Про   архимандрита Филарета.

   

  Когда Варвара пришла в церковь в 94 году,  больше всех ей понравился о. Филарет. Улыбчивый, добродушный и веселый. Стала приглядываться  к о. Филарету, стараясь усмотреть что-нибудь сверъестественное, то самое, о чем все остальные прихожане говорили с придыханием, возводя  глаза к потолку.

  Одна служба, другая, третья -  вроде ничего особенного. Мертвых не воскрешает и больных взмахом руки не исцеляет. Но сразу заметно, стоит человеку с улицы зайти в церковь, его как магнитом тянет к о. Филарету. И каждого он выслушивает, не прерывает и на часы не смотрит, да у него и часов что-то не видно. И вот странность, всех своих знает по имени. А этих, своих по самым малым подсчетам набегает довольно приличное число. Да еще и во время  молебнов, помимо записок, если случайно взгляд упадет на кого-то из знакомых, тут же начинает перечислять всех его близких. Та же картина во время панихид повторяется. Технические мозги  Варвары и этому нашли обыденное объяснение. Память у человека феноменальная, вот и весь фокус.

  Ну, а какой он в простом общении?  На бумаге не передашь, как  умилительно о. Филарет  поет на грузинском с русским акцентом  « Пресвятая Богородица спаси нас». Или какое  у него сияющее выражение лица, когда дает малышам приложиться к кресту, говоря «Акоце» - «Поцелуй».

 Как-то Варвара обратилась к нему с вопросом.

 - О. Филарет, одна моя знакомая очень унывает. Что делать?

- Пусть почаще повторяет «Христос воскресе!». У нас есть великая радость. Мы не имеем права   унывать....

 О благословениях стоит сказать особо. О. Филарета после службы потому и осаждает толпа желающих получить благословение. Кому в дорогу, кому ребенка в школу, третьему сложную житейскую ситуацию разрешить и т.д.

   Через какое-то время пришли за Варварой в церковь   подруги, хоть и  помладше нее, но натурой очень на нее похожие. Потому и реакция у них на отца Филарета была схожая: « Вот к нему на исповедь пойду, а к вот тому, сердитому – ни в коем случае.»

 Сперва интерес к нему был совершенно потребительский. В первую очередь  интересовало, что он  скажет на счет замужества. Но тут ждало  девушек сильное разочарование. На подобные вопросы о будущем о. Филарет отмаличивается и на вопросы о каких-либо   своих сверхъестественных способностях  тем более говорить не желает ни под каким видом.

  - Откуда вы такое берете? Одни греховные у меня способности и больше нет ничего.

    Тем не менее через какое-то время о.Филарет уже знал во всех подробностях жизнь  Дарьи и Кати.

  Дарья, например, свои наблюдения   за о. Филаретом вела,а потом как же ими не поделиться.

— Ой, я что  видела! Что видела! Сегодня одна  женщина  во время службы накинулась на о. Филарета с криком: «Где мои поминальницы!» И бах ему пощечину залепила.  Мы все замерли.

- А он что?

- Прикинь! Никакой  ответной реакции.  Говорит ей, как ни в чем не бывало, « Не волнуйтесь, я сейчас в алтаре посмотрю». Пошел, поискал и говорит так же спокойно «Нету». А ей тем временем все, кто был рядом сказали « Вы что тут вытворили?». Она немного в себя пришла  и  потом на коленях у отца Филарета прощения просила.

 

А он еще стал её успокаивать: «Ничего, со всяким бывает».  Мы с тобой наверное, никогда так не сможем?

- Наверное, - согласилась Варвара. Тем более, что они с Дарьей в таких вещах , как близнецы, даже грехи,  одинаковые, ни дня без осуждения прожить не могут. А потому следом, конечно, уныние обоих тут как тут.

  Время какое-то прошло, у Дарьи новые впечатления.

