Вторая   профессия.

Группа выпускников, успешных,  пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе — выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было — кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте:
жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего
 лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть.

(Притча о счастье) 



 - ...Может, вам фонарь принести, батоно Серго? У меня хороший, с радио.

- Нет, спасибо, у меня свой, простой.

- Не хотите ли что-нибудь, уважаемый Серго?

- Не беспокойтесь, все, что нужно, я взял.

- С вашего разрешения покину вас, уважаемый.

- Конечно, батоно Омар, до вечера!

 Эта учтивая беседа происходила во дворе многоэтажного дома между одним из жильцов Омаром и пришлым незнакомцем рано утром. По всей видимости это был чернорабочий т.к был в рабочей куртке, с тачкой и мотком веревки.

На четвером этаже этот невинный разговор вызвал между тем небывалый ажиотаж.

- Назико, иди сюда быстро! – крикнул Нугзар с балкона в глубь комнаты своей жене. – Смотри, что творится.

Назико вышла и свесилась с перил, подозрительно осматривая двор. Там ровным счетом ничего не происходило.

Омар уже сел в свой джип и отъехал. Рабочий скрылся в подвале.

Нугзар ввел жену в курс дела.

- Омар, наверно, с  утра пораньше головой где –то ударился. С рабочим на «вы» разговаривает.

Назико смерила мужа красноречивым взглядом и вернулась к  прерванным делам, бурча по дороге.

- Мне б твои проблемы!

Хотя будь она в другом настроении, тоже бы отметила, что для резко разбогатевшего Омара вежливость явно не характерна. Что поделаешь, затемненые стекла джипов меняют мировозрение людей не в лучшую сторону.

А Нугзар продолжал дедуктировать.

Все-таки, странный он какой-то, этот Серго. Не похож на тех лбов, кто собирает металлолом и режет батареи по квартирам. Одет в старье, а вид - как в смокинге. Еще работать не начал, а уже в рукавицах. И лицо слишком уж какое-то такое… - Нугзар не смог найти подходящего определения. Потом чертыхнулся и зашел в дом. Какие иной раз глупости лезут в голову!

Серго работал быстро и качественно. Отсортировал книги от хлама, металлолом - по ценности, нашел два ламповых телевизора "Иверия" - редкая удача. Потом он их разберет и сдаст медь, куда надо, по хорошей цене.

Вдруг какой-то ржавый гвоздь прорвал рукавицу и распорол руку до крови.
Что ты будешь делать? Бывают такие мелкие неприятности на жизненном горизонте, которые резко меняют наши планы на неделю вперед. 

Рука эта была не раз травмированна. Из-за нее фактически вся жизнь  пошла по другому пути. Но он ни о чем не жалеет. Что ни делается, все к лучшему.

Но из-за этого дурацкого гвоздя придется отменять мероприятие, к которому Серго готовился целый месяц.

Он достал из верхнего кармана  куртки свой джентельменский набор: бинт и перекись. Без них он не шел на работу. Остановил кровь. Ерунда, конечно, но так и рассекретиться недолго. Дети, они наблюдательней взрослых. Итак уже один шустрый мальчишка на днях спрашивал:

- Как часто вы, Серго-мас, руки режете... Хоть бы наняли женщину, чтоб готовила вам обеды… 

Вот, все знают: и что сам готовит, и что руки режет.

Серго тогда отшутился. Свалил на что-то безобидное, но по глазам мальчишки понял, что тот не поверил. Не скажешь же детям, что он уже давно ведет двойную жизнь.....

   ...Пять дней в неделю он, Серго Ломоури, директор единственной музыкальной школы на высокогорье проводит уроки игры на скрипке. А на выходные, одевшись как обычный муша (1),  едет в Тбилиси и разгребает захламленные  подвалы. Денег за работу не берет. Единственное условие – дать ему весь хлам на самовывоз.

Люди охотно соглашаются: кому охота рыться в кучах мусора полувековой давности. Самим убрать надо, но руки не доходят, а нанимать кого-то - где лишние деньги у безработного населения.

 Удивительное дело, как ни пытался Серго скрыть свое положение, работодатели все ж узнавали, кто у них работает и вели себя соответсвенно тактично и не лезли в душу.

 Серго любил музыку без памяти. Но все же предпочел овладеть второй специальностью. Откуда знать, как жизнь сложится. Поэтому делал малярные работы и шил сумки, косметички. Родители  его были музыкантами и хотели, чтобы он продолжил их дело,приняв бремя директора музыкальной школы. Он не хотел. Позже он прочел, в книжке, которую дал ему духовник, одно изречение св. Отцов ''на должность надо назначать людей, которые не стремятся к должности''. Прочтя это, он  успокоился, т.к. до этого колебался его ли это было дело или нет. Тут надо отметить, что сыграла роль и сама  манера поведения его духовника.  Дело в том, что Серго ходил к старцу, в свое время отсидевшему за веру. Батюшка  был очень простой в общении и в то же время требовательный к себе. Своим духовным чадам он никогда не читал морали -как надо и как не надо, но многие вещи усваивались сами собой.


