Закон возмездия.

 

 

«Наказания   Господня, сын  мой, не   отвергай, и  не  тяготись обличением  Его; Ибо  кого  любит Господь, того наказывает  и  благоволит к  тому как отец  к  сыну Своему.»

Притчи  гл 3; 11, 12

 

 

Встретить  духовно –грамотного  человека в  наше  время – большая    редкость. И если  состоится  такая  встреча, да  еще  и  разговорится  такой  человек – тут  только  слушать  и слушать.

 И вот сидит напротив  меня  певчая,  высокая, коренастая  женщина, лет  под 60.Лицо   типичное для  средней  полосы  России, приветливая  улыбка, лучисто  карие  глаза.

О  ней  мне  известно  очень  мало. Знаю  только, что  всю  жизнь   провел  в  церкви,  раньше  работала  на  заводе,  сейчас  живет  тем,  кто что  подаст. С  больной   ногой ездиет из Рустави в  Тбилиси,  чтоб  только  побыть  на службе, попеть в  хоре,  Поет,  конечно,  бесплатнодля  души». Ночует  часто,  где  придется.

Первое,  что особенно  притягивает к  ней-  это  всегда  хорошее,  благодушное  настроение.

Одета  во  все  черное, в  руках  неименные  четки.

- Вы  не  монахиня? – спешу  я  удовлетворить  свое    любопытство.

- Нет, что ты, что ты, - машет рукой и смеется,- Куда  мне, грешной. Я  только  послушницей  была  при  монастыре,  да  и то недолго, Пришлось  сюда  приехать...

- Расскажите  о  себе...

- И рассказывать-то особенно нечего..ся  моя  жизнь  пошла  наперекосяк из-за  того, что я в  свое  время  старца  не  послушалась.

Я  тогда  молодая  была. В  церковь  часто  ходила, хотя в  то  время- послевоенное- мало  кто  ходил. Мои  подружки на  танцы   бегали, а  я  дома  сидела. Мать мне  все  выговаривала: иди, мол, и ты  туда. А я  отвечала:»Ну, что  мне там  там делать?» Мать,  конечно,  переживалаТы так и замуж  не выйдешь.» Я ей в ответ: «Буду  монахиней». Просто так тогда вырвалось, а Господь, видно, записал у  Себя это  слово.

И вот  поехали 3 девушки из нашего города в Почаев, к прозорливому старцу Иосифу. ( Нас  тогда только четверо  молодых со  всего Николаева на  всех  службах  бывали). Меня с  ними не  было- я на  заводе  в  то  время работала. При  встрече старец  им  сказалСмотрите, не  выходите  замуж. Сейчас  время  такое,  что  браки не  от  Бога. Мужья у  вас будут не  кормильцы , а  иждевенцы, на  вашей  шее  сидеть  будут. И дети сейчас  рождаются  не  в  радость, а  наказание

Эти  девушки вернулись  домой и по  его  совету не  вышли  замуж, а я  вскоре  согласилась  на  брак. И вот  до  сих  пор  раскаиваюсь.

- Так это же он  не Вам  лично  сказал.

- Видно  и  мне  это  было  адресовано. Господь через  кого-то  передал. Помнишь, в  житие  преподобного Феодосия  Кавказского описывается  случай   про  трех  девочек?...Пришли к  нему  в  обитель три десятилетние  девочки проситься в  послушницы. И он  их  принял. А  на  другое утро приехали их  родители, чтоб забрать их  домой. Батюшка им  говоритНе забирайте  их . Они – Божьи избранницы.» Двое  матерей  послушались и оставили своих дочерей в  обители, а третья забрала  дочку домой. Потом та  выросла и вышла  замуж за пьяницу, как иносказательно предсказывал  ей о. Феодосий, да еще и детей –дебилов  народила. Так сама мать испортила жизнь своему ребенку.

Тоже самое и у меня получилось. Вышла замуж, а мой муж меня в церковь не  пускал, бил меня из-за этого. Пришлось мне развестись. Да еще с какими мытарствами.

