Про о. Вячеслава.

…8 ноября 1994 г. был ливень со снегом. Для большинства тбилиссцев этот день запомнился еще и тихой паникой - ночью отключили газ. Тогда только все об этом и говорили.

Для Елены этот день оставил о себе еще одну грустную память. Ночью парализовало ее мать. Так началось для Елены ее многолетнее вынужденное «сидение» на безлюдной горе без света и воды, с больными родителями и козами, как основой натурального хозяйства.

-…Только ты сможешь привести священника и врача, - говорила измученная бессонной ночью Елене приунывшей Варваре. - Кроме тебя никто не знает дороги на эту верхотуру. Вот, держи записку для о. Игоря. Я буду молиться, чтоб у тебя все получилось…

Когда к машине врача вышел о. Вячеслав в рясе, с крестом и служебником, это было полной неожиданностью для Варвары т.к. с просьбой о Причастии она обратилась к более молодому священнику. (Это уже потом выяснилась причина такой замены. «Когда речь зашла о том, кому ехать, один стал ссылаться на нездоровье, другой на головную боль, а я оказался самый здоровый», улыбаясь, рассказывал о. Вячеслав на обратном пути. «Самому здоровому» тогда было не менее 65 лет, под внешним спокойствием он успешно скрывал мучившие его сердечные и желудочные боли.)

Выехав из города, машина остановилась перед грунтованной дорогой - грязевым месивом из глины и камней.

- Дальше  ехать - значит, машину ломать, - логично заключил врач и остался в кабине.

О. Вячеслав не стал спорить и пошел вперед, прижимая к груди одной рукой крест со служебником, а другой придерживая края рясы. Только спросил у Варвары: - Далеко ли идти?

- Отсюда третья гора. Вон ее вершина в тумане, - нехотя ответила Варвара. Ей-то хорошо: сапоги и плащпалатка есть. Ливень не страшен. А этому человеку каково?

О. Вячеслав от Варвариного дождевика отказался и пошел, утопая по колено в грязи, по дороге.

Каково идти полтора часа рядом в сухости и смотреть как рядом у человека легкие туфли вязнут в глинистой жиже, а ряса медленно темнеет, впитывая в себя дождевые струи.

- Может, я сбегаю туда и назад, вам сапоги и дядиколин ватник принесу? - порывалась Варвара.

О. Вячеслав отмахнулся.

- А что сапоги сами собой пойдут? Не надо никуда бегать. Идем, если не устала.

Через час он, даже не передохнув от резкого подъема, уже читал молитву перед Причастием. Затем, отмахнувшись от предложенных денег, пошел вниз.

Всю дорогу до церкви в машине о. Вячеслав рассказывал что-то поучительное, адресуясь к врачу-водителю и Варваре: о мудрости царя Соломона, о верности молитвенному правилу. (Сам он, еще, не будучи монахом, ни на минуту не расставался с матерчатыми потертыми четками.)

Что же касается парализованной причастницы, то после приобщения у нее началось восстановление речи и двигательных функций.

Через год о. Вячеслав снова поднялся к Елене на гору причастить болящую. Погода в этот день была солнечная, торопиться было некуда и поэтому, слегка задержавшись перед уходом, рассказал следующее.

-… Я был тогда чтецом в Богословской церкви и работал на 31-ом заводе радиосборщиком. Стали меня на работе слегка прижимать из-за пропусков во время церковных праздников. Тогда возник передо мной вопрос: как жить дальше? Остаться на заводе или посвятить себя церкви?

И как бы в ответ на это настоятель предложил рукоположить меня в священники. Я колебался. Был у меня в то время друг, которого я считал очень близким и вел с ним разговоры на духовные темы. Он поделился со мной, что тайно был посвящен в дьяконы.

Позвали меня к патриарху Ефрему, чтобы решить вопрос о моем священстве. Я стал предлагать вместо себя моего друга, как более достойного. Патриарх ответил: «Пока я жив, на него рук не возложу". Мне сперва непонятна была причина отказа, а потом все выяснилось.

Спустя какое-то время вызываю меня на заводе в партком и показывают донос, будто я рассказывал о военных тайнах завода (что и, правда, имело место). А за всем этим подпись … моего друга дьякона.

Что со мной стало, я и описать не могу. Если бы кто-то другой, мне бы не было так больно.

Парторг и говорит мне:

- Тебе за это светит 5 лет, но мы не дадим делу ход. Ты у нас столько лет отлично работаешь. Ты лучше подумай, стоит от нас уходить или нет…

В общем, по милости Божьей все обошлось. Но дело не в этом. У меня было огромной смущение. В голове не укладывалось это предательство. Как же, думаю, в церковь ходить, когда там такие люди. И решил для себя, что ноги моей там больше не будет. А внутренний голос как бы говорит: «Сходи сегодня в последний раз, а дальше можешь не ходить".