  И вот теперь Серго жил скрипкой и своими учениками. Музыкальная школа забирала все его время без остатка. Уроки, репетиции, мероприятия - раз и навсегда выбранный им образ жизни.

На себя у него никогда не хватало времени. Разговоры друзей  о женитьбе только раздражали своей нелепостью:

- Потом, потом, - твердил он. - Сейчас у меня времени совсем нет.

И начинал перечислять насущные проблемы: 

- ... Опять нот не хватает. Вот позарез ксерокс нужен. У многих моих ребят нет денег  на копии. Все из бедных семей. И еще новые диски с записями нужны. Недавно усилитель полетел...

Друзья закатывали глаза и меняли тему разговора.

Государство выделяло на школу крайне мало. Считалось, что искусство -  это не предмет первой необходимости. потому раз уж хотите  занимать свое место под солнцем,то и существуйте на самофинансировании.  Поэтому Серго  был необходим  источник дохода - подвалы.

 Во - первых -это был Клондайк.  Во – вторых, физический труд необходим человеку. А то, что при этом  часто приходилось делать большие марш- броски при этом, Серго нисколько не смущало. Еще в начале 90-ых, когда транспорт работал чисто символически, Серго привык ходить пешком из одного конца города в другой , чтобы провести  один единственный урок. Когда у человека есть цель, все остальные  сопуствующие трудности воспринимаются,  только как фон.

В физическом, или материальном плане, его альтернативная работа доставляла огромный простор  для фантазии. В хламе Серго часто находил целые нотные сборники и множество вполне приличных книг. Так при школе собралась  внушительная библиотека. Ведь его ученики должны быть всесторонне образованными и, к тому же, иметь хороший вкус. 

Еще Серго вел занятия по музыкальной литературе. Для этого у него имелись внушительные альбомы с тематическими вырезками из журналов, подобраны интересные случаи из жизни композиторов и музыкантов. Особый акцент делался в них на бескорыстном служении людям своими способностями.

Везде, где только можно, Серго развешивал плакаты с  биографиями своих кумиров и их фотографии. Расчет делался на зрительное восприятие: не хочешь да запомнишь хоть что-то.

Выглядело это примерно так:

"Илико Курхули- грузинский скрипач (1885-1954 гг.) провел 40 лет своей жизни в беспокойном хождении по миру, обойдя многие города и села Грузии, России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Финляндии, Турции, Греции, Франции, Болгарии. Он исполнял известные классические произведения на улицах и во дворах, чтобы  приобщить людей к искусству".  А внизу красным шрифтом - слова бродячего музыканта:"Музыка, как молитва, должна быть достоянием всех!"


Серго особенно почитал пр. Ефимия (Кереселидзе), собравшего и сохранившего множество нот   с  древними грузинскими песнопениями. Да еще когда - в годы богоборчества!

Директора –универсала многие знали в своем кругу. Серго вел уроки по скайпу ученикам из Германии. Педагогический талант не нуждался в рекламе. Иногда он задумывался, как пошла бы его жизнь, если не та травма  правой руки в армии. Его ждала блестящая карьера скрипача, возможно даже мировая известность. Но Господь отвел. Ведь слава всегда сопутсвует тщеславию. А тут, в высокогорной школе он на своем месте. Это ведь редкое счастье – осознавать, что ты именно там, где надо. Сколько людей меняют специальности, переезжают из страны в страну и не могут найти себя. А тут и искать не надо.

 

По ночам Серго трудился над собственной методикой обучения игры на скрипке и пианино. Сделано было много и результаты получены прекрасные, но все не хватало времени систематизировать и привести свой труд в достойный вид.

Вот в эту субботу он точно даст себе маленький отдых и засядет за бумаги.


Ответом на его мысли был звонок мобильного телефона. Незнакомый голос диктовал адрес. Еще подвал! И ждут его уже напредстоящие выходные, те самые! Обещали много металлолома. Нет, это никак нельзя упустить!

А бумаги – ну что ж, подождут других выходных. Или нет, лучше перенести их на следующий месяц ...

_________________________

Вечером того же дня Нугзар с балкона наблюдал прием работы подозрительного чистильщика.

Омар тряс ему руку.

- Большое спасибо, батоно Серго.

- Да что вы, не стоит.

- Может, вас подвести, батоно Серго?

- Если вас не затруднит, буду очень благодарен.

И Омар, нелюбимый соседями за свою заносчивость, стал грузить мешки с хламом в огромное чрево джипа.

-Назико-о-о! – раздалось с четвертого этажа.

Назико появилась на балконе как раз к концу погрузки.

Омар развернул свое грамоздкое транспортное средство и плавно выехал на трассу.

- Назико, - комментровал детектив –любитель, - тут дело нечисто. Либо это не наш Омар, либо муша – князь Багратион- Мухранский.

......   ......   ......

 

В реальной жизни прототип героя носит другое имя. Одно из его достоинств - скромность и  глубокое смирение. Только поэтому пришлось изменить его имя.  Не хочется лишать его заслуженной награды  у Царя Небесного. Если найдется спонсор, чтобы издать уникальную методику преподавания, свяжитесь с автором рассказа и получите контактную информацию.
                                                         
 Примечание:

1.     Чернорабочий ( гр.).