Патриархи    Иверии.

 

Вступление.

 

"Ты не знаешь как тяжел крест Патриарха. - говорил о.Гавриил (Ургебадзе). - Он, ведь, два креста несет - народа и церкви."

Эти слова справедливы для всех первосвященников Грузинской церкви как со времени установления автокефалии в IV веке, на протяжении многих столетий до XVIII  включительно, пока ее не упразднили, так и после  восстановления автокефалии в 1917 г., и по сей день включительно.

О длинном ряде патриархов Иверии можно писать много и долго. Остановлюсь на некоторых из них, более близких к нам по времени.

  Патриарх св.Кирион II  (в миру Георгий Садзаглищвили). (1855-1918)

" Тобой испепеленный, от тебя отлученный, о тебе плачущий".

1917 год. 1 октября (ст.ст). На Патриарший престол Грузинской Православной церкви возвели Кириона II. Кажется, позади остались для него дни искушений. 21 год назад, похоронив жену и детей, он принял монашество. Всю свою жизнь посвятил Богу и родине.

  Деятельность его как епископа, так и ученого была многообразна. Вокруг него группировалось образованное священство. В 1902 г., царское правительство удалило его из Грузии - перевели служить сперва в Херсон, потом в Орловскую епархию. В  1906 г., послали управлять Сухумской епархией. Но вскоре перевели в Ковно, обвинив его в попытке "огрузинивания" Абхазии. В 1908 г., когда в Грузии был убит Экзарх Никон, в его смерти обвинили "тайно приехавшего на родину" Кириона. В последствии выяснилось, что обвиняемый в тот день служил Литугрию в России и, естественно, в Грузии быть  не мог. Обвинив его в знакомстве с убийцами, без всякого суда и следствия, в морозный январский день выслали в Тамбовскую губернию в Санкасарскую пустынь. Больному священнику выделили для проживания сырую, темную келью. Его послушник разрубил топором лед на лежанке, покрыл ее своей одеждой  и только потом уложил на нее измученного архиерея.

  Прошло время. В 1917 г., на пути к родине в Арагвийском ущелье св.Кириона встретили 120 всадников и с большим почетом проводили его до  Тбилиси, где грузинская общественность устроила ему  блестящий прием.

  "Любимая родина, удел Божьей Матери, очищенная внутренним страданием, - сказал Патриарх Кирион на его интронизации. - Тобой испепеленный, от тебя отлученный, о тебе плачущий. Ныне я упокоюсь в тебе, не как дитя ненасытное, а как сотаиннник твой и совесть церкви твоей."

  Во время интронизации произошло следующее.

  После окончания службы Кирион с клиром двинулся к выходу из собора. Вдруг один человек протиснулся сквозь толпу и протянул только что избранному Патриарху клочек бумаги. На нем было написано, что на выходе из храма среди людей его ждет убийца. Патриарх  ни на минуту не задержался и неторопливо продолжил свой путь. До выхода оставалось несколько шагов.

  Караман Кикнавелидзе ( в прошлом известный разбойник)  рванулся через толпу и стал рядом с Кирионом, крикнув:

  - Дайте мне руку, Ваше Святейшество! Ну-ка посмотрим, кто посмеет в Вас стрелять?...

  Через три месяца Патриарха вновь пытались убить, но ничего не вышло...

Вместе с любовью паствы Кириона встретила в Грузии и неблагодарность. В  определенном церковном кругу он сказал:

 - Я был разлучен с родиной на долгих 20 лет. Издали следил я за вами и думал, что  за многие годы вы достаточно уяснили себе долг перед народом, но за это время вы потеряли единство. Разве что заново родитесь, по другому ваше исправление невозможно.

  Слова эти полны горечи, но как будто они сказаны на злобу дня.

  27 июня 1918 г., св. Кириона нашли убитым в собственной спальне Марткопской резиденции. Враги  уже на мертвого возвели последнюю клевету:"Покончил жизнь самоубийством."

  Зачем надо было убивать себя человеку, который за всю свою жизнь перенес множество унижений и лишений, никогда не помышляя о самоубийстве. На столе в его спальне так и остались раскрытые книги, которые Патриарх Кирион  взял с собой в тот вечер для работы...

  Народ не поверил клевете на Партиарха. И благодарная Грузинская церковь в 2002 г., причислила Кириона II к лику святых и нарекла его "Совестью церкви".

