Марии Сараджишвили.
... Деревня Патара Дманиси настолько мала, что ее не на каждой карте найдешь. Всего 169 человек живет, если верить Википедии. Туристы обычно проезжают мимо, в Гегути (1). Там хоть развалины дворца есть, аж XI века. И экскурсоводу есть в чем блеснуть своей эрудицией - сыпать датами и деяниями царей.
А в деревне что? Так, проза жизни. Куры, коровы, свиньи и огурцы с помидорами. Еще, говорят, чернозем в этом месте и потому урожаи хорошие. И так из года в год ничего интересного.
Однажды эта пасторальная обыденность была нарушена всеми обсуждаемой новостью:
- Циала с Мито разводятся!
Супругов склоняли по падежам, все, кому не лень:
- И было бы из-за чего?! Из-за чужого ребенка!
- Ее Мито еще золотой человек. Пол жизни угробил на неблагодарную свинью.
- Где это видано, так плевать на родного мужа!
- Бессовестная Циала!
Больше всех ораторствовали родственники:
- Наш Мито прекрасный отец, и руки золотые, и пьет - знает меру. Что, спрашивается, этой негодяйке надо?!
- Будь у меня такой муж, - кричала младшая золовка Магули, - я б в день три раза ему ноги мыла и воду бы пила!
Все в деревне знали, что ее пьяница Васо бил ее с вышеуказанной частотой и, тем не менее, разводиться Магули и не думала.
Словом, подавляющее большинство жителей было за сохранение семьи как ячейки общества.
Особо наблюдательные не преминули обсудить и внешние данные виновницы переполоха:
- Ва, какие фокусы устраивает! И была бы красавица неземная, еще понятно, а так: смотреть не на что.
Циала, и правда, ничем не отличалась от других деревенских женщин. Неистребимый загар, разбитые от работы руки, ходит в перевалку, что спереди, что сзади фигура, прямо скажем, не топ-модель.
А началось дело так.
Циала поехала в Тбилиси на Дезертирский базар продавать свою потом и кровью добытую сельхозпродукцию: картошку, лук, морковь и так, по мелочи, разное типа сацибела (2) и сотню чурчхел.
Торговля шла ни шатко ни валко. Солнце уже склонялось к западу и надо было сворачивать импровизированный прилавок из ящиков. Тут подошла к Циале молодая мама с грудничком и, пританцовывая с ноги на ногу, попросила.
- Подержите пожалуйста, я на минутку в туалет сбегаю.
И кивнула на будку со специфическим запахом в 10 метрах от места описываемых событий.
Кто б отказал в таком святом деле?
Циала тут же приняла сверток и стала привычно укачивать.
- Нана - нааа.
Свои трое уже школьники и руки истосковались по привычной тяжести, благоухающей молоком.
Мамаша тут же юркнула в кабинку.
Народ, тем временем, туда-сюда снует, иногда вопросы задает по теме и не очень:
- Картошка почем?
- Лар пиисият.
- Мелкая очень.
- Сацибела дай попробовать. Может,кислая.
Налила на протянутую ладонь.
Вывод после слизанной дегустации.
- Не, жидковата.
И дальше идет, не оборачиваясь.
Третья просит морковь взвесить, но обязательно на своих весах.
Цаила ей свои тычет, электронные.
- У меня весы точнее твоих.
- Да кто вас не знает, аферистов. Вы и электронные подкрутите.
Кинула ей уже отобранную морковь и дальше пошла.
Смотрит Циала, нет и нет той девчонки. Соседки уже весь товар по мешкам расфасовали и на автобус дманисский пошли.
Стала по рядам ходить, спрашивать:
- Люди, никто не видел такую, в клетчатой юбке? Ее ребенок у меня.
Э, даже и не слышат. Все домой торопятся. Да и кто кого запомнит в базарной толчее.
