилось.

Юлия Вишенка

Участник

  отправлено 15-09-2006 21:48

Профайл • Редактировать • IP  

Rita

Да, выражение супер:

не в здоровом искать болезнь, а в больном здоровье.

Уже вторая жемчужина за сегодняшний день , я не всегда внимательная, не подскажите, а первая жемчужина какая?

Дмитрий Новиков

Участник

  отправлено 15-09-2006 22:04

Профайл • Редактировать • E-MailIP  

Мама Наташа

Большое спасибо за обстоятельный ответ.

Сказанное Вами звучит логично и убедительно и у меня не возникло желания пускаться в полемику. А это само по себе говорит о многом. В частности, о мирном духе, наполняющем Ваши слова. А это так хорошо – когда люди воспринимают друг друга не как оппонентов, но как соработников на ниве поиска истины (простите за несколько высокопарное выражение!).

В то же время, читая Вас, я задумывался о том, насколько наш, человеческий взгляд на происходящее, способен созерцать подлинную картину – ту, что представляется Создателю.

С Вашего позволения, обращусь к некоторым из Ваших утверждений, чтобы вместе еще раз попытаться взглянуть на происходящее не с одной только точки зрения, но с различных.

Например, Вы пишете:

«Тем не менее, одним из признаков душевного заболевания могу назвать абсолютную концентрацию на себе (не на Боге, не на вере-именно на себе!) и полное пренебрежение к ближним (что и увидела в данных примерах).»

Безспорно, абсолютная концентрация на самом себе – всегда отделяет человека от Бога (не только от ближних его). Но вот что небезынтересно – всегда ли мы можем извне определить, концентрирован человек на себе, на своем ego, или же он пребывает внутренне с Богом и потому кажется нам эгоистом, пренебрегающим интересами ближних своих?

Ведь «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55,8-9).

Возможно, иногда поступки человека, ведомого Духом Святым, могут представляться нам чем-то несуразным с обычной, человеческой точки зрения …

Как самый крайний, разительный пример приведу ветхозаветное жертвоприношение Авраама. Что бы мы сказали о таком человеке и его поступке сегодня?

Или же более мягкий, новозаветный уже пример: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; …» (Лук.14,26).

Разумеется, не следует все это понимать и применять буквально всегда и везде. Но что, если в каких-то отдельных случаях это именно буквальное указание и кем-то, по Воле Божией исполняется тоже буквально? Ведь неисследимы пути Господни …

Но это так, мысли вслух. Никоим образом не ставлю под сомнение Ваше мнение, опыт и вИдение.

Мне, например, очень близки Ваши слова – «Верующий человек, мне кажется, больше себя старается исправить, чем других критиковать” или же: « Не себя в Боге надо любить, а Бога в себе. Не себя в мире-мир в себе”. Последнее уже прямо по Станиславскому! (шутка и, поверьте, очень добрая).

Если же резюмировать, то скажу, что по моему мнению всегда хорошо, вынося какое-либо суждение, сделать хоть небольшую паузу и мысленно чуть-чуть как бы «сдвинуться» со своей позиции, в которой мы уверены, и взглянуть на проблему или просто объект под несколько иным углом зрения. Не скажу, что это хороший метод для политиков и банкиров, но для людей, взыскующих истины, совсем не лишний.

Спасибо.

 

Rita

Заслуженный участник

  отправлено 15-09-2006 22:20

Профайл • Редактировать • IP  

Юлия Вишенка

а первая жемчужина какая?

Первую фразу я нашла вот здесь:

http://www.cofe.ru/blagovest/ubb/noncgi/Forum3/HTML/000250-2.html

и это было в контексте сообщения Дмитрия Новикова.

Вот эта фраза:

Истину словами выразить нельзя. Словами можно только помочь друг другу взглянуть на нее. Дальше – нужно просто смотреть и видеть.

П.С. В той теме вообще интересная полемика. Рекомендую 

Спасибо.

Дмитрий Новиков

Участник

  отправлено 15-09-2006 23:03

Профайл • Редактировать • E-MailIP  

р.Б.Ирина

Ирина, спасибо Вам за комментарии и замечания к моим постингам.

За время моего очередного длительного отсутствия Вы стали модератором Форума, так что я, хотя и с некоторым опозданием, хочу пожелать Вам успехов на этом поприще.

А вообще было бы здорово, если бы усилий модератора требовалось как можно меньше!

Так сказать, пусть у каждого из нас в душе поселится свой доброжелательный модератор!

р.Б.Ирина

Модератор

  отправлено 16-09-2006 08:05

Профайл • Редактировать • IP  

Дмитрий Новиков

Спаси Господи!