Патриарх, восстановивший автокефалию, похоронен в Сионском кафедральном соборе.

   По статье Кахабера Кенкишвили в журнале "Карибче" №23, 2005 г., и статье Д. Джапаридзе в газете "Квирис палитра" от 18 сен. 2006 г.

 

    Патриарх  св. Амбросий (Хелая).

   Много чего можно сказать о нем. Но лучше всего  говорят о Патриархе Амбросии его слова, сказанные им большевикам:"Душа моя принадлежит Богу, сердце Грузии, а с  телом моим что хотите, то и делайте."

  В 1995 г. решением Синода Грузинской Правослвной церкви он причислен к лику святых. День поминовения 29 марта.

  Святой исповедник Амбросий (в миру Бесарион Зосимович Хелая) родился в 1861 г., в Мартвили, в семье священника. После окончания  Тифлисской  семинарии  он вернулся в родную деревню и открыл в собственном доме школу, где бесплатно обучал грамоте.

  В 1887 г., был рукоположен в священники.

  После смерти жены принял монашество. Затем окончил Киевскую духовную академию.

  В 1902 г., св. Амбросий был возведен в сан архимандрита и был назначен настоятелем Челишского монастыря, затем, в 1904 - настоятелем монастыря св.Иоанна Крестителя.

  Вместе с другими духовными лицами он боролся за восстановление автокефалии Грузинской церкви. В 1908 г., после убийства экзарха Никона был отстранен от священнодействия и был выслан в монастырь св. Троицы Рязанской епархии. В 1911 г., его оправдали, но все-таки не дали права вернуться в Грузию. Шли годы, но любая его просьба о возвращении оставалась без ответа. В то же время в Грузии распространялись слухи как будто Амбросий был материально обеспечен и  потому не имел желания вернуться на родину. об этом он писал с горечью в одном  из писем:"Кое-кто считает, что я счастлив тем, что оторван от родины и как будто я материально хорошо устроился. Наверное, тот, кто это писал, никогда не испытывал одиночество души и не чувствовал тот холод, который переживает изгнанник, если он не вступил на путь вырождения и у кого еще не болит сердце об участи родины."

  В 1917 г. св. Амбросий  вернулся в Грузию и был назначен епископом Чкондидской епархии, в 1918 г., - митрополитом Цхумабхазским.

  В октябре 1921 г., после советизации Грузии  св. Амбросий был избран Католикосом -Патриархом.

  Исповедник Амбросий, как духовный отец народа возвысил голос против незаконного военного вторжения России.

  Патриарх Амбросий собрал документы о гонениях на Церковь, об ограничении употребления грузинского языка и передачи исторически грузинских земель в распоряжении других республик и направил это в разные государственные инстанции, но все было напрасно.

  В 1922 г., он отправил обращение к Генуэзской конференции. От имени грузинского народа патриарх Амбросий, как первосвященник Церкви, требовал вывода Красной армии и объявления референдума.

  Конференция никак не отреагировала на это обращение. Зато  на патрарха усилились гонения на родине. Вскоре патриарх Амбросий и 9 членов его совета были арестованы. Их обвиняли в послании меморандума и укрывательстве церковных ценностей. Вместе с ними перед судом предстали; Кутаисский митрополит Назарий (теперь причисленный к лику святых), архимандрит Павел (Кавтарадзе), настоятель Кашуэтской церкви Каллистрат Цинцадзе, настоятель Дидубийской церкви  Иосиф Мирианашвили и т.д.

  Процесс широко освещали в прессе, описывая подробно "возмущение рабочего класса". Когда Патриарх покидал зал суда, то специально приглашенные комсомольцы забрасывали его яйцами.

  В последнем слове св.Амбросий сказал:

 "...Мы, как священнослужители, подчиняемся властям и за них должны молиться, но это не значит, что не имеем права смотреть на их действия критическим взглядом и не называть их ошибок.... Если я видел угрозу для народа, я был обязан возвысить об этом голос... Что касается  сокрытия церковного имущества, то это  произошло без меня. А если бы я и был его участником, то и тогда не признал себя виновным. Как  священник, я обязан заботиться о  имуществе церкви....

