Первые шаги.


«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие.» (Евр. 13, 7)
Наверное, у читателя возникнет вопрос: как, мол, такой несуразный человек, как Варвара, оказался в церкви. Тут следует начать издалека, тем более что без приключений и здесь не обошлось.
Жила себе Варвара благополучной атеисткой до 23 лет в свое удовольствие по мере сил и финансов. Если происхождение ее кого-то заинтересует, то ограничимся определением – лицо кавказской национальности при соответствующей внешности. Так вот, закончила институт, начала работать в одной канторе по своей технической специальности. В свободное время по театрам и кино с подругами ходила. Подруги, конечно, ей под стать, такие же читающие и любопытные. Чем они только всей компанией не занимались: и английский по новым методам изучали, и журнал для своего узкого круга выпускали, и спиритизмом увлекались, хотели еще в экстрасенсорику залезть, да талантов ни у кого из интернационального их состава не оказалось. Родители эти сборища поощряли, считая:
- Наши умные дети культурно развиваются.
Неизвестно куда они так бы доразвивались, как мирное житие их враз возьми и рухни. В Грузии началась гражданская война, а за ней война в Абхазии и, как сопутствующее – перебои со светом, транспортом, зарплатами и прочими благами цивилизации. Журфиксы те сами собой сошли на нет.
На фоне всех внешних катаклизмов Варвара еще неприятное открытие для себя сделала. Делая уборку (тут следует заметить, что уборками она себя особо нагружать не любила, почитая их малоинтересными для своего духовного мира), выяснилось, что дом набит всякой дрянью: черные свечи, иголки в самых неподходящих местах и прочее. Как потом установили, одна из развитых гостей постаралась. У хозяев жилплощади, конечно, ужас, разочарование в людях и другие отрицательные впечатления случились. Заглядывая вперед, скажем, что переживала Варвара совершенно напрасно. Без этого сильного потрясения, не было бы и той большой радости, которая ждала ее впереди. Но до этого еще дожить надо было.
«Знающий человек» на вопрос «что делать?» подняла брови и покачала оценивающе головой.
Варвара хмыкнула:
Про себя так же тоскливо помыслила: « Как у них все легко и просто. С бизнесом проблемы – срочно барана святому Георгию, замуж не можешь выйти – обратно ему же парнокопытное. И смысл какой? Сами же пожрут бедное животное, а будут трезвонить на весь Тбилиси «Святому Георгию жертву сделали".
Причем на вопрос, как именно молиться, сказала честно: «Откуда мне знать».
Это уж было через край. Ей, Варваре, не мыслящей себя без джинсов и ботасов, предлагалось надеть ненавистную юбку и потащиться в церковь неизвестно зачем. В церкви Варвара была раз в жизни, в 15-летнем возрасте, во время своего крещения, навязанного матерью.
Потом у Варвары созрел достойный план: очищать жилплощадь с помощью рамок – точь-в-точь, как экстрасенс по телевизору.
Эх, знать бы заранее, что потом слез будет пролито из-за этих гнусных железок, не стала бы даже начинать. Но, увы, каждый должен в этой жизни набить свои персональные шишки.
Мысль о молитвах все чаще приходила в голову во время экспериментов.
Варвара раздобыла молитвослов, плюхнулась на диван и на первой странице прочитала:
Рот тут же разворотило небывалой зевотой, и что-то стало отталкивать ее от книги.
Так и не поняв, в чем тут финт, Варвара в скорости очутилась в церкви. Мать пристала неотвязно:
Пришла с бурчанием, глядь, у самой иконы Элисо, ее сослуживица на коленях стоит и о чем - то плачет.
Варвара Элисо на работе за человека не считала. Серая, забитая мышка, слова лишнего не услышишь, а анекдот приличный тем более. И тут – на тебе, встреча на Эльбе. Как только та с колен встала, Варвара прямиком к ней:
Элисо, вытирая покрасневший нос, стала что-то мямлить, потом сообразила, что неубедительна и пообещала.
Через день Варвара, проглотив житие Сергия Радонежского, помчалась к Леле за новой порцией:
Так тихо-тихо они сблизились. За полгода много воды утекло. Церковь уже не казалась Варваре сборищем птеродактилей. Тем более, что выяснялось много нового. Например, то, что Элисо:
Элисо много чего рассказывала. Короче говоря, было что переосмысливать.