 

— ....Я плакала, рассказывала отцу Филарету, как я устала от этой жизни. Я же с пятнадцати лет на улице! Не знаю, как жить, за что схватиться.  Бегаю,  косметику перепродаю, чтоб лишние две копейки сделать. А кому оно нужно, это турецкое барахло. Не знаешь, как наврать, чтоб всучить. А дома еще дядя пьяница концерты выдает. Вчера все окна побил. Ветер свистит, как на улице. Где я новые стекла теперь нарисую? А батюшка слушал меня, успокаивал и своей рясой мои слёзы вытирал...

 - А что, платка у тебя не было?

 - Оставь, пожалуйста, видно, посеяла его я где –то на нервах....

Несмотря на то, что в лице о. Филарета Дарья нашла себе бесподобного слушателя, все равно  вскоре отошла от церкви.

 Логика известная.

— Молюсь, молюсь, а толку нет. Ничего в моей жизни не меняется. И бабки в церкви какие-то противные, только замечания могут делать. Одна мне говорит: «Что ты волосы распустила, как блудница вавилонская?» Я, что виновата, что у меня они  из под косынки на пол метра торчат.

Долго ещё отец Филарет ходил к ней на рабочее место — в будку на  Навтлугском базаре, где она работала продавщицей ширпотреба.

— Приходит, стучит в форточку, улыбается: «Дарьюшка, как ты тут?» Потом зайдёт, сидит  не брезгует, что у меня тут мешки с макаронами и ящики с консервами стоят, о матери и о работе расспрашивает. Я ему ещё записки с грехами писала, чтобы он потом разрешительную молитву прочёл. О, что было, когда отец Филарет приходил! Наши татарки с ума сходили: вот  какая честь — священник к ней в будку ходит!...

Не обошлось и без искушений. К Дарье в будку стали заглядывать местные иеговистки и усиленно совать книжки. Тем более, что ей, как человеку в теософском плане необразованному, ничего подозрительного  в этом не показалось. Она и оставила себе почитать одну  потолще да покрасочней. Увидел  ее приобретение о.Филарет и сразу реквизировал. Дарья потом Варваре плакалась.

- ...Я думала, он почитать хочет, ну и дала. А он ее  в печке спалил. Стала просить назад, мол, книга-то чужая, эта девочка меня трясет: «Верни!», а отец  Филарет отвечает: «Так и передай ей, я эту гадость сжег и очень рад. Знаешь, как хорошо горела!». В какое неловкое положение меня поставил. А ? Сказал бы, я ему кучу макулатуры для его печки бы принесла, а то чужая вещь....

 

Отцу Филарету было в ту пору семьдесят с лишним лет. И как он находил силы ходить на базар к Дарье после долгих исповедей и служб,   до сих пор не понятно.

   Варваре  очень хотелось узнать по подробней про жизнь о. Филарета.  Но спросить об этом она  прямо смела. В церкви, при обилии народа это никак не сделаешь. Как-то  в 1997 г. о. Филарет разговорился, стоя у  своей калитки. И Варвара,  замерев, боялась вставить лишнее слово, чтоб не прервать его рассказ. Вот как было дело.

  - ...Отец Филарет, мне бы хотелось записать Вашу биографию. Есть ли кто-нибудь, кто знает о Вашей жизни в подробностях?

  - Никто не знает. Только Бог...

Я еще учился в 7-8 классе, все бегал по деревне, духовные книжки искал. Сказали мне как-то, что в соседней деревне, в трех километрах от нашей, есть верующие и я побежал туда. Вообщем, нашел я этого человека, стал просить книжки почитать. А там жила в этой семье монашка. Ну и стал я туда бегать, а она мне – рассказывать. Потом об этом узнали и в школу сообщили. Милиция  к ним приходила выяснять, хожу я к ним или нет. Те, понятное дело, сказали, что не хожу. На обложке одной из книг, которые я читал, обнаружил список дополнительных книг и среди них «Добротолюбие» преп. Федора Студита для монашествующих. Ну и захотелось мне очень ее почитать.

