Царица  и  поэт.

Придворные поэты часто посвящали венценосцам свои произведения. Как правило, беспристрастная история воздавала каждому свое: льстивых поэтов ждало забвение, а царственных особ - осуждение потомков.

Случай Шота Руставели и царицы Тамар являет собой счастливое исключение. Царицу причислили к лику святых и Грузинская и Русская церковь, а создателя "Витязя" по праву считают основателем грузинской поэзии.

Редкое застолье обходится без цитирования всеми любимого произведения. Не менее часто вспоминают и легендарную царицу, о которой народ сложил немало легенд и сказаний, связывая с ее именем все самое хорошее и светлое. Неудивительно, что это одно из самых распространенных женских имен в Грузии.

 В чем причина такой популярности?

Обратимся к "историческим хроникам Грузии" В.Челидзе.

...У Георгия111 и осетинской княжны Бурдухан не было сына. Тамар была их единственной дочерью. Перед ее рождением царица Бурдухан видела  вещий сон, что ее дочь станет единовластной царицей Грузии.

Подобного еще не было ни в этой стране, ни за ее пределами.

Георгий 111, чтобы упрочить положение дочери, короновал ее  12-летнем возрасте.

"Хоть царем девица будет - и ее создал творец.

Что царить она достойна, в том никто из нас ни льстец,

Лишь ее лучам подобен добрых дел ее венец.

Львенок львенком остается, будь то самка или самец." (39)

"...Весной, в марте 1184 г. в страстное воскресение скончался Георгий111. 18-летняя царевна Тамар стала полновластной царицей Грузии.

Срочно был созван дарбази, чтобы дать согласие на ее воцарение.

Причина колебаний и сомнений была в том, что на престол впервые входила женщина. Трудно было решиться доверить правление государства. раскинувшегося "от  моря до моря", "от Никопсии до Арагаца", неопытной восемнадцатилетней девушке.

Теперь ей придется решать серьезнейшие государственные проблемы. вести на врага грузинское воинство, держать царский меч.

Это было необычно.

На совете, где происходили споры, взвешивались все "за" и "против", будущая царица не присутствовала.

"Так или иначе сторонники Тамар победили и совет дидебулов решил вновь венчать восемнадцатилетнюю Тамар на престол.

После коронации молодая царица проявила неслыханную щедрость.

"Открыла она казну... она освободила должников от долга, подкрепила сирот и дала вдовицам право выходить замуж" - пишет летописец.

Может быть, воспользовалась отцовским советом.

"Солнце розам и навозу шлет равно дары лучей.

Ты большим и малым также царской ласки не жалей,

Так отвязанных привяжешь мощной щедрость своей.

Воды снова притекают, вытекая из морей."

(49)

Первые дни ее царствования  были омрачены начавшимся мятежом феодалов, пытавшихся захватить власть. Царица могла бы потопить восстание в крови, как сделал бы ее отец, но она предпочла путь переговоров, обещав мятежникам прощение и ... выиграла противостояние, поразив своих современников политической мудростью, несвойственной юности.

"...Тамар с детства готовили к царствованию. Царевна получила всестороннее образование. Тамар знала, что во всяком деле следует помнить о степенной уравновешенности, твердости, милосердии, знала, что о личной жизни придется забыть, а если понадобится - принести себя в жертву.

Ей сначала  дали почувствовать, а потом в категоричной форме заявили, что ей пора сочетаться браком.

Государству нужен был наследник. Кроме того, в эпоху непрекращающихся воин войску нужен был полководец. Женщина, какой бы мудрой она не была, не могла возглавить армию."

Кто знает, сколько раз мечтала Тамар стать простой смертной, а не венценосной царицей.

"Никто не прислушивался к голосу ее сердца. К сожалению, молодая царица в этом вопросе себе не принадлежала."

Выбор вельмож остановился на сыне русского князя Андрея Суздальского - Георгии (Юрии).

Тамар была против этого брака. "...она отвечала:"Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы ничего не знаем ни л его природе ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его."

Но ее никто не слушал.

Вскоре сыграли свадьбу.

Русский княжич был отважным войном... Однако  в течение 2-ух лет  проявилось и другое.

Хронисты сообщают:" при омерзительном пьянстве стал он совершать много омерзительных дел, о которых излишне писать."

На фоне массовых пробных браков сегодня особенно удивляет замужество без любви царицы и терпение рядом с собой человека, совершающего содомские грехи.

Долго терпела Тамар, затем сказала:"Нельзя это терпеть более, ибо предает он поруганию храм Божий. И я не в силах выпрямить тень кривого дерева, отрясаю пыль, которая пристала ко мне через  тебя."

"Есть краса в искусстве чувства, и  рекут мои уста:

Сочетать служенье сердца  с грешной скверною - тщета.

Меж любовью и развратом - грозной бездны пустота.

Меж неисходными  да будет непрейденною  черта! (24)

Княжича одарили по- царски и отправили в Константинополь.

Вскоре дидебулы выбрали царице второго мужа Давида Сослана. Он вырос при царском дворе и был потомком Багратионов, побеждал во всех рыцарских турнирах.

Их обвенчали в 1189 году.

Казалось, все при дворе поддерживали этот брак.

Но прошло время и начался новый мятеж, в центре которого оказался высланный в Византию княжич Юрий.

Войска заговорщиков решили взять Тбилиси в кольцо. Молодая царица до последнего избегала  кровопролития и вела переговоры. Затем, когда стало ясно, что перемирие  не возможно, началась битва и изменники были разбиты.