И детей своих из-за этих постоянных скандалов упустила. Оба сына мои пьют...

Э, да что вспоминать..от, что значит непослушание...

Разговор наш, не помню как зашел о нашей ответственности за грехи  предков.

- Вот хоть меня возьмем к примеру,- оживилась вновь моя  собеседница.- Дедушка мой был  дьяконом. Всем известно, как священники аши иногда грешат либо сребролюбием, либо чревоугодием, - говорит она без всякого  осуждения и крестится.- Господи, милостив буди к нам  грешным. Видно,  и дедушка мой, Царстао ему небесное, тоже, наверное, что-то не так делал. Что именно, не знаю, только  случился с ним несчастный  случай. На Крещение ходил он с крестным ходом по нашей деревне, поскользнулся , упал и  сломал шейку бедра на правой ноге. Тогда обезбаливающих не было и он терпел жуткие боли. Дошел до отчаяния и решил покончить собой. Чудом, в последний  момент его достали из петли.

Ему бы потерпеть то, что  Господь назначил, а он не выдержал, Ведь больше сил креста не дается. Потом дедушка скончался. Но , видно, недостаточно очистился через болезнь  при жизни  или роптал, кто его знает. И поэтому нам, его потомкам пришлось доделывать. Проходит какое-то время и мой  отец ломает именно правую ногу. Но уже не шейку бедра, а голень, что, конечно, легче заживает. Потом настала моя очередь. Иду по дороге и слышу внутренне Ангел мне говоритОсторожно, сейчас ты сломаешь ногу.» Мне бы  перекрестить дорогу и идти, а я не обратила внимания. Иду себе вперед. Тут же упала. По боли чувствую – перелом. Проходит еще  какое-то время и мой  младший сын ( он отвечает за мой род, а старший сын отвечает за род моего мужа)  падает и тоже ломает правую ногу. У него потом прошло, а у меня до сих пор не заживает. Трофическая язва образовалась.

Ну, что это? Совпадение?

Выяснять, копаться в причинах – бесполезно. Надо только терпеть, что Господь посылает

Впрочем, это везде так. Верующий, неверующий, буддист или мусульманин – все  одинаково несут ответ.

Вот у нас недавно соседа ассирийца в драке убили. Топором или ножом ударили в голову. Осталась вдова с детьми.

На похоронах всплыл случай давно минувших дней. Оказывается, в 30-х  годах отец его был чекистом. Как-то поехал он кого-то арестовыватьрестованный бросился бежать. И хотя чекист мог его легко поймать (конный пешего-то), он вместо этого выстрелил ему в голову и убил за попытку к бегству убитого тоже осталась жена с детьми.. И через 60 лет все то же самое произощло с его сыном, которому пришлось мученической кончиной искупать грех отца.. Да, наверно и свои тоже, накопившиеся за жизнь. Святые отцы говорят, мученическая кончина множество грехов очищает....

Долго мы так беседовали. Некоторые ее слова у меня вызывали улыбку своей  наивностью, и может быть, недостатком образования.

         Хотя это не важно. Как сказал старец Захарий одной монахине, сожалевшей о своей неученностиБогу ученых не нужно, Ему одна любовь нужна.

                                         Вторая часть

 

 

....Странно, но  факт, возмездие за  то или  иное  плохое, видно лучше, чем  воздаяние за что-то  доброе.

Попалась мне  как-то книга «Церковьольница. Больной» Филимонова и пошла  показывать  ее одной  моей  знакомой.

Та. конечно,  тут же в  нее  углубилась.

-Смотри!- восхищается, -  точно  про мою  соседку,- и зачитывает мне – «Симптомы духовного заболевания: обморочное состояние во  время  службы».

- А кто  эта  соседка

- Это  целая история. У  нее  родился  больной  ребенок. До 9 лет она  носила дочку  на руках, т.к.  девочка  не  могла   самостоятельно  передвигаться. Сделали  несколько сложных  операций в  Москве. Девочка поправилась. Врачи  говорили – чудо.  Сейчас эта  девочка уже  замужем и имеет  своего ребенка, хотя  по  начальному  диагнозу  об  этом  нельзя  было  и  мечтать.