  В 1944 году, когда мне было 17 лет, меня призвали в армию. Год воевал в зенитных войсках. Потом сверхсрочную служил. Потому что фронтовиков отпустили, а нас оставили. Война кончилась и в 1946 посвободней стало, меня перевли в хозвзвод. Сутки работаешь, сутки отдыхаешь. Стал я в церковь потихоньку ходить, когда время было. Никто об этом не знал. Увидел я в церкви одну старушку монахиню и прямо к ней.

  - Матушка, - говорю, - у вас есть «Добротолюбие»?

 - Есть, -говорит, - а тебе зачем?

  - Почитать хочу.

  - А войны не боишься? – спрашивает.

 «Какой войны?» - думаю. Я тогда еще ничего не знал.

  Прошел год. Эта матушка как-то сама подошла ко мне, видя, что я продолжаю в церковь ходить, и сама предложила «Добротолюбие» четвертый том.

  Потом познакомился я там с верующими из Тамбова, стал к ним  заходить. Потихоньку стал духовные кни ги покупать на те деньги, что нам как солдатам платили. Одалживал и покупал, потом отдавал. «Добртолюбие»  стоило 70 рублей, а нам в месяц давали 30. Книги, которые покупал, прятал у этих эвакуированных.

  А тем временем к нам в хозвзод прибыл лейтенант, тихий такой, скромный, на других не похожий. Мы  сблизились и я его несколько раз в церковь повел.

  Потом, в 48 – м меня внезапно арестовали.  Сперва от всех дел отстранили. Я и не понял почему. Потом командир намекнул  между делом: « Ты вступи в комсомол, тебе ничего не будет.»

  Я отказался, зачем мне это надо. «Ну как знаешь,» говорит. А до этого еще вот, что было. ... Книги свои духовные, их уже полмешка набралось, я у себя в помещении  спрятал.  Но кто-то увидел и донес. Книги отобрали. Вскоре вызвали меня в штаб и давай обыскивать. Два часа терзали.

  - А что делали, били?

  - Ну, одним словом. Я под конец не выдержал и говорю: « Что вы менякак Иисуса Христа жиды распинаете?».

  Один так и подскочил от этих слов и кричит: «Подписывай, что сказал!»

  - Ой, - говорю,  - давно бы так! – и подписал.

  (Я то в детстве, когда жития святых читал, все мне хотелось за Христа пострадать.)

  Потом, конечно, суд, приговор: «За антисоветскую пропоганду, восхваление религиозного культа и клевету на советскую действительность – 10 лет ИТЛ и 3 года поражения в правах». А лейтенант тот, кого я в церковь водил, на суде свидетелем был.  Дали мне последнее слово. Я попросил книги мои сохранить. Но не вышло. Когда конечное решение объявили, я обрадовался, а чему и сам не знаю.

  Потом отправили меня в камеру смешанную. Я и не знал, что на свете такие люди живут.

  - Какие «такие»?

  - Звероподобные. И сперва я даже пайку тюремную не мог есть, когда видел, что они делали.

  - Они у вас еду отбирали?

  - Они меня не трогали, просто от того, что я видел, очень плохо мне было. Потом меня в другую камеру перевели, где обыкновенные люди сидели. Успокоился и стал есть.

  Вначале очень я скорбел. Как это так, думал, к богу тянулся и вдруг  в тюрьму попал. Очень меня в это время схиигуменья Олимпиада(2) в письмах утешала,  как мать сына. «А ты что в рай хотел с комфортом попасть и чтоб здесь не упустить и там не потерять?» - писала она. Еще писала она что-то в этом роде «За житие с разбойниками ждет тебя житие с ангелами». Царство ей небесное. Она сама в свое время в Архангельском крае отбывала тюремный срок в 20-х годах. Вот и подбадривала. И, наверное, молилась за меня. И мне потом легче стало...