Пришел я в Александро-Невскую на службу, а там тогда о. Андроник был, известный своей прозорливостью и мудростью. Подошел я к нему, не выдержал и сказал о том, что меня мучило. А он только воздел руки к Распятию и воскликнул.

- Прости нас, Господи, ведь ради меня грешного, ради него, - кивнул в мою сторону, - Ты пролил свою Пречистую кровь.

У меня с глаз как будто какая пелена спала. Сразу стало необыкновенно легко. И не малейшей обиды на моего друга.

Потом, во время вечерней подошел ко мне мой друг и говорит: «Ты меня, брат, прости!». И рассказал, что его толкнуло на донос, почему он хотел вместо меня стать священником. «У тебя, - говорит, - в руках специальность, а у меня ничего. Чем мне семью кормить?». Простил я его, конечно. Вскоре меня в священники рукоположили, а потом и моего друга.

Все это я потому вам рассказываю, чтобы вас ничего не могло оттолкнуть от церкви. Чтобы не увидели, не смущайтесь, продолжайте ходить, потому что там благодать, - закончил о. Вячеслав и взглянул на Варвару.

Варвара, не выдержав его взгляда, отвела глаза. Как раз на днях она с пеной у горла твердила Елене, что нет ей смысла ходить в церковь, т.к. ничего в ней самой духовно не меняется и в церкви не нашла того, что искала - сплоченного братства верующих. Елена, как всегда, возражала и цитировала святых отцов.

Потом еще был один случай. Тоже не в бровь, а в глаз.

Как-то Варвара стояла в очереди исповедников, поджидала любого священника, чтоб передать записку на сорокоуст. Отец Вячеслав как раз исповедовал. Одна женщина что-то говорила ему очень тихо. Потом до Варвары долетели слова.

- ....А еще ,батюшка, так устаю, что вечернее правило лежа читаю. Позволяю себе маленький комфорт...

«Мы с Тамарой ходим парой, - усмехнулась Варвара про себя. – Она еще молодец, хоть лежа читает, а я...».

О. Вячеслав окинул взглядом очередь исповедников, чуть задержался на Варваре ( а может, показалось так только себялюбице) и сказал громко.

- Вы, наверное, в Царство небесное на такси хотите доехать. А там в ворота постучите и скажите: «Открывай, Господи, я приехала!» Запомните, комфортно спастись невозможно. Понуждайте себя читать правило стоя, ну в крайнем случае, сидя. Лежа парализованные читают.

И накрыл исповедницу епитрахилью...

....И все-таки у Варвары сомнений как всегда хоть отбавляй. И все мировые проблемы ей надо решать. Никак не меньше. Как-то на горе после очередного Причастия улучила она момент, когда о. Вячеслав уже снимал свои нарукавники, а Елена вышла за молоком, подошла к батюшке и выпалила свой риторический вопрос-обличение.

- О. Вячеслав! Что творится! Куда катится церковь?! В ней совсем нет любви, одно разобщение. Надо же принимать какие-то срочные меры!

Батюшка нисколько не смутился, только попросил конкретизировать какие у Варвары есть притензии к глобальному Православию.

Та и зачастила, заикаясь от нервов.

- Во-первых, ну это как его... нет адресной базы прихожан. Никто никому не нужен. Тут контроль надо навести, чтоб люди сдавали 10 % процентов в общак и так решать у кого какие проблемы. Вот у баптистов, например...

И получила лаконичный и емкий ответ.

 - Я не баптист и не протестант, чтоб бегать, составлять какие-то списки, агитировать. Нашей церковью Сам Господь управляет. Кого надо, сам и приводит. Вот скажите, - он обратился к только что вошедшей Елене с пластмассовой бутылкой  молока, - разве кто-то специально звал вас церковь, назначал время, приемный день?

Варвара задумалась, действительно, никто ей пригласительный билет как на елку в детстве не вручал. Все произошло само собой, без ознакомительных брошюр, которые так любят впихивать на улице иеговисты.

И О. Вячеслав удовлетворенно поставил точку на ее правокачаниях.

- Ты уж поверь мне, я разговаривал с разными людьми, которые во главе стоят. Наша церковь никуда не катится, а идет куда надо.

Он уже взялся было за ручку двери, потом благословил Елену, подошедшую со сложенными руками и сказал ей напутственное слово.

- Ты не скорби, что тебя Господь здесь, в этой глуши, запер, что работы невпроворот и руки свои инженерные в крестьянские превратила. Все это для спасения души. А вместе с тобой и вот она, - он кивнул на Варвару, стоявшую в сторонке, которая не подошла под благословение, - тоже спасается. И кто знает, от каких грехов себя уберегает...

Потом попрощался и пошел к машине Бичико.

Елена со слезами перекрестилась на бумажый образ Спаса Нерукотворного.

