Дорога длиною в жизнь



  ....Любимой игрой Каллистрата была возня с песком. Крупинки сыпались с легким шумом и создавали правильные курганчики. Потом на них можно было рисовать палочкой занятные фигурки...

  Телега подпрыгнула на булыжнике и мальчика тряхнуло в сторону. Игра с песком уже в прошлом. Детство кончилось. Из раздумий его окончательно вывел голос прохожего:

  - День добрый, мамао! Куда путь держите?

  Отец натянул поводья и поздоровался.  Лошадь послушно встала.

  - Вот в Кутаиси едем. Сына учиться везу. Большой уже. Семь лет исполнилось.

  - Бог в помощь! Большим человеком станет ваш сын. - пожелал крестьянин. - Великое дело - грамота.

  О. Михаил улыбнулся в бороду и легонько тронул вожжами лошадь. Сыну же заметил:

  - Смотри, Каллистрате, Герсеван в жизни одной книги не прочел, а знает главное - вежливое слово сто замков без ключа откроет.

  Сам же невольно задумался над пожеланием.

  Кем станет его сын? Скорее всего, как и отец, бедным деревенским священником. Трудно в этом мире без протекции. Но как Бог даст.

  В Кутаисское духовное училище Каллистрата Цинцадзе приняли без волокиты. Мальчик сразу обратил на себя внимание.

  - Память у отрока прекрасная. - отметил учитель Закона Божьего.

  - И русским владеет отменно, хотя в деревне вырос.

  - Похвально. - улыбнулся смотритель.

   Песчинки времени сыпятся в горки воспоминаний. Вроде вчера Каллистрат первый раз переступил порог училища, а вот уже он юноша с пушком на щеках. Стоит и держит в руках табель об окончании оного заведения с отличием.

  - Тебе прямая дорога в Тифлисскую духовную семинарию. - благосклонно улыбается ему директор. - Большому кораблю большое плавание.

В Тифлисской духовной семинарии было неспокойно.  (1). В 1884 году Иосеб Лагиашвили убил ректора семинарии. Присудили ему 20 лет каторги на острове Сахалин. (2)

  Руководство тщательно следило за настроениями молодых умов. Не брезговали и личные дневники просматривать. Хотели, как лучше, в смысле уберечь неокрепшие умы от тлетворных веяний. А вышло наоборот. Ибо без любви все ничто. Многие семинаристы стали профессиональными революционерами. Да такими, что для них что человека убить, что муху прихлопнуть - все одно. Только импульс силы разный.

На то и свобода воли. А пока сидели они за партами вместе и будущие мученики и их палачи. Но пока ни те, ни другие о своих путях не догадывались.

Вот уже и семинария окончена с отличием в 1888 году. Его, как первого студента, представляют меценату Давиду Сараджишвили.(3)

Богат промышленник, коньяк свой по французской методе, но на грузинском сырье выпускает, всеми уважаемый человек. Одно плохо - Бог наследников не дал. Потому и все свои свободные деньги тратит на талантливую молодежь независимо от происхождения. Лишь бы в будущем для Грузии от них толк был.

Обычно фабрикант обращал особое внимание на служителей искусства или точных наук. Но тут особый случай - будущий священник. Что ж, Матери - Церкви как никогда нужны образованные люди.

Так оказался Каллистрат в Киевской духовной академии на полном пансионе известного винодела.

Тем не менее жил на чужбине очень скромно. Единственно, что приобретал - книги.

В Киеве он познакомился со своей будущей женой. Однажды Каллистрат с другом шел по улице и, увидев молодую женщину, гуляющую с двумя детьми, сказал ему: "Она станет моей женой." Товарищ только недоверчиво засмеялся. Прошло какое-то время. Однажды профессор академии пригласил Каллистрата в гости. Именно там он вновь увидел ту самую незнакомку. Оказывается, она работала гувернанткой в семье профессора. Немка Отилия Томас была лютеранка. Она вскоре приняла православие с именем Нино. Затем молодые поженились и приехали в Грузию.

В 1892 году Каллистрат Цинцадзе был рукоположен в сан священника к Дидубийской церкви Тифлиса. Позднее перевели его в Квашветскую церковь.

Где только не служил о. Каллистрат за тридцать последующих лет. Был и законоучителем в гимназиях и членом правления в семинарии. Пересеклись его пути с семинаристом Иосифом Джугашвили, впоследствии исключенным. 

  Всегда был сторонником восстановления автокефалии Грузинской Церкви. И взглядов своих не скрывал.

 За время служения родилось у них с матушкой шесть душ детей: Нино, Екатерина, Ангелина, Михаил, Марина и Мелания. 

В конце февраля или начала марта в Тифлисе всегда дует сильный ветер. На карнизах, и стенных нишах сор и песок, принесенные ветром, создают причудливые неповторимые узоры. И в жизни людей тоже все запутано, как не было до сих пор. А в том 1923 году и вовсе невиданное дело случилось - умники Бога отменили.

  Арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности Католикос- Патриарх АмбросийХелаия, о.Каллистрат Цинцадзе и другие священники. Обвинили их в сокрытии церковных сокровищ.

Сидят в Метехской тюрьме и ждут приговора.

Вскоре после этого, в августе 1924 года в ряде регионов Грузии вспыхнуло восстание против Советского Союза, длившееся около трёх недель. В результате около 3000 человек погибли, 12 000 были казнены, а 20 000 сосланы в Сибирь. Множество священнослужителей тоже были репрессированы, а архиепископ Кутаисский и Гаэнатский Назари был среди тех, кого расстреляли без суда и следствия. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%81-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%8F_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B8)



В этот период матушка о. Каллистрата увезла шестерых детей в Абастумани. Там она готовила еду, продавала ее и так содержала семью.

Вот и суд «пролетарский и беспристрастный». Дали последнее слово Патриарху Амбросию.

  В зале комсомольцы оживились и давай забрасывать старца яйцами. Авось, да не сможет ничего сказать в свое оправдание. Но тот все же нашел в себе силы и сказал веско:

  - Душа моя принадлежит Господу, сердце - Грузии, а с телом грешным что хотите, то и делайте.

  От таких слов гегемоны в зале еще больше раззадорились.

  - Расстрелять опиум в чистую! - кричат.

  Еле судья унял крикунов для вынесения приговора.

  Хорошо, еще вмешалась международная общественность. Лично архиепископ Кентерберийский письмо прислал. И страдальцев в 1925 году выпустили.

После открытия Тбилисского университета отцу Каллистрату предложили звание профессора и возможность чтения лекций, но взамен потребовали остричь бороду и снять омофор.

- Вы не смущайтесь, даже сокурсник ваш Корнелий Кекелидзе (4) так поступил. И вот, пожалуйста, теперь передовой человек - наш профессор. А был, как и вы, в мракобесии - ректором семинарии. Просто стыдно вспомнить.

- Это его дело.  - последовал сдержанный ответ. - А я моей пастве не изменю!

Тем не менее это не помешало ему пожертвовать свою огромную библиотеку только что основанному университету.

31 октября 1925 года без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа и одновременно возведён в сан митрополита Манглисского. Патриарх Амбросий, предчувствуя скорый отход, готовил спешно себе приемника, но Синод после его отшествия вручил патриарший жезл  Христофору III (Цицкишвили).

Синод избрал о. Каллистрата Цинцадзе Католикосом - Патриархом в 1932 г. Его стали просить развестись с женой для принятия патриаршего посоха. Он отказывался, говоря: "Она иностранка. Я ее привез в Грузию. Как я могу с ней сейчас развестись?" Тогда вся делегация пришла к матушке Нино. Выслушав их, она сказала:" Если бы я была грузинкой могла бы не согласиться. Но я немка и вижу, что весь народ избрал Каллистрата своим духовным отцом. Как я могу быть против?"

Они расстались. Патриарх снимал для своей семьи дом во Мцхета.

Вскоре матушка отошла в вечность.

В тридцатые годы патриарх жил, как все, в нервном напряжении. Ночью по улицам то и дело слышался шелест шин «Черных Марусь». Никто не знал где встретит завтрашний день.

В 1937 г. обрушился на него новый удар - Берия арестовал его старшую дочь Нино. О. Каллистрат несколько раз писал Сталину, но все было безрезультатно. Вскоре дочь Патриарха расстреляли.

Большинство церквей по всей стране Советов было закрыто, священники расстреляны или в лучшем случае сидели в тюрьмах. Оставшиеся храмы душили налогом - «свобода совести», записанная в конституции, тоже монетизирована.

Патриарх Каллистрат писал униженные просьбы властям:

- Мы соберем деньги. Позвольте заплатить частями. Только не закрывайте Светицховели.

Но тучи сгущались и наконец встал вопрос о закрытии Светицховели и Кашвети - двух символов Грузии.

Патриарха вызвали на ковер и объявили непреложное решение.

  - Кашветскую церковь на днях закроем. В самом центре города на Руставели такой позорный факт из проклятого прошлого. Военные парады будут проходить мимо. И такой анахронизм на самом видном месте. Тут решено баню построить, по просьбам трудящихся.

Пришел патриарх Каллистрат в Кашветскую церковь отслужить последний раз и попрощаться. А на встречу ему босая прихожанка. Она каждый день эту церковь три раза по обету обходила - грехи сына замаливала. Ее тут все знали. Ведь она мать самого Берия, Лаврентия Павловича.

Поздоровался с ней патриарх и поведал душевную боль:

  - Не спасти нам Кашвети. На днях закроют. Я сам приказ видел. - и заплакал.

Изменилась в лице его собеседница и говорит:

- Напишите подробное письмо, Ваше Святейшество. Я сама сыну передам. Думаю, матери не откажет.