... Еще писала мне, что все в свое время будет. Так и получилось. Все мне Господь даровал, к чему меня тянуло, и монастырь, и семинарию...

.... Затем отправили меня этапом в Ижму, Коми АССР, потом в Печоры перевели. Затем в  Нарьян-Мар. Это еще севернее. Там 30 % кислорода в воздухе не хватает. Стали на работы с собаками водить... В лагере были разные люди, иногда попадались верующие. Один из них всячески протестовал против работы. Говорил, что нельзя работать на эту власть. Я размышлял над его словами, может он прав и мне надо отказаться от работы. А схиигуменья мне на это ответила так: «Все честные люди трудятся. Это только одна шпана не работает». Только в большие праздники я от работы отказывался.

  Вызывает меня начальник.

  - Почему, Кудинов, не работаешь?

  - Сегодня, - говорю, - Рождество. Не могу работать.

  А он мне тихо.

  - Мы же тоже христиане.

  А рядом начальник по политической части сидит, очки протирает ( всегда на эти должности  евреев ставили). Потому тот тихо сказал, чтоб этот не услышал. Видно, тоже у него что-то внутри было.

  Конечно, за отказ от работы в карцер сажали  на 400 грамм хлеба...

  .... Начальник этот ко мне неплохо относился. Идет как-то с обходом, а я на нарах письмо от матушки Олимпиады перечитываю. Он подошел: «Что читаешь?».  Я ему подал письмо. Он посмотрел молча, вернул мне его и вышел.

  Как-то на Пасху он мне на мои деньги муки, масла и сахара выписал и я себе на праздник блины пек.

.... Потом в 53 –м Сталин умер и Маленков сразу в конце марта   амнистию  ворам объявил. А наша статья осталась. Но намного легче стало. В еду нам мясо стали  давать и на работу уже без собак водили. И жили мы уже  не в зоне, а около нее. Кто школу не кончил, учителя стали приходить заниматься. (Меня, ведь, тоже после 9 класса в армию взяли.)

  В 53-м, когда  две трети  моего срока прошло, меня отпустили. «Куда поедете?» - спрашивают. Я отвечаю: «В Загорск». Они не сообразили, что в Лавру, так и написали  в пропуске. Приехал я в Загорск. Иду в тюремном ватнике  с самодельным чемоданчиком, милиционер меня останавливает: «Ты куда?» и в пикет повел. Стали документы проверять, думали, я убежал... Просмотрели все, начальник начал кричать: «Его за это же посадили, а он опять за старое! Чтоб в 24 часа уехал отсюда!».

  Вообщем, отправили меня в деревню, а там участковый посмотрел документы и говорит: «Ты где родился?» -  «В Ленинграде,» - отвечаю. « Ну и еезжай туда», - говорит.

  - Так я же не имею права жить в больших городах.

  - 72 часа имеешь право там находиться.

  Поехал я в Ленинград. Приезжаю к сестре в комуналку, а она увидела меня, да как закричит: « Брат с тюрьмы приехал!» . Все соседи высыпали посмотреть... Пожил я у нее, одежду с ее помощью купил  нормальную, чтоб милиция не остонавливала и стал думать что мне делать дальше.

  Через месяц вызывает меня председатель райсполкома и говорит мне, чтоб я ехал жить в деревню, в колхоз. А я колхоза больше тюрьмы боялся.

  - А почему?

  - В тюрьме я был верующий и никто меня не трогал. А в колхозе собрания и т.д.

  Пошел я к тете посоветоваться, что мне делать дальше. Она подумала и говорит: «Езжай в Семеновку к болящей Марии».

  Болящая Мария (3)была слепая и лежачая больная с детства. Родственники от нее отказались и только роптали, что, дескать, живет и не умирает. А она людям помогала. «Нет пророка в отечестве своем».