  Как предки наши считали сладостью принять мученья за родину и веру, так же  и для меня будет радостью любое наказание, которое присудит мне Верховный Суд. это будет венец для того креста. который на меня возложен  и который я несу вот уже 37 лет..."

  Никто из обвиняемых не признал себя виновным. Приговор Католикосу предусматривал смертную казнь, но, учтя возраст подсудимого, ему присудили 8 лет строгой тюремной изоляции с полной конфискацией имущества.

  В тюрьме Католикос Амбросий держался так спокойно, будто ничего не произошло. Власти требовали, чтобы он отрекся от патриаршества. но получили отказ. В 1924 г. Патриарха освободили по амнистии. Как только он вышел из тюрьмы тут же  пешком направился в Сионский кафедральный собор. Новость о его освобождении  молнией разнеслась по всему городу. И когда Патриарх Амбросий вошел в притвор, увидел, что собор полон людьми. Народ в едином порыве стал перед ним на колени. Св.Амбросий с радостью сказал: "Как видно, христианство в Грузии никакая сила не уничтожит!"  В своей первой проповеди после освобождения Патриарх поблагодарил всех сочувствовавших ему за поддержку, когда он был в тюрьме и заключил: "Это был результат не моего достоинства, а того, что вы  все любите Мать-Церковь.."

   Он скончался во время Литургии 29 марта 1927 г. "Призри, Господи, на лозу твою виноградную, которую Ты благословил!" - воскликнул Патриарх Амбросий, перекрестил трижды народ и предал Господу свою блаженную душу.

  Похоронен в Сионском кафедральном соборе.

 

Подготовлено по статье в журнале "Дедаеклесия" №5, 2005 г.

 

Патриарх   Каллистрат (Цинцадзе)

       (1866-1952)

Каллистрат Михаилович Цинцадзе родился  в 1866 г., в Ванском р-не в деревне Тобаниери в семье священника. В 1873 г., он поступил в Кутаисское духовное училище, после его окончания продолжил обучение в Тбилисской духовной семинарии. Его, как одаренного студента, Д.Сараджишвили отправил в Киевскую академию за свой  счет. Там Каллистрат Цинцадзе защитил диссертацию и получил богословскую степень.

В Киеве он познакомился со своей будущей женой. Однажды Каллистрат с другом шел по улице и, увидя молодую женщину, гуляющую с двумя детьми, сказал ему: "Она станет моей женой." Товарищ только недоверчиво засмеялся. Прошло какое-то время. Однажды профессор академии пригласил Каллистрата в гости. Именно там он вновь увидел ту самую незнакомку. Оказывается, она работала гувернанткой в семье профессора. Немка Отилия Томас была лютеранка. Она вскоре приняла православие  с именем Нино. Затем молодые поженились и приехали в Грузию.

 О.Каллистрата Цинцадзе тут же назначили настоятелем Дидубийской церкви.

В 1903 г., он стал настоятелем Кашуэтской церкви.

В 1923 г. о.Каллистрата Цинцадзе вместе с Католикосом -Патриархом Амбросием (Хелая) и другими священниками арестовали и посадили в Метехскую тюрьму.

В этот период его жена увезла 6-рых детей в Абастумани. там она готовила еду, продавала ее и так содержала семью.

В 1925 г., о.Каллистрата  и других священников выпустили из тюрьмы...

После открытия Тбилисского университета ему предложили звание профессора и возможность чтения лекций, но взамен потребовали остричь бороду и снять омофор. Естественно, получили отказ: "Моей пастве не изменю!"

Тем не менее это не помешало ему пожертвовать свою огромную библиотеку только что основанному университету.

Его очень уважали его бывшие ученики, среди которых был и  Иосиф Сталин.

Синод избрал о.Каллистрата Цинцадзе Католикосом -Патриархом в 1932 г. Его стали просить развестись с женой для принятия патриаршего посоха. Он отказывался, говоря:" Она иностранка. Я ее привез в Грузию. Как я могу с ней  сейчас развестись?" Тогда вся делегация пришла к матушке Нино. Выслушав их, она сказала:" Если бы я была грузинкой. могла бы не согласиться. Но я немка и вижу, что весь народ избрал Каллистрата своим духовным отцом. Как я могу быть против?"

Они расстались. Патриарх снимал для своей семьи дом во Мцхета.

  В 1937 г. обрушился на него новый удар - Берия арестовал его старшую дочь Нино. О.Каллистрат несколько раз писал Сталину, но все было безрезультатно. Вскоре дочь Патриарха расстреляли.