В тот же день письмо было написано. Слезное, жалостливое, такое что камень и тот расчувствуется. Нельзя Грузии без этих святынь. Они пронесли и сохранили ее в целости через столько веков и поработителей всех мастей.

  Писал он это, сжав сердце в кулак. Нелегко милости просить у убийцы собственной дочери

Но когда речь о Церкви идет, все личное надо спрятать далеко и надолго. Простому смертному так заповедано, а патриарху тем более.

  Через три дня пришла телеграмма из Москвы от всесильного наркома:

  - Приостановить снос.

Так же отстоял патриарх и Гелатский монастырь.

..... …. ….

Во время войны грузинская церковь, возглавляемая патриархом Каллистратом, первой собрала 20000 рублей и отправила эту сумму на нужды армии. Этому примеру последовали и другие церкви. Патриарх Каллистрат получил награду от "отца народов". И был вызван в Москву

Снова пересеклись пути Патриарха и бывшего семинариста - бунтаря. Сидели они друг напротив друга только уже в другом качестве. Царь земной, которому одна шестая часть земной суши была подвластна и Предстоятель Церкви Христовой бесправной и поруганной.

  - Скажи мне, Каллистрат, кого ты больше боишься - меня или Бога. - спрашивает Сталин и смотрит испытывающе. Ведь одного его движения бровей достаточно, чтоб собеседника с лица земли стереть или в лагерную пыль превратить.

- Бога. - ответил патриарх, не раздумывая. - Ибо «не надейтесь на князи на сыны человеческия...»

Улыбнулся Сталин. Искренность на фоне лизоблюдства всегда особую цену имеет. Потом изволил обласкать гостя. Тон сменил:

- Не нужно ли вам чего? Cкажите и все сделаем.

Во время Великой отечественной войны советское правительство смягчило свою религиозную политику и католикос-патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По личному ходатайству католикоса-патриарха за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 церкви.

Один из вернувшихся, диакон Амбросий (Кутаисели), так и спросил у Патриарха Каллистрата: "Как Вы могли молчать, когда знали, каково нам там?" Патриарх встал передо мной на колени: "Прости меня!" И те муки, которые пришлось мне вынести в заключении, тут же забылись, при виде того, что сам Патриарх стоит передо мной коленопреклоненный.

Однажды патриарх Каллистрат долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: "Ты архиепископ, а я патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу патриарха".(http://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_4950)



.. ..… …..

  Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) скончался 3 февраля 1952 года. Похоронили его в Сионском кафедральном соборе.

...... ..... ......

22 декабря 2016 года Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) был причислен к лику святых Грузинской Православной Церкви. День памяти установили ему 3 февраля н.ст.

 

Примечание.

(1) Несмотря на жесткий надзор, тифлисская духовная семинария была рассадником вольнодумства в Закавказье. Из ее стен вышли многие видные революционеры, да и сами эти стены то и дело сотрясались от беспорядков. За несколько лет до того, как Иосиф поступил сюда, семинарист Сильвестр Джибладзе ударил ректора за то, что тот назвал грузинский язык "языком для собак", а через год один из бывших семинаристов убил ректора. Как раз перед тем как Иосиф Джугашвили начал учиться, семинарию в очередной раз потрясли беспорядки, о которых он узнал еще в Гори от своих друзей Ладо Кецховели и Михи Давиташвили. Учащиеся на неделю прекратили занятия и предъявили требования администрации: прекратить обыски и слежку, а также уволить несколько человек из числа особенно нелюбимых учениками наставников. В ответ 87 человек были отчислены (23 из них высланы из Тифлиса), а семинарию закрыли на год, так что занятия возобновились только в 1894 году - как раз в тот год, когда там начал Учиться Иосиф Джугашвили. http://www.x-libri.ru/elib/prudn000/00000013.htm 

(2) https://tbilisi.media/cultures/59692-istoriya-ubijstva-rektora-seminarii/ 



(3) Сараджишвили, Давид Захарьевич (груз. დავითზაქარიასძესარაჯიშვილი; 1848—1911) — грузинский предприниматель и учёный, основавший несколько коньячных заводов в Российской империи.

Занимался благотворительностью, поддерживал многих известных грузинских художников и музыкантов.

https://sputnik-georgia.ru/columnists/20160705/232465893.html 



(4) Корнелий Самсонович Кекелидзе (1879—1962, груз. კორნელიკეკელიძე) — грузинский советский учёный-литературовед, академик АН Грузинской ССР (1941).

Патриарх Каллистрат Цинцадзе

Протоиерей Каллистрат с женой и двумя детьми.

Тифлисская духовная семинария

Икона св. Патриарха Каллистрата ( Цинцадзе)

Католикос-Патриарх Амвросий

Сараджишвили, Давид Захарьевич (груз. დავით ზაქარიას ძე სარაჯიშვილი; 1848—1911) — грузинский предприниматель и учёный, основавший несколько коньячных заводов в Российской империи.



9