  Однажды в соседней деревне кому-то приснился сон: «Идите, мол, к болящей Марии и она вам поможет». После этого стали к ней люди ходить за советами. Сама она жила в жутких условиях. Рассказывала мне, что в избе такой холод стоял, что святая  вода на полке, которая над ней стояла, и та замерзла.

  - А кто за ней смотрел все это время?

  - Сестры ребятишки выносили после нее.

  - А это не блаженная Матрона?

  - Нет, это совсем другой человек, хотя и жили в одно время. Так вот, когда о ней люди узнали, стали приезжать и еду привозить и дежурить там. Ну и сестра рада, что так получилось.

  Вообщем, поехал я к ней, а сам волнуюсь, вдруг не примет. Она не всех принимала. Приехали к ней как-то мать с дочкой из Москвы в стужу, а  она их не приняла. «Не за делом,  говорит, приехали». По человечески их, конечно, жалко, откуда куда ездили. А оказалось, дочку интересовало, выйдет она замуж или нет.

  Приехал я и встал у дверей: «Здесь, говорю, живет болящая Мария?» А она мне из комнаты говорит: «Проходи, садись». Сказала мне ехать в Глинскую пустынь. Царство ей небесное. До нее я о Глинской пустыни и не слыхал. А каких я там святых старцев встретил! Тогда вов сей России таких не было.

  Стал я там жить. Постригал меня мой духовный отец о. Андроник. Царство ему Небесное. Мудрый был человек. Я ему как-то рассказал, что в детстве меня мальчишки называли Филарет т.к. был у нас в деревне один такой набожный человек. Он посмеялся и дал мне это имя при постриге.

  При Глинской пустыни была семинария, которая тогда называлась Богословский институт. Я туда поступил.(4)

  А в 61-м приехали ночью два  наряда милиции разгонять монастырь. Хватали молодых монахов и на ближайшую станцию – езжай куда хочешь.

  - А почему молодых?

  - Много чего от молодых зависит. А стариков не трогали, итак, мол, скоро  умрут. А старцы наши это все, конечно, знали заранее.

  - Так что же было после разгона пустыни? Как вы попали в Тбилиси? И почему именно сюда?

  - Хозяйка этого дома, где я сейчас живу, приезжала к нам в монастырь еще до того и приглашала  в гости. А после разгона о. Андроник, о. Вениамин и я приехали сюда к ней жить. Потом перед смертью, хозяйка написала на меня  дарственную на этот домик...

   - .... Жили мы вместе с о. Андроником. Он перед смертью 1,5 года лежал парализованный, только знаками показывал, что ему нужно. А уже в предпоследний день открылся ему духовный мир. Видим мы, что он, лежа, кому-то головой кланяется, кого-то благословляет, а на наши попытки заговорить не реагирует. О. Вениамин побежал за митрополитом Зиновием. Потом о. Андроник говорит «Я буду умирать» и стал говорить какие-то слова. Я подошел и говорю «Я ничего не понимаю». А мне молчать надо было. Может быть и сказал что-то важное. После этого он замолчал и отвернулся к стене.

  Как он умер я и не видел хотя рядом был. Он мне еще прижизни говорил, что смерть таких людей великая тайна. Редко кто видит. Я подошел, а он уже теплый был.

  Так и болящая Мария умерла. Женщины, кто  к ней приходили, ждали этоого момента. А она и говорит одной дежурившей: «Пойди, дескать, посмотри, куры в огород залезли!». Та пошла. Вернулась, а Мария уже отошла.

  - Что еще говорил о . Андроник о будущем?

  - Говорил, как и блаженная Матрона. «Вздохнете на малое время».

  - А разве это время еще не наступило?

  - Пока еще нет. Тогда хорошая жизнь будет. Православный царь в России. Россия даст проповедь всему миру. Я тоже спрашивал у него, когда это будет. Он отвечал, что ляжем мы спать при одной власти, а проснемся при другой...

                                                       1997 г.

.....    ......  ......

