Закон возмездия.
«Наказания
Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением
Его; Ибо кого любит Господь, того наказывает и
благоволит к тому как отец к
сыну Своему.»
Притчи гл 3; 11, 12
Встретить духовно –грамотного человека в наше время –
большая редкость. И если состоится такая
встреча, да еще и разговорится такой человек –
тут только слушать и слушать.
И
вот сидит напротив меня певчая, высокая, коренастая
женщина, лет под 60.Лицо типичное для средней
полосы России, приветливая улыбка, лучисто карие глаза.
О
ней мне известно очень мало. Знаю только,
что всю жизнь провел в церкви,
раньше работала на заводе, сейчас живет
тем, кто что подаст. С больной ногой ездиет из
Рустави в Тбилиси, чтоб только побыть на службе,
попеть в хоре, Поет, конечно, бесплатно,»для души». Ночует часто, где придется.
Первое,
что особенно притягивает к ней-
это всегда хорошее, благодушное настроение.
Одета
во все черное, в руках неименные четки.
-
Вы не монахиня? – спешу я удовлетворить
свое любопытство.
-
Нет, что ты, что ты, - машет рукой и смеется,- Куда мне, грешной. Я
только послушницей была при монастыре, да и
то недолго, Пришлось сюда приехать...
-
Расскажите о себе...
-
И рассказывать-то особенно нечего...Вся
моя жизнь пошла наперекосяк из-за того, что я в
свое время старца не послушалась.
Я
тогда молодая была. В церковь часто ходила, хотя
в то время- послевоенное- мало
кто ходил. Мои подружки на танцы бегали, а
я дома сидела. Мать мне все выговаривала: иди, мол, и
ты туда. А я отвечала:»Ну, что мне там там делать?» Мать, конечно, переживала:»Ты так и замуж не выйдешь.» Я ей в ответ:
«Буду монахиней». Просто так тогда вырвалось, а Господь, видно, записал
у Себя это слово.
И
вот поехали 3 девушки из нашего города в Почаев, к прозорливому старцу
Иосифу. ( Нас тогда только четверо молодых со всего Николаева
на всех службах бывали). Меня с ними не было- я на заводе в то время работала.
При встрече старец им сказал:»Смотрите,
не выходите замуж. Сейчас время такое, что
браки не от Бога. Мужья у вас будут не кормильцы , а иждевенцы, на вашей шее
сидеть будут. И дети сейчас рождаются не в
радость, а наказание.»
Эти
девушки вернулись домой и по его совету не вышли
замуж, а я вскоре согласилась на брак. И вот
до сих пор раскаиваюсь.
-
Так это же он не Вам лично сказал.
-
Видно и мне это было адресовано. Господь
через кого-то передал. Помнишь, в житие преподобного Феодосия Кавказского описывается
случай про трех девочек?...Пришли к нему
в обитель три десятилетние девочки проситься в послушницы. И
он их принял. А на другое утро приехали их
родители, чтоб забрать их домой. Батюшка им говорит:»Не забирайте их . Они – Божьи избранницы.»
Двое матерей послушались и оставили своих дочерей в обители,
а третья забрала дочку домой. Потом та выросла и вышла замуж
за пьяницу, как иносказательно предсказывал ей о. Феодосий, да еще и
детей –дебилов народила. Так сама мать испортила
жизнь своему ребенку.
Тоже
самое и у меня получилось. Вышла замуж, а мой муж меня
в церковь не пускал, бил меня из-за этого. Пришлось мне развестись. Да еще с какими мытарствами.
И
детей своих из-за этих постоянных скандалов упустила. Оба сына мои пьют...
Э,
да что вспоминать...Вот, что значит непослушание...
Разговор
наш, не помню как зашел о нашей ответственности за
грехи предков.
-
Вот хоть меня возьмем к примеру,- оживилась вновь
моя собеседница.- Дедушка мой был дьяконом. Всем известно, как
священники аши иногда грешат либо сребролюбием, либо чревоугодием, - говорит
она без всякого осуждения и крестится.- Господи, милостив
буди к нам грешным. Видно, и дедушка мой, Царстао ему небесное,
тоже, наверное, что-то не так делал. Что именно, не знаю, только случился
с ним несчастный случай. На Крещение ходил он с крестным ходом по нашей
деревне, поскользнулся , упал и сломал шейку
бедра на правой ноге. Тогда обезбаливающих не было и
он терпел жуткие боли. Дошел до отчаяния и решил покончить собой. Чудом, в
последний момент его достали из петли.
Ему
бы потерпеть то, что Господь назначил, а он не выдержал, Ведь больше сил
креста не дается. Потом дедушка скончался. Но , видно,
недостаточно очистился через болезнь при жизни или роптал, кто его
знает. И поэтому нам, его потомкам пришлось доделывать. Проходит какое-то время
и мой отец ломает именно правую ногу. Но уже не шейку бедра, а голень,
что, конечно, легче заживает. Потом настала моя очередь. Иду по дороге и слышу
внутренне Ангел мне говорит:»Осторожно, сейчас ты
сломаешь ногу.» Мне бы перекрестить дорогу и идти, а я не обратила
внимания. Иду себе вперед. Тут же упала. По боли чувствую – перелом. Проходит
еще какое-то время и мой младший сын ( он
отвечает за мой род, а старший сын отвечает за род моего мужа) падает и
тоже ломает правую ногу. У него потом прошло, а у меня до сих пор не заживает.
