В последний путь.
Разгар рабочего дня. Вокруг одного из подъездов на Плеханова стоят кучками люди, ждут выноса. Время от времени кто-то с улицы заходит в подъезд и через некоторое время присоединяется к одной из группок ожидающих.
Всем присутствующим ясно: этот человек только что сделал “круг почета” вокруг гроба именно по часовой стрелке и теперь скучающе изучает место и действующих лиц вокруг. ( Заметка для неосведомленных: направление обхода тоже имеет огромное значение в ритуале панихиды.)
Ближе всех к подъезду стоит группа пожилых женщин. Это, скорее всего, соседи.
-… Ох, как не вовремя умер Вахо! В Великий Пост! Хоть бы до Пасхи как-нибудь дотянул, - сетует одна из женщин, слегка ударяя себя по щеке натруженной рукой с остатками маникюра. - Придется теперь накрывать постный стол. Грибы, рыба нескольких сортов, пхали, лобио. А люди с келеха уйдут голодными. Куда проще зарезать барана и сделать чакапули, наваристую шилу и т.д. Дешевле сядет.
- Да, - закивала другая домохозяйка, - уже подсчитывали - мясной стол легче накрыть, чем постный.
- На сколько человек делают келех? - поинтересовалась третья.
- На 80, - с жалостью откликнулась первая, видимо самая посвященная. - Только свои люди сядут. С деньгами туго. - И пустилась невесело анализировать. - Э-э, куда мы идем? Не тот уже стал Тбилиси, не тот! - Глаза рассказчицы моментально потеплели и в голосе послышались нотки восхищения. - Помните, при Брежневе какие келехи были! - Качает головой, погружаясь в приятные гастрономические воспоминания. - Обязательно осетрина, икра двух сортов. Где теперь такое?
- Да-а…
- Какое время было! Жили при коммунизме и не заметили, - эхом отозвались несколько слушательниц.
Тут со стороны группы мужчин донесся приглушенный смех.
Женская коалиция, как по команде, оглянулась направо.
-… Я еще один анекдот вспомнил, - не унимался плечистый мужчина в кепке. - Сидит азербайджанец в чайхане. Ему жарко, душно. У ног собака сидит. Он берет палку, кидает ее подальше и говорит: “ Собака, поди да, принеси палка". Собака приносит. Он снова: “ Собака, поди да, принеси!” Собака приносит. Он в третий раз тоже самое. Собака поднимает голову и говорит: “ Тебе делать нечего! Сиди отдыхай, да!”.
Мужской кружок негромко смеется, потом, оглянувшись по сторонам, резко гасят улыбки.
Недалеко от них стоит, по-видимому, группа сотрудников. Кто осудил происходящее, сказав:
- Ц-ц-ц! Что творится! Эти люди не знают, куда пришли. Нет, что вы там не говорите, а в Восточной Грузии не умеют по-человечески проводить покойника. Совсем другое дело у нас, в Мегрелии. 9 дней человека оплакивают. Только на лед какие деньги тратят. А здесь, в Тбилиси, на 4-5 день покойника из родного дома “выкидывают”. Варварство!
- Скажете тоже, - засверкал глазами житель востока, - 9 дней - это слишком. Пытка для родственников и издевательство над трупом. Вот мусульмане и еврей молодцы. В тот же день до захода солнца хоронят.
- И вы сравниваете нас, первых христиан, с какими-то христопродавцами? - взвился западник.
Спор разгорелся не на шутку.
Напротив них, в группе из 4-5 человек царила полная идиллия. Все с явным интересом слушали миловидную, модно одетую женщину средних лет. Она, неторопясь, рассказывала следующее.
- … Я начала с того, что опросила всех своих знакомых: нет ли у кого в роду поляков. И нашла, что искала. У моей старой учительницы по музыки был дедушка Гриц Ковальский. Я пошла в архив, не пожалела 5 лар, достала его свидетельство и смерти. Потом несколько раз сделала ксерокс, чтобы его имя стало совсем блеклым, и вставила имя моего деда по матери. Потом снова сделала копию и понесла эту бумагу в Польское общество. Они сейчас находятся на Сулхан-Саба Орбелиани № 1, - рассказчица явно наслаждалась нарастающим вниманием своих слушателей. - И меня, как потомка поляков, тут же занесли в компьютер и дали огромную гумманитарку. Теперь моя дочь бесплатно поедет в Варшаву. Единственный минус - теперь раз в неделю надо ходить на бесплатные курсы польского языка. Что поделаешь, издержки производства.
- Поразительно! _ восхитился мужчина в очках. - А вот под еврея нельзя так подделаться?
- Нет, я вам не советую, - с о знанием дела стала объяснять многоопытная дама. - Евреи на то и евреи. Они все перепроверяют. А то попасть на учет в “Сохнут” или “Рахамим” - сказка Шехерезады. Пайки, бесплатная медицинская помощь и патронажная сестра в придачу. Я бы вам посоветовала латышей. Они, конечно, беднее поляков, но на безрыбье сами знаете… У них можно взять годовой талон на метро и разовые обеды по воскресеньям.
- Как приятно встретить знающего человека, - заулыбалась дама с пером. - Только на панихидах такое возможно. Сейчас такой дефицит общения. Давайте, я ваш телефон запишу для консультации…
В этот момент из подъезда начали выносить цветы. По кучкам тут же зашуршало:
- Вынос! Вынос!
Все как-то внутренне подтянулись. Мужчины спешно сняли кепки, женщины достали заранее заготовленные платки. Кто-то уже активно сморкался. За гробом вышли заплаканные родственники в черном. Их тут же окружили соболезнующие и под руки повели к автобусу.
Новоиспеченная полячка крикнула своему собеседнику.
- Займите мне место поближе к водителю, где не сильно качает. Пока до Мухатгверди(1) доедем - всю душу на серпантине вытрясет.
(1) Отдаленное кладбище.
01.09.08