  Еще одно для Варвары смущение – это общая исповедь. Народу, желающих попасть к о.Филарету набегает  приличная толпа. 90% грузин, недавно пришедших в Иоанна Богослова и среди них кучки старых кадров, которые знают батюшку лет 20-30. Ему уже 86 и силы, естественно, уже не те. Выходит он и читает общую молитву – перечисление грехов. Потом спрашивает : «Все слышали? Признаете себя виновными?» Все в разнобой радостно кивают головами: «Слышали, признаем.» Потом каждого он накрывает епитрахилью, немного трясущейся рукой крестит и шепчет разрешительную   молитву. «Иди, причащайся!».

 «Проформа  какая-то», думала Варвара, наблюдая не раз знакомую картину. Подошла на исповедь без особого трепета, у  Варвары все тот же известный набор, перечисляемый о. Филаретом в общем списке грехов. Об убийствах, грабежах и абортах надо говорить отдельно, но это не по ее части, потому и была  Варвара в  совершенном покое. Дошла ее очередь. Посмотрел  на нее о.Филарет и говорит «Нечистым воззрением на мужчин признаешь себя виновной?» и  Варвара вспомнила, что нечто такое крутилось у нее в голове сегодня утром...

Что тут добавить? Разве что такой ньюанс. Стоит Варваре просто посмотреть на о. Филарета во время службы, сразу хочется плакать о своих грехах. Наверное, это и есть непоказное Православие в действии.

                                                               30.09.2013

Примечания.

1.       Архимандрит Филарет (Борис Анисимович Кудинов) родился в 1927 году в селе Перевоз Ржаксинского  района Тамбовской области.

2.       Схиигумения Олимпиада, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря. С ней он познакомился в родном селе на Тамбовщине, где в эвакуации жили некоторые из насельниц подмосковного монастыря. Матушка часто напоминала слова Священного Писания о необходимости перенесения скорбей для наследования Царства Небесного.

3.       Монахиня Мария (Матвеева),блаженная старица, которая ослепла в пятилетнем возрасте и уже 56 лет лежала недвижима в селе Семеновском. Она-то и посоветовала отцу Филарету ехать к старцам в Глинскую пустынь, что в Курской области. И после же предрекла ему принятие священного сана.

4.       В 1958 году отец Филарет получил благословение на поступление в Ленинградскую Духовную Семинарию. На каникулах приезжал к старцам в Грузию. До сих пор до мельчайших подробностей помнит отец Филарет второе свое духовное рождение - монашеский постриг, совершенный архимандритом Андроником (Лукашем) в Тбилиси. Затем была диаконская хиротония, совершенная митрополитом Гурием (Егоровым) и иеромонашеская, совершенная митрополитом Никодимом (Ротовым). Долгое время находился отец Филарет рядом со старцами, день за днем впитывая каждое их слово, поучение, в основе которых заложено было самое главное и важное для каждого православного человека - любовь к Богу и людям, терпение, смирение и кротость, дар молитвы. Даже когда отца Филарета направляли на различные послушания, при первой же возможности он приезжал к старцам в Тбилиси. Совсем приехал в 1967 году.

Примечания взяты из статьи Архимандрита Романа (Лукина) «Старец» http://www.pravmir.ru/starec/

 

 

             Статьи

http://podelise.ru/docs/50062/index-2758.html?page=11

http://rudocs.exdat.com/docs/index-187987.html?page=10

http://www.old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=446

http://foto.pravmir.ru/showphoto.php?photo=2417&title=-d0-a1-d1-82-d0-b0-d1-80-d1-86-d1-8b&cat=501

 

 

http://foto.pravmir.ru/showphoto.php?photo=2427&title=-d0-b0-d1-80-d1-85-d0-b8-d0-bc-d0-b0-d0-bd-d0-b4-d1-80-d0-b8-d1-82d0-b8d0-b5-d0-bf-d0-b8-d1-81-d0-ba-d0-be-d0-bf&cat=501

http://foto.pravmir.ru/showfull.php?photo=2427