  Во время войны  грузинская церковь, возглавляемая патриархом Каллистратом, первой собрала 20000 рублей и отправила эту сумму на нужды армии. Этому примеру последовали и другие церкви. Патриарх Каллистрат получил награду от "отца народов".

   Дьякон Амбросий (Кутаисели) рассказывал:

 - После возвращения из ссылки я спросил у Патриарха Каллистрата: "Как Вы могли молчать, когда знали, каково нам там?" Патриарх встал передо мной на колени:"Прости меня!" И те муки, которые пришлось  мне вынести в заключении, тут же забылись, при виде того, что сам Патриарх стоит передо мной  коленнопреклоненный.

   Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) скончался 3 февраля 1952 года. Похоронили его  в Сионском кафедральном соборе.

 

      Подготовлено по статье Натии Утиашвили в журнале "Тбилисели", № 45, 2005 г., и статье Кахабера Кенкишвили в журнале "Карибче" № 23, 16 дек. 2005 г.

 

            Патриарх  Ефрем (Сидамонидзе).

 

     Будущий Патриарх Ефрем II родился в верующей семье и с детства мечтал о монашестве. Однажды он убежал из дома и пришел к настоятелю Кватахевского монастыря с просьбой:

 - Примите меня послушником.

  Настоятель принял, но потихоньку выяснил откуда мальчик родом и вызвал отца. Отец послушника, Шио пришел в монастырь, взял благословение у игумена, приветствовал каждого из братии, подошел в конце и к сыну, сложил руки лодочкой и сказал:

 - Благослови, маленький батюшка...

  На что настоятель заметил Григолу ( так звали будущего  Патриарха в миру):

  - Рано тебе еще в монахи. Сперва надо много учиться, чтобы принести Родине много пользы.

  Мечта мальчика  исполнилась через 20 лет.

  В 1922 г., стал он иеродьяконом.

  А в 1937 г., епископа Ефрема арестовали как "врага народа". дали 10 лет и выслали в Сибирь - рубить лес в тайге....

... В лагере был один надзиратель-еврей. который отличался особой жестокостью к заключенным. Особенно измывался над священниками. Он заставлял о.Ефрема выполнять самую грязную и тяжелую работу. Через какое-то время этого надзирателя перевели в другую тюрьму и все с облегчением вздохнули. Вскоре пригнали новый этап, среди которого оказался тот самый вертухай. С ним никто не контактировал. Тогда о.Ефрем протянул ему руку помощи и даже уступил ему свою койку. Его доброта произвела на нового арестанта такое впечатление, что впоследствии этот еврей крестился.

  В 1944 г., о.Ефрема освободили из тюрьмы.

  Говорили, что его документы каким-то образом попали на стол к Сталину. В них значилось, что зек Григол Сидамонидзе, уроженец Горийского уезда, учился в семинарии в те же годы, как и Иосиф Виссарионович. Все это по всей вероятности подействовало на Сталина и он велел освободить своего ровесника.

  Расконвоированный  епископ Ефрем пешком, очень медленно шел на родину. (В заключении перенес он такой голод,  что   с трудом передвигался и еще  долго не мог есть обыкновенный хлеб.)  За ним следовал еще один освобожденный. Так дошли они до большой реки. Должны были сесть на переправу, но перевозчик не пустил:

  - Посадка  окончена!

  Как ни просили его, все было напрасно. Так и остались двое опаздавших на берегу - ждать следующего рейса через неделю. Но ждали напрасно. Потом выяснилось, что в пути переправу разбомбили немцы...

    Епископ  воздал хвалу Господу за спасение. Впоследствии вспоминал: "Я все думал тогда, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе, как вернусь домой,  на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель."

   Так и сделал по возвращении. И, первое, на чем остановился его взгляд, была икона  св.Серафима Саровского.

   ...Настало в Грузии время выбирать нового патриарха. В 1960 г., на выборах победил  Давид, следующий патриарх после Ефрема. Несмотря на это, он встал и сказал:

  - На патриаршем престоле церкви, где есть такие священники, как епископ Ефрем Сидамонидзе, мне делать нечего! - и уступил ему место.