- Господи, продли жизнь о. Вячеславу ради нас, грешных!

Варвара не поняла.

- Он же в прекрасной форме, вон,  улыбается, как светится весь.

- У него рак желудка. – тихо ответила Елена, занятая своими мыслями. – Это все знают.

- Как же он служит?

- Как видишь, никому не отказывает. Каждый шаг ему с трудом дается. Просто виду не показывает. А ты еще полезла к нему со своими бреднями....

....12 мая 1998 г о. Вячеслав принял монашество, 13 мая его рукоположили в архимандрита с именем Варсонофий.

…. Варваре посчастливилось видеть о. Вячеслава за неделю до перехода в вечность.

- Не могли бы вы рассказать по подробней про вашу жизнь, - робко заикнулась Варвара.

- А что про нее рассказывать? Тридцать лет отдал крестьянству, столько же заводу. Все, как у всех.

О священстве и монашестве он по своему смирению даже не упомянул.

Прощаясь, о. Варсонофий протянул своей посетительнице иконку Божьей Матери «Всецарица» со словами:

Ты по ночам ходишь. Пусть Матерь Божья тебя хранит.

Варвара потом долго недоумевала, откуда батюшка узнал про ее ночные круизы.

7 июля 1998 г. О. Варсонофий (Величко) перешел в вечность.

24.05.07

Варваре очень хотелось узнать по подробней о жизни о. Вячеслава, но как? Все окружающие знали о нем лишь отрывочно, каждый свой эпизод. И вот в 2013 году ей «случайно» передали только что вышедшую книгу Екатерины Елтышевой «Мои воспоминания». А в ней глава про о. Вячеслава.

Вот выдержки из нее  в сокращении.

...«...Трудно решался вопрос о его рукоположении, ведь он много лет работал на секретном заводе, но схиархимандрит Андроник его всячески утешал, правда, не все слова его были понятны: «8, 7, 7, 7...» .Это стало ясно позже. О. Вячеслав родился 8 марта 1929 года, рукоположен во священники 7 июля в 1977 году, таинство совершил Митрополит Зиновий, и 7 июля 1998  отошел ко Господу....

Как-то, когда о. Вячеслав служил в храме св. вмч. Варвары, к нему  насильно привели парня, который хотел покончить жизнь самоубийством. «Оставьте его», - обратился он к держащим. «Только перед тем как ты уйдешь и сделаешь задуманное, давай вместе положим несколько поклонов, ведь это не трудно тебе, молодому парню, а вы ребята можете идти и не трогайте его и не мешайте ему сделать задуманное». О. Вячеслав взял его за руку и пошел с ним ко Алтарю. «Давай, вот так же сколько я – столько и ты, повторяй,» - и, благословив его, начал класть земные поклоны. Вскоре все сбились со счета. Парень изнемог и просил батюшку, чтоб тот остановился. Но о. Вячеслав все продолжал делать метания. Парень этот остался в церкви и стал прислуживать в Алтаре....

...Однажды О. Вячеслава попросили причастить умирающую женщину в Загесе. Приехал за ним грузин на запорожце со знаком, что машина принадлежит инвалиду. Привез его в большой и красивый дом, но внутри было все предельно просто. О. Вячеслав исповедовал и причастил русскую женщину, которая готовилась предстать перед Господом. По дороге обратно водитель спросил: «Что такое грех?». Батюшка собрался ему ответить, но тот попросил выслушать его историю. В одной из богатых грузинских семей родился мальчик –калека. Врачи хотели его усыпить, говоря, что он не сможет жить. Рядом с этой семьей жила русская женщина с шестью детьми и она, узнав об этом, попросила отдать калеку ей. Так этот мальчик оказался в семье седьмым ребенком. Его родители по крови, чтобы не видеть как будет жить их сын, отдали свой большой дом его новой матери, а сами уехали в район. Мальчик долгое время ходил на костылях, потом окончил школу и институт, стал педагогом. Однажды он пошел к зубному врачу удалять зуб. Как только ему был сделан укол, он увидел себя сидящим в кресле и вокруг него бегающих врачей и сестер, которые повторяли: «Умер, умер...». «Я им говорю, - рассказывал он, - что я здесь, что я не умер, а они меня не слышат и не видят». Потом, пролетев в каком-то коридоре, типа широкой трубы, он оказался на необычайно красивой поляне; впереди он увидел ограду с воротами. Но врата немного приоткрылись и из этого проема показалась необычано красивых очертаний рука и он услышал голос: «Ему здесь не место, он – грешный» и врата вновь закрылись. В то же мгновение он оказался в подвальном помещении, где лежало его тело и тот же голос произнес: «Войди». И он очнулся в своем теле к ужасу тех, кто там находился. Как показал лабораторный анализ, в ампуле, из которой был набран обезболивающий препарат, оказался сильный яд, после которого наступает мгновенная смерть. «Так почему же меня Господь не впустил во врата Рая?» - спросил этот парень. Рассказал о себе, что живет честно, урожай с сада раздает соседям, не пьет, не курит, досматривает свою приемную мать т.к,  остальные его братья и сестры разъехались – так почему же он грешный?

