Из-за чужого ребенка.

Марии Сараджишвили.

... Деревня Патара Дманиси настолько мала, что ее не на каждой карте найдешь. Всего 169 человек живет, если верить Википедии. Туристы обычно проезжают мимо, в Гегути (1). Там хоть развалины дворца есть, аж XI века. И экскурсоводу есть в чем блеснуть своей эрудицией - сыпать датами и деяниями царей.

А в деревне что? Так, проза жизни. Куры, коровы, свиньи и огурцы с помидорами. Еще, говорят, чернозем в этом месте и потому урожаи хорошие. И так из года в год ничего интересного.

Однажды эта пасторальная обыденность была нарушена всеми обсуждаемой новостью:

- Циала с Мито разводятся!

Супругов склоняли по падежам, все, кому не лень:

- И было бы из-за чего?! Из-за чужого ребенка!

- Ее Мито еще золотой человек. Пол жизни угробил на неблагодарную свинью.

- Где это видано, так плевать на родного мужа!

- Бессовестная Циала!

Больше всех ораторствовали родственники:

- Наш Мито прекрасный отец, и руки золотые, и пьет - знает меру. Что, спрашивается, этой негодяйке надо?!

- Будь у меня такой муж, - кричала младшая золовка Магули, - я б в день три раза ему ноги мыла и воду бы пила!

Все в деревне знали, что ее пьяница Васо бил ее с вышеуказанной частотой и, тем не менее, разводиться Магули и не думала.

Словом, подавляющее большинство жителей было за сохранение семьи как ячейки общества.

Особо наблюдательные не преминули обсудить и внешние данные виновницы переполоха:

- Ва, какие фокусы устраивает! И была бы красавица неземная, еще понятно, а так: смотреть не на что.

Циала, и правда, ничем не отличалась от других деревенских женщин. Неистребимый загар, разбитые от работы руки, ходит в перевалку, что спереди, что сзади фигура, прямо скажем, не топ-модель.

А началось дело так.

Циала поехала в Тбилиси на Дезертирский базар продавать свою потом и кровью добытую сельхозпродукцию: картошку, лук, морковь и так, по мелочи, разное типа сацибела (2) и сотню чурчхел.

Торговля шла ни шатко ни валко. Солнце уже склонялось к западу и надо было сворачивать импровизированный прилавок из ящиков. Тут подошла к Циале молодая мама с грудничком и, пританцовывая с ноги на ногу, попросила.

- Подержите пожалуйста, я на минутку в туалет сбегаю.

И кивнула на будку со специфическим запахом в 10 метрах от места описываемых событий.

Кто б отказал в таком святом деле?

Циала тут же приняла сверток и стала привычно укачивать.

- Нана - нааа.

Свои трое уже школьники и руки истосковались по привычной тяжести, благоухающей молоком.

Мамаша тут же юркнула в кабинку.

Народ, тем временем, туда-сюда снует, иногда вопросы задает по теме и не очень:

- Картошка почем?

- Лар пиисият.

- Мелкая очень.

- Сацибела дай попробовать. Может,кислая.

Налила на протянутую ладонь.

Вывод после слизанной дегустации.

- Не, жидковата.

И дальше идет, не оборачиваясь.

Третья просит морковь взвесить, но обязательно на своих весах.

Цаила ей свои тычет, электронные.

- У меня весы точнее твоих.

- Да кто вас не знает, аферистов. Вы и электронные подкрутите.

Кинула ей уже отобранную морковь и дальше пошла.

Смотрит Циала, нет и нет той девчонки. Соседки уже весь товар по мешкам расфасовали и на автобус дманисский пошли.

Стала по рядам ходить, спрашивать:

- Люди, никто не видел такую, в клетчатой юбке? Ее ребенок у меня.

Э, даже и не слышат. Все домой торопятся. Да и кто кого запомнит в базарной толчее.

Зашла Циала в ближайший магазин и оставила свой деревенский адрес и фамилию честь по чести. Объяснила, если мать появится, то вот, мол, мои координаты.