   В течение 12-ти лет управлял Грузинской церковью Ефрем II. Это был очень сложный период: внешнее политическое потепление и в то же время очередные гонения на духовенство. Никита Хрущев даже объявил, что скоро покажет последнего священника по телевизору.

  Поэтому везде стали закрываться церкви, монастыри и духовные семинарии.

  В Тбилиси осталось действующих всего 7 церквей. Советское правительство потребовало от Патриарха Ефрема закрыть Мтацминдскую церковь, основанную еще св. Давидом Гареджийским, в которой службы никогда не прекращались.

   Тогда Патриарх завернул в газету топор и отправился прямо в ЦК партии.

   - Что это у вас, господин Ефрем? - удивленно спросил у него председатель Совета Министров Гиви Джавахишвили с долей иронии.

  - Это топор, - несмущаясь объяснил Патриарх. - Если вы закроете Мтацминдскую церковь, тогда отрубите мне голову! А если вы этого не сделаете, я сам себя убью и весь мир узнает какие вы палачи!

  Члены правительства растерялись...

   Служба в Мтацминдской церкви так и не прекратилась.

   Патриарху Ефрему, несмотря на атеистическое время, удалось добиться разрешения издать 5000 Евангелий.

  - На 500 мы еще как-нибудь закроем глаза. - твердил председатель Совмина.

  - 500 мало. Самое меньшее 5000, - упорно стоял на своем Патриарх, не желая слушать о том, что вся бумага идет только на издание трудов Ленина и аналогичной литературы.

  В конце концов Джавахишвили стукнул по столу кулаком:

  - Вот заладили:"5000, 5000". Сказано вам : 500 и точка!

  Патриарх встал во весь рост.

 - Ты на кого кричишь?! На главу 2000 - летней Грузинской церкви?! Я с тобой больше и разговаривать не буду! - и с этими словами вышел из кабинета.

  Чиновникам в итоге пришлось уступить.

  В 1963 г., Патриарх Ефрем открыл во Мцхета духовную семинарию, хотя по всему Советскому Союзу их старательно закрывали...

  Несмотря на высокий сан блаженейший Ефрем обладал редким смирением и простотой.

 После вечерней службы иногда он выходил в простой рясе пройтись по кривым улочкам старого Тбилиси. Присаживался к нищим поговорить о том о сем. Как-то проходили студенты и подали ему 5 копеек, не зная,  кто сидит перед ними. Патриарх бережно хранил эту милостыню, как дар любви.

  Однажды приехали в Грузию 2 русских священника специально, чтобы посетить Патриарха. Зашли в Сионский собор и, увидев, сидящего у стены бедно одетого монаха, окликнули его:

 - Эй, послушник!

 - Я не послушник, - спокойно ответил Ефрем.

 - Ну, кто ты, монах, что ли?

 - Нет, не монах, выше бери!

 - Что, иеромонах?

 - Нет, еще выше.

 - Епископ? - в голосе высоких гостей чувствовалось удивление.

 - Еще выше!

 - Патриарх?! - изумились они и преклонили перед ним колени....

... Патриарх Ефрем часто молился перед иконой "Благовещенья" такими словами:

- Святой Архангел Гавриил! Как когда-то ты обрадовал Пресвятую Богородицу, так и мне подари радость, и если будет на то воля Божья, исполни мою молитву.

   Услышал его Господь и призвал к Себе 7 апреля....

 

Подготовлено по статье Лелы Джакишвили в газете "Квирис палитра" и статье Кахабера Кенкишвили в журнале "Карибче" №23, 2005 г.

 

Версия для печати.
Опубликовано на сайте Ïîðòàë-Credo.Ru <http://portal-credo.ru/>
06-12-2002 15:16 "БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ": Знак Божий. За три дня до трагедии Норд-Оста на теле ребенка проявилось пророчество

 

 

 ÏÐÎØËÎÌ íîìåðå "Æèçíü" íà÷àëà ðàññêàçûâàòü îá óäèâèòåëüíîì ìàëü÷èêå èç Êóòàèñè, íà òåëå êîòîðîãî ïîÿâèëèñü ðàíû Õðèñòà, èç êîòîðûõ âìåñòî êðîâè ñî÷èòñÿ áëàãîóõàííîå ìèðî. <http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=819>

А временами на его коже появляются буквы и цифры. Так, накануне трагедии, случившейся 11 сентября 2001 года в США, появились цифры "11" и "9" и слово "разрушение".