Батюшка спросил его о личной жизни. Тот рассказал, что жениться на подобной ему калеке, он отказался и имеет одну женщину, с которой тайно встречался все эти годы у себя дома. «Вот этот то грех блуда был одним из главных и закрыл пред тобой дорогу в Рай» - сказал ему о. Вячеслав. Господь по Своей милости, за твои добродетели, не дал душе погибнуть и вернул тебя на землю, чтобы ты, покаявшись, прожил оставшуюся жизнь в благочестии». О. Вячеслав посоветовал ему или жить в чистоте одному или жениться и обвенчаться, не нарушая верности своей супруге. Прошло время, этот мужчина похоронил свою мать, отец Вячеслав обвенчал его с женщиной – калекой – он сидел во время венчания на стуле, так как долго стоять он не мог.

Как-то один мужчина спросил о. Вячеслава: «Зачем мне читать Псалтырья, если я все равно ничего не понимаю?». «Главное, что понимают то, что ты читаешь, бесы и бегут от тебя и тех, кого ты поминаешь на Псалтыри. Вот, если тебе врач выпишет рецепт на лекарство, в состав которого входит несколько компонентов, а рецепт написан на латинском языке – ты ведь не понимаешь, что там написано и что оно значит, но знаешь, что это лекарство поможет тебе от той болезни, на которую ты жаловался врачу. Так и при чтении Псалтыри, душа очищается, и ты получаешь облегчение или исцеление от своих душевных недугов».

  ....Был  случай на 31 заводе, где в свое время работал о. Вячеслав. В те годы раздавали на предприятиях участки земли  по 6 соток на семью. Одному из рабочих досталось место рядом с остатками разрушенного храма св. вмч. Варвары, - оставалась лишь небольшая часть престола. На это место 17 декабря на Барбароба приходили люди, чтобы поблагодарить святую и попросить ее помощи.  Так вот этот «хозяйственный» сосед решил присоеденить этот участок земли к своему. Его народ предостерегал, что это  вызовет гнев Божий, но он всеже пивел трактор и разровнял это место, засадил  его клубникой.

 Клубника удалась необыкновенная, крупная, красивая.

 В один из испытательных полетов  нового самолета, была собрана команда, куда вошел и этот человек. Всем перед полетом выдавлся спирт для смелости – никто не знал, как пройдет испытание  машины. И вот все выпили из одной посуды. Самолет поднялся в воздух. И вдруг, на глазах у всей команды этому человеку становится очень плохо, у него разверзлась брюшная полость и все внутренности стали выпадать наружу. В течение короткого времени он в тяжелейших муках скончался. Этот случай батюшка Вячеслав рассказывал в назидание, как опасно  относиться без страха Божия к святыням т.к.  погибший доказывал, что Бога нет и это просто камни...

 

Говоря о том, как страшен грех осуждения, о. Вячеслав рассказывал такой случай. Одна старенькая бабушка, придя к нему на исповедь стала жаловаться, что, будучи девственницей, борима блудной страстью, с которой справиться нет сил. Батюшка спросил ее, не осуждала ли она кого-нибудь за блуд? «Как же, мою соседку, к которой двери не успевают закрываться ухажерами, осуждала» - покаялась. Батюшка посоветовал ей искренне покаяться, попросить у соседки прощения, усиленно молиться за нее. Через некоторое время старушка появилась снова, благодарила батюшку, что он ей помог избавиться от вражьей напасти...

С сильно отекшими, как столбы, ногами он приезжал на службу каждый день на автобусе, который ехал более часа от его дома, машины у него никогда не было. Много месяцев он почти ничего не ел, кроме пыльцы, разведенной в воде. Когда боли мучили его, он вставал у окна, впивался пальцами рук в решетку так, что пальцы синели и, закусив губу молился. Отказывался принимать морфий. Когда его посетил Патриарх Илья II   и спросил, почему он не принимает обезболивающих, о. Вячеслав ответил, что ,когда к нему приходили люди со своими болями и скорбями он всегда призывал их к терпению, говоря, что это их крест и нужно все терпеть, что пошлет Бог. Поэтому и он должен терпеть то, что Господь ему послал, не заглушая этих болей и не ослабляя молитвенной бдительности. Единственное, что он по послушанию, согласился, - это поставить капельницу с витаминами, которую благословил поставить Патриарх.

После его кончины мне попалась фотография, где его гроб стоит в центре храма и от гроба до потолка огромный луч света, хотя источника света там нет....»