Представляешь,  какая  благодать над  этой  семьей?! Интересно, конечно,  почему.

Сама  моя  соседка это  прекрасно  чувствует,  но  по  сей  день она остается  нецерковным  человеком. На  службе  она падает в  обмороки, посты  держать  боится.  Надо показать  ей  книгу -  может ,  как-то  вразумится.

Сказано – сделано.  Последовал  звонок и «нецерковный человек» через  5 минут  сидел с нами на  кухне.  И тут же  попал  под детальное  разъяснение смысла  написанного. Вначале  гостья  слушала без комментариев, а  потом ее прорвало.

- Да, разве я неверующий  человек? Разве я  не  люблю Бога? Мне  тоже  хочется  причащаться. Просто как-то не  получается. А  то, я и свечки зажигаю, и где какую нищую  старушку увижу, всегда  дам  что- нибудь. У  меня  и  родители  такие  были. Нас , детей, в  семье  было  четверо. Так  они  во  время  войны  еще  двух детей, с  России эвакуированных,  усыновили. Ты  подумай, легко  ли  это  было?

- Считается, -подтвердила духовно начитанная  хозяйка, - сироту  воспитать, все равно, что церковь построить.

- Так вот, - продолжала соседка,- они этих  ребят  на  ноги поставили, образование  дали. Оба  мальчика потом снова  в  Россию  уехали..ак-то, мы уже все  взрослые были, один  из  них, Коля из Киева, звонит и говорит:» Мама, я  умираю.» А  мама ему  кричит в  трубку  по-грузински:»Приезжай, сынок, мы тебя здесь вылечим!».  Приехал, еле  передвигается, скелет скелетом. Моя  мама всю  жизнь санитаркой   проработала, так  она  всю  больницу ради  него  перевернула. И что вы  думаете, ожил  Коля. Мама от  него  не  отходила, с  ложки его  кормила, хотя  сама уже  была  немолодая.

Стал  Коля такой же, как и был. Уезжал, говорил: «Вы  мне  вторую  жизнь подарили, мама.»...

Вот ты  говоришь, что  спастись можно  только  в  церкви.  Моя  мать  не  ходила  в церковь, только  свечки святому Георгию зажигала. Тогда  такое  время  было. Только моя  мама, наверное,  святой была ,  столько  добра людям  делала

И умерла она  тихо, спокойноаботала  до  последнего, потом  слегла.Мы  пытались сделать  все  возможное, она  останвливала:» Не  мешайте мне,  не  терибите  меня.» Вижу,  смотрит куда-то  вдаль,  улыбается и руку  тянет, «Как  там  хорошо»- говорит. Потом вздохнула и испустила  дух.

Соседка замолчала, углубившись  в воспоминания. Моя  знакомая  вернулась  к  прерванной  теме  необходимости хождения  в церковь. Ее  собеседница вскоре  попрощалась и отправилась  к себе.

- Тяжелый случай,- вздыхает  поборница «церковного пути», закрывая  дверь,- Никак ее не  переубедишь...

Нужно ли, думаю я. О. А. Ельчанинов писал об  этом:

«Есть  люди  чудесного, райского типа, с  душой  до  грехопадения, детски простые  и непосредственные, чуждые  всякой  лжи  и злобы. И  это не  как  результат  какой-нибудь борьбы  с  собой – такими они рождаются  - людьми  без  греха. И  странно,   что  постоянно эти люди стоят вне  Церкви, даже  иногда  совсем  обходятся  без  религии.  Они  слишком  просты  и цельны,  чтобы  богословствовать, и слишком  просты  и целомудренны,  чтобы выражать свои  чувства какими-нибудь  словами или знаками (обряд). В религии самое  важное не  вера, а любовь к Богу. Бога  они любят, потому что  они любят Красоту, Добро, Истину – а это все стихии Божества. Сколько  есть людей, утверждающих, что они верующие, и не имеющих этого чувства Красоты, Добра, со злобой и грехом в душе, с полным безразличием к Истине, так как ее вполне заменяют полторы дюжины маленьких истин, за которые они самолюбиво держатся. А те – простые и верные души, живущие и на земле в радости, - после смерти, я уверен, прямо идут в Царство  Света и Радости, как « подобное всегда  стремится к подобному и в обществе святых – простых и блаженных душ – они чувствуют себя, как в своей родной стихии. Мы, так называемые «верующие», говоримпойду», а не идем, а они ведь и не говорят « не пойду», а просто исполняют волю Отца».

