В 1983 мне было 15 лет, когда умер дед-кормилец. Мама, оставшись на своей инженерской зарплате 180 рублей, решила впустить квартирантку. Подходящий вариант подвернулся очень быстро.
- У нас будет жить баба Надя, - объявлено мне было в одно историческое утро.
- А кто это?
- Наша бывшая соседка по Нахаловке (1). Ей под 90. Тоже с Волги. Как и наши, от голода в Грузию до революции переехали. Надя потом за грузина замуж вышла. Она нам не помешает. Бабуля - божий одуванчик. Студентку пускать - проблем больше. Откуда знаешь, какой человек и кто к ней будет ходить. А тут все известно заранее. И ходить к ней будет только ее сын. Надя нас не обеспокоит - будет с нами телевизор смотреть.
Идея сожительства с какой-то неизвестной бабкой не вызывала у меня энтузиазма. Сразу представилась кислая картинка. Наверное, будет в день по сто раз мерить давление, читать мораль и посылать меня в аптеку за лекарствами. Нечто подобное я и озвучила. Но услышала железный аргумент.
- Это же николаевское поколение. Нет у нее ни давления, ни мешка лекарств, расписанными поминутно. Они только от старости в свое время умирают.
- А почему она у себя жить не может?
- С невесткой не уживается. Она ее консервами испорченными травит, чтоб скорей умерла.
- Какой-то кошмар на улице Вязов. И что дальше?
- Ничего. Баба Надя молитвы читает и на нее не действует.
- А что это реально работает? - поразилась я т.к на момент описываемых событий прочно стояла на платформе воинствующего атеизма.
- Выходит, работает. Баба Надя до революции в епархиальном училище училась и всегда молится перед едой.
(От последних трех словосочетаний веяло такой средневековой плесенью, что мой мозг отказывался это воспринимать.)
- А может, это все старческий маразм про отравление?
- Нет, правда. Сын случайно съел, что матери предназначалось и в больницу попал. Он же ничего перед едой не читает. Потому и решил их изолировать. Не подаст же он в суд на свою жену. У них уже большие внуки. Стыдно.... Надя в свое время благородство проявила. Застала своего Гелу с одной деревенской и заставила его на ней жениться. И вот, расплачивается за свое добро. Невестка ждет - не дождется, когда Надя на тот свет отправится.
Мама быстренько договорилась с сыном квартирантки о ста рублях в месяц, куда входила еда и проживание, и на другой неделе баба Надя переехала к нам.
Жиличкой она была золотой. Целый день сидела в кресле, вязала вслепую носки, путая петли, иногда передвигалась «для гимнастики» туда-сюда. До и после еды она, действительно, что -то шептала. Делалось это явно не с целью демонстрации, как в последствии я наблюдала у многих рьяно верующих, а, скорее, по какой-то давно привитой привычке. Для нее это было так же естественно, как мыть руки или причесываться своим ископаемым гребнем, потерявшим большинство зубцов.
Еще удивляло ее постоянное благодушие и полное отсутствие раздражительности.
Очень часто она, даже за малый пустяк благодарила.
- Живите долго - долго.
Веру свою она никак не афишировала. Никогда не словом, ни намеком не жаловалась на свою участь - жить на старости лет у чужих людей. В разговоры, ее не касающиеся, никогда не вмешивалась. И вообще, вела себя как можно незаметней.
Чаще всего баба Надя говорила загадочное.
- Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его.
Кто такой этот царь Давид и причем его кротость я узнала лет через десять, придя к вере. Тогда многое чудаковатое в поведении квартирантки стало на свои места.
Сын проведывал ее раз в месяц. Принесет деньги за месяц вперед, посидит с матерью, поохает на свою нелегкую жизнь большого начальника ( Надя его утешала, как могла) и - домой.
Жила у нас баба Надя года два. Потом пришел ее сын и забрал мать домой, сообщив новость. Жена его заболела психическим расстройством и повесилась.
Услышав это, баба Надя заплакала.
- Что она с собой сделала? Лучше бы я умерла. Итак зажилась. Но не забирает Господь...
Через пять лет мы случайно узнали, что баба Надя тихо скончалась у себя дома.
10.12.2015
Примечание.
1. Неофициальное название одного из районов в Тбилиси.