Действительно было бы лучше! 

Как самый крайний, разительный пример приведу ветхозаветное жертвоприношение Авраама. Что бы мы сказали о таком человеке и его поступке сегодня?

Да уж...

В Питере, будучи в гостях, зашли с неверующими родственниками в Храм "Спас на крови", и они увидели там на стене большую и красивую мозаику жертвоприношения Авраама и спросили, что это изображено. Я рассказала. Они были возмущены действиями отца в отношении сына.

Аллочка

Заслуженный участник

  отправлено 16-09-2006 11:51

Профайл • Редактировать • E-MailIP  

Дмитрий Новиков

Но вот что небезынтересно – всегда ли мы можем извне определить, концентрирован человек на себе, на своем ego, или же он пребывает внутренне с Богом и потому кажется нам эгоистом, пренебрегающим интересами ближних своих?

 

Весьма небезынтересно. Мое скромное мнение: если человек углубляется в какую либо метафизику и у него пропадает жедание к физическому труду - это очень плохой симптом. Человек оправдывает свое нежелание работать дома тем, что он слишком занят духовной жизнью, в монастыре работать тоже не хочет(говорит"а если я буду жить в полной бедности, то не лучше ли все время молиться, чем работать непонятно для кого?). Такой человек нуждается, чтоб ему кушать приносили и одевали, а потом оставляли наедине с собой, не с Богом. Все праведники очень много трудились во славу Божию, в том числе и физически, в затвор с первого дня никто не пошел. Да и молитва за мир - труд намного более тяжкий чем физический.

(шутка и, поверьте, очень добрая).

 

Шутите почаще 

р.Б.Ирина

В приведенных в статье случаях я тоже не разглядела какого-то психического расстройства,

А если посмотреть внимательно? Случай с Ларисой - мания преследования, почти классика, к огромному сожелению, все это раскрашено под Православие, и может послужить соблазном многим-многим.

Rita

Надо бы тему открыть. И так ее назвать: "Золотые россыпи Благовеста".

И кому Вы предлагаете это сделать? И почему не открываете? 

р.Б.Ирина

Модератор

  отправлено 16-09-2006 12:38

Профайл • Редактировать • IP  

Аллочка

Посмотрела еще раз рассказ о Ларисе. Да, в конце уже мания преледования, но это, похоже, как раз итог неправильно выбранного пути, вначале же никаких психических отклонений не замечается.

Очень жаль ее. Действительно странно, что такой результат при наличии духовника. Видно мало сейчас искусных духовных руководителей, умеющих направлять в нужное русло, в сторону искоренения стратсей, а не их потакания.

А еще меньше, видно, - послушников.

Читала у арх.Рафаила о послушании. Очень интересно и хорошо пишет. Как происходит, что послушник фактически выходит из послушания, начиная творить волю свою и тем теряется духовная связь со старцем, он становится мертвой ветвью.

и как начинают наседать на послушника помыслы, что старец учит неправильно, во вред, когда духи злобы пытаются разлучить послушника с духовным руководителем.

В этой связи прошлый раз в газете Благовест было опубликовано очень интересное письмо одного послушника, проходящего Иисусову молитву своему дух.отцу - арх.Рафаилу. Он тоже считал что дух.отец ошибается в отношении его. Не берусь судить в прелести он или нет, но нАверное всегда спасительнее прислушаться к духовнику, особенно тогда когда он критикует и делает замечания, что что-то не так. Смирение никогда не помешает.

Дмитрий Новиков

Участник

  отправлено 16-09-2006 17:23

Профайл • Редактировать • E-MailIP  

Аллочка

... если человек углубляется в какую либо метафизику и у него пропадает жедание к физическому труду - это очень плохой симптом. Человек оправдывает свое нежелание работать дома тем, что он слишком занят духовной жизнью ...

И мое, не менее скромное, мнение: если бы за все время человеческой истории не было достаточно людей, углублявшихся в метафизику, - пусть часто и в ущерб физическому труду, - то мы с Вами сейчас, вероятнее всего, не беседовали бы на Форуме, а жизненный кругозор наш совпадал бы по размерам с размерами приусадебного участка.

Я говорю не о случаях, когда человек только прикрывается рассуждениями о собственной "духовности" и эксплуатирует окружающих. Это случаи лицемерия и обмана, которые, кстати, легко распознаются другими.

Каждый волен оставаться при своем мнении. Про себя скажу, что никогда не брошу камень в "философа-бездельника" и не стану высказывать недовольство человеком, глядящим на звезды, в то время, когда сам я копаюсь лопатой в земле. Кто-то ведь обязательно должен глядеть на звезды ...

 

Hosted by uCoz