И вот настал, наконец, тот день, когда Элисо подвела к Варваре ту самую Елену. Такой человек просто не мог не нравится всем окружающим. Открытое, улыбающееся типично славянское лицо, смеющиеся глаза цвета чистого весеннего неба и еще во всем облике было что-то такое, что Варвара не могла сформулировать. Зато Элисо сразу восторженный диагноз поставила.
Елена еще шире расцвела улыбкой.
Варвара, хоть и слегка обалдела от такого начала, но сразу полезла вперед со своим списком вопросов….
Получив исчерпывающие ответы, стала с того дня ходить за Еленой по пятам, отлично понимая, что ни один священник (каждый на разрыв) не сможет ей уделять такого внимания, умноженного на гигантское терпение….
……. ….. ……
У Елены вообще все было как на подбор – красноречие, обширные знания высказываний святых отцов, свой 20 –летний опыт путешествий по разным российским монастырям, и, самое главное, искреннее желание всем помочь, даже в ущерб себе. Ни до, ни после Варвара не встречала никого, кто бы воплощал в себе столько достоинств сразу.
Заручившись благословением своего духовника из Троице-Сергиевой Лавры, Елена детально объясняла подопечной о необходимости молитв перед едой, значение каждого возгласа на Литургии, словом все то, на что новичок в церкви обращает внимание.
И Варвара просто порхала от переполнявшей ее радости и благодарности Богу за каждое проживаемое мгновение. Ее опекунша, глядя на такое блаженное состояние, только крестилась потихоньку.
Непонятно и чудно было это слышать. ( Пройдет полгода и райское блаженство сменится окамененным нечувствием и душевной тоской. А на вопрос «Почему же мне так тошно?» последует спокойный ответ: « Не надо было наших прихожан за равнодушие осуждать. Добухтелась? Бойся даже самого малого уничижения ближнего в своей душе».)
Сестры во Христе (этот термин уже не резал новоначальной уши) виделись почти каждый день, за исключением того, когда Елена ходила к родителям. Они жили на горе в 5 км. От города. Там у них была хибарка, гордо именуемая «дачей» и несколько коз. Продавали молоко, сыр, тем и жили. Всем было известно, что место глухое и небезопасное. Часто Елена просила всех, кто знал ее по церкви:
Дело в том, что по ту сторону горы, которую Елена называла «моя Голгофа», были казармы гвардейцев. «Защитники родины» время от времени, размахивая автоматами, отбирали у местных пастухов козу или барана. Полиция в такие мелочи не вмешивалась.
Единственной реальной защитой от местного беспредела были только «воры в законе» того района. К ним Елена, естественно, не обращалась.
Варвара слушала в пол-уха эти страсти, недоумевая: «Какая все же глупость лезть на эту гору и жить как на линии фронта. Лучше бы на базаре барахло продавали, тоже с голоду бы не умерли». И не подозревала, что пройдет 3 года, и она сама столкнется с бандитами в точно такой же ситуации.
Как-то пришла Елена в церковь вся заплаканная, с огромным рюкзаком и говорит:
Варвара тут же скумекала, все, конец душеполезным разговорам, спросила:
Страх остаться без своего духовного поводыря был настолько силен, что Варвара, хоть и не отличалась особой смелостью, но тут же предложила.
Елена подошла к иконам, помолилась, потом к чему-то прислушалась внутри себя и уверенно ответила.
Варвара успокоилась. При ней несколько раз Елена таким образом разрешала спорные вопросы и всегда в точку. Трюк этот навсегда остался загадкой, хоть и не раз любопытная лезла с вопросами: « Как это у вас получается?».
(Забегая вперед, надо отметить, что за 6 лет хождения на гору, с Варварой и, правда, ничего не случилось. Самой Елене, несмотря на ее способности, повезло куда меньше: И разбойники ее не раз били, и волкодавы кидались. Самое удивительное, что обо всем этом Елена знала заранее и реагировала одинаково без эмоций:
Но до всего этого еще далеко.)
В тот же день они вместе пошли на гору. По обеим сторонам заброшенные домики, кое-где за порванными сетками были видны яблони, инжир и дикий виноград. Тащились с грузом час, пока не взобрались на вершину, увидев с высоты весь Тбилиси.
…… ….. ……..
Так начался «новый этап» для всех трех героинь. Основной темой для разговоров надолго станет доставка на верхотуру продуктов, пилка дров и прочее, что обобщает понятие «выживание в экстремальных условиях». Впереди их ждали новые знакомства, явные чудеса и осознание собственных немощей. На горе, как в увеличительном стекле, увидели сами в себе такое, о чем раньше и не подозревали.
2.10.2011.


Примечания.
1. Порча (гр.)









Hosted by uCoz