За измену в то время выкалывали глаза. Царица и здесь проявила милосердие, простила всех. Юрий был освобожден и "отправился в несчастный свой путь."

Дорога недалеко увела изгнанника. Вскоре он вернулся в Грузию с новым войском Ранского атабага. Вновь был разбит и покинул пределы страны  уже навсегда.

В 1193 г. Тамар родила наследника, которого назвали Лаша -Георгий.

В 1195 г. на Грузию двинулись объединенные силы мусульманского мира под командованием Ильгази. Вражеское войско и их предводитель были уверены в легкой победе.

Перед битвой царица обратилась к войскам с речью:"Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а  вас - мало!" Затем царица благословила своих войнов, "помолилась и препоручила их Богу"

"Нет дороги, что для смерти показалась бы узка.

Слабых с сильными ровняет и разит ее рука,

Зарывает прах младенца вместе с прахом старика.

Жизнь покрытого позором горше смерти смельчака."

Проводив армию, Тамар "сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи." Там она, "пав ниц перед святой иконой, молила господа о победе своего войска."

Шамхорская битва была выиграна. Грузины захватили большие трофеи в том числе знамя султана, присланное как залог непобедимости. Тамар пожертвовала это знамя Хахульской иконе Божьей Матери.

Прошло какое-то время и румский султан Рукн Ад-Дин объявил всеобщую мобилизацию, собрал 400000 человек  и пошел на Грузию. Вперед он послал посла с оскорбительным письмом, где говорилось:"Если царица ваша оставит веру свою, султан возьмет ее в жены, если же не оставит, будет наложницей султана."

Царица и все  ее окружение, слушая это, были возмущены. Решили дать достойный отпор. несмотря на огромный перевес в силах в пользу противника.

"Силой собственной хвалиться - дело пьяных и повес,

Без Господней воле силе не дается перевес";

Искра  малая возникнет и сгорит огромный лес,

Как мечом, разрежешь древом, заслужив любовь небес."

Тамар собрала войско. прибыла  в Вардзию, "пред  иконой Богоматери Вардзийской и со слезами на глазах вручила ей Давида Сослана и войско его."

Армия двинулась к Басиани.

Началась яростная битва. "Была опасность обращения в бегство." - отмечает летописец. Но Давид Сослан, воспользовавшись ошибкой султана, все же разгромил 400000 ную армию.

Воин и победоносных походов во время царствования Тамар было много.

Особо примечательно, что в век изощренных пыток царица Тамар отменила смертную казнь и нанесение всякого рода увечий осужденным. (Просвещенной Европе, чтобы дойти до такой концепции в процессуальном кодексе, потребовалось еще 8 веков.)

Ни до ни после Грузия не знала такого экономического расцвета. как при ней.

По приказу царицы по всей стране строились храмы, дороги и мосты. Сегодня, мы, люди 21 века, избалованные техническим прогрессом, с удивлением и восторгом смотрим на немых свидетелей этой эпохи:Икорта, Бетания, Кватахеви, Вардзия и т.д.

Летописец пишет, что царица "не оставила в Грузии даже малого храма или церкви, чтобы не наполнить его своими милостями."

"Щедрость царская подобно древу царскому растет,

Даже подлый покорится воздаятелю щедрот.

Снедь полезна, а хранимый бесполезным станет плод.

Что отдашь - твоим пребудет, что оставишь - пропадет." (50)

  Царица жертвовала огромные суммы на Крестовый монастырь в Иерусалиме. В украшении и обновлении этого монастыря принимал участие и Шота Руставели. На свои средства он расписал церковный купол. За это его имя было вписано в монастырскую летопись и на одной из колон был написан его портрет. Фреска, сохранившаяся втечение многих веков, недавно была варварски уничтожена греческими монахами.

По заказу царицы был изготовлен чеканный оклад Анчийской иконы Спаса Нерукотрворного.

Облик царицы будет неполным, если не сказать о ее благотворительности.

"...она оценивала ежедневную пищу и стоимость ее раздавала не из государственных доходов, а из того, что она выручала от продажи изготовленных ею  рукодельных вещей."

Популярность Тамар была необычайно велика в  простом народе. Все знали, что " ее не могли соблазнить ни утехи мира сего, ни царский венец, ни обилие дорогих камней..."

Редкий политик в наше время может похвастаться такой духовной твердостью.

В 1212 г. к Тамар незаметно подкралась неизлечимая болезнь, которую она пока была в силах, всячески скрывала от окружающих.

Перед смертью царица "в последний  раз издала голос:"Христос , Боже мой единый бесконечный Царь неба и земли, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоею честной кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою."

Скончалась Тамар 18 января 1213 г. в окрестностях Тбилиси...

Писать и говорить о легендарной царице можно много....

Существует такая легенда: "Когда Царица Тамара отошла ко Господу, спустились с неба 2 ангела, принесли золотую колыбель, уложили туда царицу и поднялись вместе с ней ввысь. Поэтому никто на земле не знает где  ее могила..."

Вторая легенда гласит:" Царица Тамар до сих пор не умерла, она и сейчас  спит в золотом гробу где-то высоко в горах. Но придет время и она проснется, откроет дверь своей усыпальницы и тогда настанет день возрождения Грузии..."

 

 

В статье использованы: "Исторические хроники Грузии" В.Челидзе; "Царица Тамар" В. Гургенидзе.