Трофическая язва образовалась.
Ну,
что это? Совпадение?
Выяснять,
копаться в причинах – бесполезно. Надо только терпеть, что Господь посылает
Впрочем,
это везде так. Верующий, неверующий, буддист или мусульманин – все
одинаково несут ответ.
Вот
у нас недавно соседа ассирийца в драке убили. Топором или ножом ударили в
голову. Осталась вдова с детьми.
На
похоронах всплыл случай давно минувших дней. Оказывается, в 30-х годах
отец его был чекистом. Как-то поехал он кого-то арестовывать.Арестованный
бросился бежать. И хотя чекист мог его легко поймать (конный пешего-то), он
вместо этого выстрелил ему в голову и убил за попытку к бегству.У убитого тоже осталась жена с детьми.. И через 60 лет все
то же самое произощло с его сыном, которому пришлось мученической кончиной
искупать грех отца.. Да, наверно и свои тоже, накопившиеся за жизнь. Святые
отцы говорят, мученическая кончина множество грехов очищает....
Долго
мы так беседовали. Некоторые ее слова у меня вызывали улыбку своей
наивностью, и может быть, недостатком образования.
Хотя это не важно. Как сказал старец Захарий одной монахине, сожалевшей о своей
неученности:»Богу ученых не нужно, Ему одна любовь
нужна.
Вторая
часть
....Странно,
но факт, возмездие за то или иное плохое, видно лучше,
чем воздаяние за что-то доброе.
Попалась
мне как-то книга «Церковь.Больница. Больной»
Филимонова и пошла показывать ее
одной моей знакомой.
Та. конечно, тут же в
нее углубилась.
-Смотри!-
восхищается, - точно про мою соседку,- и зачитывает мне –
«Симптомы духовного заболевания: обморочное состояние во время
службы».
-
А кто эта соседка
-
Это целая история. У нее родился больной ребенок.
До 9 лет она носила дочку на руках, т.к. девочка
не могла самостоятельно передвигаться. Сделали
несколько сложных операций в Москве. Девочка поправилась.
Врачи говорили – чудо. Сейчас эта девочка уже замужем и
имеет своего ребенка, хотя по начальному диагнозу
об этом нельзя было и мечтать.
Представляешь,
какая благодать над этой семьей?! Интересно, конечно,
почему.
Сама
моя соседка это прекрасно чувствует, но по
сей день она остается нецерковным
человеком. На службе она падает в обмороки, посты
держать боится. Надо показать ей книгу - может , как-то вразумится.
Сказано
– сделано. Последовал звонок и «нецерковный человек» через 5
минут сидел с нами на кухне. И тут же попал под
детальное разъяснение смысла написанного. Вначале
гостья слушала без комментариев, а потом ее прорвало.
-
Да, разве я неверующий человек? Разве я не люблю Бога?
Мне тоже хочется причащаться. Просто как-то не
получается. А то, я и свечки зажигаю, и где какую нищую старушку
увижу, всегда дам что- нибудь. У меня и
родители такие были. Нас , детей, в
семье было четверо. Так они во время
войны еще двух детей, с России эвакуированных,
усыновили. Ты подумай, легко ли это было?
-
Считается, -подтвердила духовно начитанная
хозяйка, - сироту воспитать, все равно, что церковь построить.
-
Так вот, - продолжала соседка,- они этих ребят на ноги
поставили, образование дали. Оба мальчика потом снова в
Россию уехали...Как-то, мы уже все
взрослые были, один из них, Коля из Киева, звонит и говорит:» Мама,
я умираю.» А мама ему кричит в трубку
по-грузински:»Приезжай, сынок, мы тебя здесь вылечим!». Приехал,
еле передвигается, скелет скелетом. Моя мама всю жизнь
санитаркой проработала, так она всю больницу
ради него перевернула. И что вы думаете, ожил Коля.
Мама от него не отходила, с ложки его кормила,
хотя сама уже была немолодая.
Стал
Коля такой же, как и был. Уезжал, говорил: «Вы мне вторую
жизнь подарили, мама.»...
Вот
ты говоришь, что спастись можно только в
церкви. Моя мать не ходила в церковь,
только свечки святому Георгию зажигала. Тогда такое
время было. Только моя мама, наверное, святой была , столько добра людям делала
И
умерла она тихо, спокойно.Работала
до последнего, потом слегла.Мы пытались сделать
все возможное, она останвливала:» Не мешайте мне,
не терибите меня.» Вижу, смотрит куда-то вдаль,
улыбается и руку тянет, «Как там хорошо»- говорит. Потом
вздохнула и испустила дух.