Зашла Циала в ближайший магазин и оставила свой деревенский адрес и фамилию честь по чести. Объяснила, если мать появится, то вот, мол, мои координаты.
И поехала с ребенком к себе домой.
Мито обалдел от такого сюрприза, посмеялся и спать пошел.
Через неделю Циала снова поехала с малышкой на базар мать искать.
И так, и этак - все напрасно.
Вернулась в растерянности домой. А тут, как назло, безымянная девочка простыла в дороге. Температура, сопли и рев. Пришлось к врачу в соседнюю деревню везти.
Тот осмотрел внимательно. Удивился, конечно, что документов нет, но назначение по-свойски дал. Потом добавил мудреное слово:
-.... синдром у нее.
- Чего такое? - испугалась Циала.
- Генетическое заболевание, - пояснил врач. - Впрочем, тебе не надо голову засорять. Это проблема родителей.
Приехала Циала домой и по простоте душевной рассказала все мужу. Мито, вот что значит мужской ум, сразу переварил информацию и вывод сделал:
- Циала, зря ты в город мотаешься, ее мать ищешь. Подкинули ее тебе, чтоб от больной избавиться. У тебя ж на лбу написано: «Мозгов нет и не будет».
Цаила охнула:
- И то правда.
Мито ее и тут опередил:
- Срочно ее надо в детдом сдать. Завтра же отвези ее в Тбилиси. Там пусть и лечат.
Циала уставилась на него овечьими глазами:
- Как отдать? Зачем отдать? Какой еще детдом? А там что, лучше меня за ней посмотрят?
Мито разозлился:
- Делай, что тебе говорят, женщина! Для чего нам чужой ребенок да и еще и больной?! Не зли меня, пока не получила.
Циала, хоть и в большинстве случаев слушалась мужа, тут проявила редкое упрямство:
- Не отдам! Хоть напополам лопни!
Скандал вышел первостатейный. В итоге Мито нажал на самый крутой рычаг:
- Учти, я с тобой разведусь! Убери ребенка куда хочешь из моего дома! У баб вместо мозгов солома напихана от рождения.
- Разводись, а я ребенка не отдам!
После этого Мито взялся за первый попавшийся тяжелый предмет.
Еле разняли супругов на улице. И так вся деревня узнала о случившемся. Циалу ругали все кому не лень и доказывали, что Мито прав на все сто, но негодная жена стояла на своем, как неприступная гора Шхара(3).
В итоге Мито прилюдно поклялся развестись с женой, которая его ни во что не ставит.
Циала только сказала:
- Если бросить чужого ребенка, то и от своих детей можно легко отказаться. Не отдам Мариам никому, какая бы она ни была...
...... ...... .....
История закончилась прозаично. Циала взяла всех четверых и вернулась к своим старикам. Мальчишки ее, как ни странно, поддержали мать.
Мито, спустя какое-то время, привел другую жену. В деревне он был на хорошем счету. А хорошие мужики, как известно, на улице не валяются-о.
Обсуждение обществом этой семейной драмы тихо-тихо сошло на нет. Отношения мужа и жены - штука тонкая, логарифмической линейкой не измеришь, кто прав, кто виноват.
Примечание.
Не очень понятно, когда он построен. Возможно, в XI или XII веках. Самые первые постройки археологи датировали VIII-IX веками. Он был основательно расширен в период грузинского Золотого Века. Тогда все строилось с тем же размахом, что и собор Баграта и крепость Баграта. Около 1000 года в Грузии строили исключительно монументально – Гегути тому пример. При царица Тамаре он уже вовсю использовался. Когда первый муж царицы поднял мятеж в 1191 году, ему удалось захватить приличный кусок Имеретии и его сторонники короновали его – предположительно именно в этом дворце. Возможно, Тамара жила здесь какое-то время и с первым мужем и со вторым. Может быть, Шота Руставели посещал это место.
2. Острая приправа.
3. гора Шхара – самая высокая горная вершина Грузии.