И поехала с ребенком к себе домой.

Мито обалдел от такого сюрприза, посмеялся и спать пошел.

Через неделю Циала снова поехала с малышкой на базар мать искать.

И так, и этак - все напрасно.

Вернулась в растерянности домой. А тут, как назло, безымянная девочка простыла в дороге. Температура, сопли и рев. Пришлось к врачу в соседнюю деревню везти.

Тот осмотрел внимательно. Удивился, конечно, что документов нет, но назначение по-свойски дал. Потом добавил мудреное слово:

-.... синдром у нее.

- Чего такое? - испугалась Циала.

- Генетическое заболевание, - пояснил врач. - Впрочем, тебе не надо голову засорять. Это проблема родителей.

Приехала Циала домой и по простоте душевной рассказала все мужу. Мито, вот что значит мужской ум, сразу переварил информацию и вывод сделал:

- Циала, зря ты в город мотаешься, ее мать ищешь. Подкинули ее тебе, чтоб от больной избавиться. У тебя ж на лбу написано: «Мозгов нет и не будет».

Цаила охнула:

- И то правда.

Мито ее и тут опередил:

- Срочно ее надо в детдом сдать. Завтра же отвези ее в Тбилиси. Там пусть и лечат.

Циала уставилась на него овечьими глазами:

- Как отдать? Зачем отдать? Какой еще детдом? А там что, лучше меня за ней посмотрят?

Мито разозлился:

- Делай, что тебе говорят, женщина! Для чего нам чужой ребенок да и еще и больной?! Не зли меня, пока не получила.

Циала, хоть и в большинстве случаев слушалась мужа, тут проявила редкое упрямство:

- Не отдам! Хоть напополам лопни!

Скандал вышел первостатейный. В итоге Мито нажал на самый крутой рычаг:

- Учти, я с тобой разведусь! Убери ребенка куда хочешь из моего дома! У баб вместо мозгов солома напихана от рождения.

- Разводись, а я ребенка не отдам!

После этого Мито взялся за первый попавшийся тяжелый предмет.

Еле разняли супругов на улице. И так вся деревня узнала о случившемся. Циалу ругали все кому не лень и доказывали, что Мито прав на все сто, но негодная жена стояла на своем, как неприступная гора Шхара(3).

В итоге Мито прилюдно поклялся развестись с женой, которая его ни во что не ставит.

Циала только сказала:

- Если бросить чужого ребенка, то и от своих детей можно легко отказаться. Не отдам Мариам никому, какая бы она ни была...

  ......  ......  .....

История закончилась прозаично. Циала взяла всех четверых и вернулась к своим старикам. Мальчишки ее, как ни странно, поддержали мать.

Мито, спустя какое-то время, привел другую жену. В деревне он был на хорошем счету. А хорошие мужики, как известно, на улице не валяются-о.

Обсуждение обществом этой семейной драмы тихо-тихо сошло на нет. Отношения мужа и жены - штука тонкая, логарифмической линейкой не измеришь, кто прав, кто виноват.



Примечание. 

  1. Не очень понятно, когда он построен. Возможно, в XI или XII веках. Самые первые постройки археологи датировали VIII-IX веками. Он был основательно расширен в период грузинского Золотого Века. Тогда все строилось с тем же размахом, что и собор Баграта и крепость Баграта. Около 1000 года в Грузии строили исключительно монументально – Гегути тому пример. При царица Тамаре он уже вовсю использовался. Когда первый муж царицы поднял мятеж в 1191 году, ему удалось захватить приличный кусок Имеретии и его сторонники короновали его – предположительно именно в этом дворце. Возможно, Тамара жила здесь какое-то время и с первым мужем и со вторым. Может быть, Шота Руставели посещал это место. 

http://travelgeorgia.ru/276/ 

2. Острая приправа.

3. гора Шхара – самая высокая горная вершина Грузии.