Соседка
замолчала, углубившись в воспоминания. Моя знакомая
вернулась к прерванной теме необходимости
хождения в церковь. Ее собеседница вскоре попрощалась и
отправилась к себе.
-
Тяжелый случай,- вздыхает поборница «церковного пути», закрывая
дверь,- Никак ее не переубедишь...
Нужно
ли, думаю я. О. А. Ельчанинов писал об этом:
«Есть
люди чудесного, райского типа, с душой до грехопадения,
детски простые и непосредственные, чуждые всякой лжи и
злобы. И это не как результат какой-нибудь борьбы
с собой – такими они рождаются - людьми без греха.
И странно, что постоянно эти люди стоят вне
Церкви, даже иногда совсем обходятся без религии.
Они слишком просты и цельны, чтобы
богословствовать, и слишком просты и целомудренны, чтобы
выражать свои чувства какими-нибудь словами или знаками (обряд). В
религии самое важное не вера, а любовь к
Богу. Бога они любят, потому что они любят Красоту, Добро, Истину –
а это все стихии Божества. Сколько есть людей, утверждающих, что они
верующие, и не имеющих этого чувства Красоты, Добра, со злобой и грехом в душе,
с полным безразличием к Истине, так как ее вполне заменяют полторы дюжины
маленьких истин, за которые они самолюбиво держатся. А те – простые и верные
души, живущие и на земле в радости, - после смерти, я уверен, прямо идут в
Царство Света и Радости, как « подобное всегда стремится к
подобному,» и в обществе святых – простых и блаженных
душ – они чувствуют себя, как в своей родной стихии. Мы, так называемые «верующие»,
говорим:»пойду», а не идем, а они ведь и не говорят «
не пойду», а просто исполняют волю Отца».
Высказывать
все это вслух значило начать новую полемику, чего мне совсем
не хотелось.Да и зачем. Закон возмездия сам
рассудит кому что....
10 авг. 2001
Письмо в газету «Квирис политра» от 25.10.04
«Сейчас
я о многом жалею, но что делать, сломанное - не исправишь, говорят.
Хотя и это не так. Главное, захотеть и покаяться.
В
20 -25 лет я поехал в Сибирь с моими ровесниками. Тогда ездить на заработки в
Россию было так же модно, как сейчас в Европу. Мы рубили лес. Деньги выдавались
нашему бригадиру - белорусу Игорю. Затем он распределял их между нами. Вдруг
как-то обнаружилось, что Игорь нас обманывал и часть
денег прятал. Когда я это узнал, почувствовал себя очень оскорбленным. Дело
дошло до рукопашной. Не знаю, как я так разъярился, что себя уже не
контролировал. Схватил обрезок железа и ударил Игоря по голове, да так, что
проломил ему кость над правой бровью. Вид крови остудил мой объятый злостью ум.
Отбросил я железку и огляделся. Ребята в страхе
разбежались кто куда. Только он и я были в лесу… Ясно, что меня ждала тюрьма.
Понял я, что надо было делать и бежал из леса. Не взял
ни одежды ни денег. 3-4 года скитался по Средней Азии.
Затем вернулся в Грузию. Обзавелся семьей и никогда не думал ни о Сибири ни о Игоре.
Прошло
30 лет. У моего единственного сына родился первенец. Его назвали моим именем -
Бидзина (1). Он еще был в роддоме, когда врач вызвал меня и его отца и сказал,
что у ребенка врожденный дефект - отсутствует кость над правой бровью, как
будто кто вырезал. Врач научил нас как надо поступить.
Тогда
первый раз в моей памяти всплыл Игорь и совесть уже не
давала мне покоя. Я увидел внука в роддоме - на лбу у него была как бы
вмятина.
В
тот же вечер перерыл я старые бумаги. Нашел адрес одного моего знакомого. Этот
парень был тогда вместе со мной в Сибири. Мне повезло - адрес не
изменился. Связался с ним с большим трудом и спросил:»О
Игоре что знаешь? Жив ли он?» "Не знаю, говорит, его тогда вывезли в
больницу на вертолете."
"Может,
поможешь найти адрес семьи Игоря," попросил я
его.
Он
постарался и отыскал координаты Игоря в Белоруссии. Перерыл я
что у меня было и, свернув грузинскую бурку для подарка, я вылетел в Минск
исправлять свою ошибку. Это были те дни, когда маленького Бидзину повезли в
Москву на операцию. Заплаканная жена говорила мне:"
Ребенок в таком состоянии, а ты куда едешь?" Не мог же я ей сказать, что
за мой грех наказан малыш и его спасение только от меня и зависело. Тогда я так
верил.
Приехал
я в Минск. Постучал в дверь к Игорю. Он меня тут же узнал, чуть с ума не сошел 70-летний
старик. Онемев, слушал меня, когда я просил у него прощенья. Над правой бровью
у него было видно углубление - раздробленную кость удалили хирурги. Приехал я в
Москву и тут же пошел в церковь, на исповедь. И только после этого позвонил в
больницу узнать о внуке. "Мы спасены, " -
ответил мне мой сын.
Бидзина К.
Тбилиси.