Высказывать все  это вслух   значило начать новую полемику, чего мне совсем не хотелосьа и зачем. Закон возмездия сам рассудит  кому что....

                                                                   10 авг. 2001

 

 

 

 

 

 

 

         Письмо  в газету «Квирис политра» от 25.10.04

«Сейчас я о многом жалею, но что делать,  сломанное  - не исправишь, говорят. Хотя и это не так. Главное, захотеть и покаяться.

В 20 -25 лет я поехал в Сибирь с моими ровесниками. Тогда ездить на заработки в Россию было так же модно, как сейчас в Европу. Мы рубили лес. Деньги выдавались нашему бригадиру - белорусу Игорю. Затем он распределял их между нами. Вдруг как-то обнаружилось, что Игорь нас обманывал и часть денег прятал. Когда я это узнал, почувствовал себя очень оскорбленным. Дело дошло до рукопашной. Не знаю, как я так разъярился, что себя уже не контролировал. Схватил обрезок железа и ударил Игоря по голове, да так, что проломил ему кость над правой бровью. Вид крови остудил мой объятый злостью ум. Отбросил я железку и огляделся. Ребята в страхе разбежались кто куда. Только он и я были в лесу… Ясно, что меня ждала тюрьма. Понял я, что надо было делать и бежал из леса. Не взял ни одежды ни денег. 3-4 года скитался по Средней Азии. Затем вернулся в Грузию. Обзавелся семьей и никогда не думал ни о Сибири ни о Игоре.

Прошло 30 лет. У моего единственного сына родился первенец. Его назвали моим именем - Бидзина (1). Он еще был в роддоме, когда врач вызвал меня и его отца и сказал, что у ребенка врожденный дефект - отсутствует кость над правой бровью, как будто кто вырезал. Врач научил нас как надо поступить.

Тогда первый раз в моей памяти всплыл Игорь и совесть уже не давала мне покоя.  Я увидел внука в роддоме - на лбу у него была как бы вмятина.

В тот же вечер перерыл я старые бумаги. Нашел адрес одного моего знакомого. Этот парень был  тогда вместе со  мной в Сибири. Мне повезло - адрес не изменился. Связался с ним с большим трудом и спросилО Игоре что знаешь? Жив ли он?» "Не знаю, говорит, его тогда вывезли в больницу на вертолете."

"Может, поможешь найти адрес семьи Игоря," попросил я его.

Он постарался и отыскал координаты Игоря в Белоруссии. Перерыл я что у меня было и, свернув грузинскую бурку для подарка, я вылетел в Минск исправлять свою ошибку. Это были те дни, когда маленького Бидзину повезли в Москву на операцию. Заплаканная жена говорила мне:" Ребенок в таком состоянии, а ты куда едешь?" Не мог же я ей сказать, что за мой грех наказан малыш и его спасение только от меня и зависело. Тогда я так верил.

Приехал я в Минск. Постучал в дверь к Игорю. Он меня тут же узнал, чуть с ума не сошел 70-летний старик. Онемев, слушал меня, когда я просил у него прощенья. Над правой бровью у него было видно углубление - раздробленную кость удалили хирурги. Приехал я в Москву и тут же пошел в церковь, на исповедь. И только после этого позвонил в больницу узнать о внуке. "Мы спасены, " - ответил мне мой сын.

            Бидзина К.

            Тбилиси.

Hosted by uCoz