И журналисты "Жизни" с изумлением узнали, что и накануне недавней московской трагедии высшие силы через этого мальчика предупреждали о грядущей беде.

Услышав, что мы из России, куда тоже докатилась весть о "грузинском чуде", Торнике долго молчит. Мы уже решили, что вот сейчас он развернется и уйдет, как, по рассказам его земляков, не раз бывало прежде. Но он вдруг открывает дверь в свою комнату и жестом приглашает нас войти.

У одной из стен - множество икон. Многие из святых ликов мироточат - в нижние части рамок уложены кусочки ваты, которая впитывает священное масло.

Одна из икон от капелек святого масла искрится на солнце. Это образ Серафима Саровского.

Заметив, что мы задержали на ней взгляд, Торнике говорит:

- Этот святой старец приходил ко мне в видении. В самый канун трагедии в Москве, когда много людей стали заложниками.

"Норд-Ост"

- Ты говоришъ о "Норд-Осте"?

- Да. За неделю до этого мне явился старец. Он был очень печален. Сказал, что бесы, которые с немыслимой быстротой плодятся на земле, выдают себя за проповедников истинной веры. А сами тихо роют огромную гробницу, которую хотят заполнить плененными неопытными душами. Говорил о том, что все православные должны построить сообща большой храм и зажечь в нем большую лампаду. Я понял, что Серафим Саровский бесами именовал сектантов, которых и впрямь в последнее время развелось на земле видимо-невидимо. А говоря про единый храм, призывал православных объединиться в своей вере, в любви к Господу и друг другу. Еще старец горевал о безвинных жертвах, которых так "много было и много больше еще будет".

- А почему ты решил, что это был Серафим Саровский?

- Он сам мне так назвался. Когда Торнике поведал о своем видении настоятелям кутаисских храмов, они попросили мальчика рассказать, как выглядел старец. Торнике описал его словами, а потом нарисовал. Один из батюшек принес икону Серафима Саровского. "Да, это он, - сказал Торнике. - Старец, который со мной разговаривал".

 

20 октября (через несколько дней после явления Серафима Саровского) на теле Торнике проявились цифры "23" и "10", слово "страдания" и какие-то непонятные знаки. Похожие на те, что появлялись накануне трагедии в Нью-Йор-ке, страшного наводнения в Европе, унесшего в нынешнем августе многие сотни жизней, схода ледника в Северной Осетии. Торнике понял: скоро случится большая беда. Но где она произойдет, ни Торнике, ни его духовный отец разгадать не смогли. Вечером 23 октября надпись вдруг поблекла, и Торнике уснул с легким сердцем, посчитав, что беда миновала. А следующим утром весь мир узнал, что накануне в Москве были захвачены заложники.

Родные

Ни мама, ни отец, ни бабушка Торнике не были людьми набожными. В душе каждый из них веровал, но икон в доме не держали, не молились. Старший сын, брат Торнике Автандил, рос обычным хулиганистым мальчишкой: дрался, гонял мяч, лазал по чужим огородам. А младший лет с четырех вдруг увлекся вышиванием.

Однажды бабушка,. забеспокоившись, что малыша долго не слышно, вошла в его комнату и увидела, что, отыскав где-то обрывки шерстяных ниток, внук крошечными пальчиками вдевал их в штопальную иглу и вышивал на носовом платке глаза. Сулико была потрясена: Торнике не только никто и никогда не учил рукоделию, он даже никогда не видел, как этим занимаются другие.

- Это кто у тебя? Совенок? - спросила она, назвав первое, что пришло в голову.

Торнике кивнул.

Его детские вышивки бабушка и мама сохранили. Они милые и наивные: зайчики, белочки, воробьи. Но стоит приглядеться, как по коже бегут мурашки: у всех зверьков и птичек - человечьи глаза.

 

Лет в десять мальчик вдруг охладел к вышивке. И взял в руки иголку только после того, как на его теле появились мироточивые раны. И стал вышивать иконы, начиная, как и прежде, с глаз. Одну из них - "Успение Богородицы" - Торнике подарил одноименному храму, что находится в его родном Кутаиси.

Раны

Именно в этот храм, к иеромонаху Зинобе, пришел Торнике, когда на его теле появились мироточивые раны. Отец Зиноба уже слышал о Торнике, но к рассказам о нем относился скептически.

