Молитва атеистки.
«Познание Бога в мире - это первое движение ума,
пробуждающегося от житейской суеты».
Роберт Броун.
К маме зашла бывшая сотрудница по КБ. Ася Мухаметдинова. По паспорту она - Айсидора ( отец дал ей звучное имя), но оно к ней так и не прижилось. Хотя в Тбилиси никого не удивишь Джульетой, Изольдой, Ричардом или Робертом, даже Гуливер и Нельсон встречаются, но Айсидору публика не восприняла. Не сговариваясь, переделали в Асю.
Разговорились о житье-бытье.
Живу я хорошо, - неспеша рассказывала Ася, время от времени обводя нас светло-голубыми глазами. Вообще от всего ее облика так и веет спокойствием и миролюбием. – Все у меня есть. На пенсии скучно. Вот и решила я заняться чем-нибудь полезным. У меня соседи – евреи в «Рахамиме» работают. Это такая еврейская благотворительная организация на Лермонтова. «Милосердие» значит. Семьи у меня нет, племянники в России, а мне так хочется быть кому-то нужной. Так вот я соседям предложила: «Дайте мне какую-нибудь лежачую старушку, я буду за ней смотреть. А зарплаты мне не надо.» Они стали настаивать: «Возьмите хоть паек. Не хорошо, мол, чужим трудом пользоваться. По нашей вере нельзя.» Пришлось мне согласиться, чтоб их не обижать. А паек дали такой – на две семьи хватит: консервы, крупы разные, макароны. Опять- таки зачем мне столько? Да еще меня у этой старушки кормят. Бабушке этой 85 лет. Очень интересная личность. Прямо душевное удовольствие получаю от общения. А ей, бедняжечке, слушателей не хватает… Одним словом, все у меня хорошо, с какой-то грустью подитожила Ася, оглядываясь по сторонам. – И пенсии мне хватает, недавно еще и полюс медицинский от мэрии дали т.к. у меня телевизора и холодильника нет. Они мне без надобности. Единственно, чего мне не хватает, - тут она заметно погрустнела и со вздохом поделилась. – Очень хочется быть верующей.
Мы переглянулись.
Что за проблема? Хотите – будьте.
Э, не так все просто, - устало отмахнулась Ася. – Во-первых, я атеистка. Отец у меня был военный, татарин, мать русская. Нас троих так выростили, о Боге и не вспомнили. Послевоенное время было… Нашему сталинскому поколению трудно прийти к вере, когда всю жизнь внушлось, что т а м ничего нет…. Я уже все перепробовала. Начала с Александро-Невской церкви ( в грузинскую смысла не было идти, я там ничего не пойму, хотя тут всю жизнь прожила). Стала в очередь на исповедь. Смотрю, хоть народу много, но дело быстро идет. Дошло до меня. Говорю священнику: « Помогите, мол, стать верующей.» А он мне скороговоркой: «Вы крещеная?». (Сам на часы посматривает.) «Вроде, да, говорю, бабушка в детстве тайком крестила, но даже креста не сохранилось.»
Как ваше имя? – спрашивает.
Айсидора. – отвечаю.
Он только руками замахал: « Нету, говорит, в Православии такого имени. Идите к католикам.» И басом: «Следующий».
Пошла я в костел, благо на той же улице. Там, как в театре и, главное, скамеек много.Дождалась я падре. Тот послушал мою историю, спросил про национальность.
В советском паспотре, - объясняю, - я татаркой записана, а в грузинском на том месте у меня прочерк стоит.
Он брови поднял: - О, - говорит, - на данном этапе вам креститься надо. Иначе по мусульманским законам, всякий, рожденный от мусульманина, принадлежит их вере.
И не поленился, стал мне подробно объяснять что надо выучить наизусть к крещению, да какой крест подготовить ( ни в коем случае не спутать с православным) и в какую сторону креститься. Я его слушала- слушала и поняла, что совсем запуталась. Дожила до 70 лет и не знала, что есть разные «Символы веры» да еще столько разных сложностей. Попрощалась я с падре и пошла домой все это переваривать.
На встречу мне иеговисты – молодые ребята с брощюрками. Истинного Бога проповедуют. Поговорили мы этак с часик. Все у них хорошо, культурно, современно. Только в толк не возьму. Как это, христиане, а крест нельзя носить? Он, дескать, орудие убийства. Опять не понятно.
До мечети только я не дошла в своих поисках. У меня ислам с терроризмом ассоциируется. А я курицу сама зарезать не могу.
Евреи, узнав о моей диллеме, стали к себе зазывать: «Примите иудаизм». Я им объясняю: «Вы не обижайтесь, вы очень хорошие, но мне какого-то простого Бога надо, а у вас одни запреты и все по расписанию». Они мне предложили на курсы иврита ходить для « просветления ума». Вот и хожу по субботам, развиваюсь. Позновательно, конечно, но к цели я своей так и не приблизилась.
Иногда я думаю, может, оставить все, как есть? Прожила я 70 лет без Бога и, честно сказать, неплохо прожила, со всеми в мире, хотя и небогато, но и без особых потрясений.
Читала я недавно статистику в одной газетке. Оказывается, в мире атеистов, таких, как я ,- она сделала ударение, - всего 3 %, а остальные 97 % населения Земли все верующие ( кто во что, разумеется). Только такая нелогичность выходит. Столько верующих, а зла вокруг меньше не становится.
Вопрос Аси был риторического характера и отвечать на него никто и не пытался.
Помолчав, Ася грустно закончила свое «хождение в веру».
Иногда, потихоньку, чтоб тот сердитый священник не заметил, захожу в Александро-Невскую (больше всего меня туда тянет) и свечки ставлю. Прошу одно и то же: «Господи, дай мне веру.»
21.06.2011