- Признаюсь, сомнения в моей душе были сильные, - говорит отец Зиноба. - Ни я сам, ни кто-либо из моих знакомых священников никогда не читали и не слышали о чем-то подобном. Я был склонен верить рассуждениям некоторых прихожан о том, что раны Торнике - это лукавство, что мальчик сам нацарапал их себе иголкой. Но первая же встреча с Торнике заставила меня поменять суждение.

 

Сначала отец Зиноба рассмотрел раны мальчика. На запястьях, лодыжках и - самую большую и глубокую, похожую на раскрытый рот рыбины, - в подреберье. Держа в руках край свитера Торнике, иеромонах почувствовал, что шерстяные нити насквозь пропитаны маслянистой влагой.

- Раны были такие страшные и глубокие, - продолжает отец Зиноба, - что я устыдился своих прежних мыслей. Человек не может нанести себе такие. Потом мы долго говорили с мальчиком, и я увидел в нем не несмышленого отрока, а мудрого чел-века с чистой и богатой душой. Мы говорили с ним о вещах очень сложных, говорили на равных, а в иные моменты мне казалось, что он видит дальше и глубже, чем я...

Патриарх

Вскоре после этого Торнике пригласил к себе Патриарх Грузии Илия II. О чем была их долгая беседа, никому не ведомо. Только после нее Патриарх, поручив духовное наставничество над Торнике отцу Зинобе, сказал иеромонаху: "Этому отроку достался драгоценнейший дар, но он же и тяжкий крест. Слепые сердцем, жестокие люди могут нанести его душе такую рану, от которой она не оправится. Будьте особо внимательны и добры к нему, помогите защититься от зла".

Ни Торнике, ни его духовные наставники не желали что-то доказывать материалистам, но, когда ученые попросили дать им для анализа немного влаги, которую источали раны мальчика, отказывать не стали. Ученые не смогли определить ее состав. Они точно так же, как их американские и японские коллеги, несколько лет назад предпринявшие попытку разложить собранное с икон масло на элементы, вынуждены были признать его неземное происхождение.

Душа

Иеромонах Зиноба, с которым мы долго разговаривали о Торнике, о его чудесном даре и о том, отчего именно этот мальчик был избран небесами, поведал нам о трагической судьбе его прапрапрадеда Амбросия Хелая, который был на престоле Патриарха Грузии с 1922 по 1927 год.

В конце 20-х отца Амбросия арестовали и бросили в тюрьму. Долгие месяцы коммунисты добивались от старика, чтобы он отрекся от веры. Его мучили ночными допросами, били, а он пытался вразумить своих палачей, умолял не губить свои души безверием.

Немощный, больной, он продолжал - втайне от стражников - свершать в камере молебны, исповедовать, причащать. Его отпустили на волю умирать - тюремные врачи сказали, что речь идет не о днях, а о часах. Но небесам было угодно, чтобы отец Амбросий прожил несколько недель. И каждое утро приходил в храм. Он умер во время службы, в алтаре.

- Торнике - потомок отца Амбросия в седьмом колене, - говорит отец Зиноба. - Может, это тоже сыграло роль, когда там, на небесах, делали выбор. Далеко не всякому под силу нести дар и крест, который достался Торнике. Конечно, этому отроку легче было бы в монастыре, но он сам должен решить, где ему быть: в обители или в миру. В прошлую нашу встречу Торнике сказал, что, окончив школу, хочет учиться иконописи. Если так велит его душа, пусть так и будет...

Чудо

 

Незадолго до нашего приезда в доме мальчика-пророка произошло еще одно чудо. Его явила икона Пресвятой Богородицы, которую Торнике вышил одной из первых. На защищавшем святой образ стекле проявилось изображение Матери Божией и младенца Иисуса.

А на следующее утро проявившийся на стекле образ замироточил.

- Душой я чувствую, что это очень важный знак, - сказал нам Торнике. - Но понять, к добру он или к худу, мне пока не дано. Жду, что святые старцы, которые приходят ко мне в видениях, разъяснят его смысл...

 

© Портал-Credo.Ru, 2002-2007. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru <http://portal-credo.ru/> обязательна.
Пишите нам: editor@portal-credo.ru <mailto:editor@portal-credo.ru>

 

Hosted by uCoz