День искушений.
"-Батюшка, правильно ли я живу?
- Правильно, но зря..."
Из анекдота.
"Колокола судьбы звонят всем, но не
все их слышат".
Эрнест Хемингуей.
В 9 часов вечера Манана Схиртладзе, 65-летняя учительница музыки, по давно заведенному правилу открыла дневник, чтобы проанализировать прошедший день, свои грехи и сомнения и тем самым обеспечить духовный рост на завтра.
В толстой тетради ее исхудалые пальцы аккуратно вывели:
"22.06.10 Была в храме св.Александра Невского. Знакомство с р.Б. Сандро. Разговор о последних временах. Искушение. Вспомнила о запретном. Положить 10 пок."
Манана, зная, что все в жизни управляется Промыслом Божьим, обращала внимание даже на самые малозначительные встречи и искала в них тайный смысл.
Особенно ей нравились на эту тему слова о. Александра Ельчанинова: "... Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает нам людей, обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о себе...."
Сама идея анализировать каждый прожитый день пришла к ней после прочтения "Неизданного дневника Иоанна Кронштадтского.
Каждый день, несмотря на кажушееся однообразие жизни пенсионерки - церковь и "келия", как она именовала свои трехкомнатные аппартаменты на Вашлисджвари (1)- неизменно давал пищу для размышлений.
Сегодня тоже было о чем подумать.
После службы Манана осталась ждать одну прихожанку, чтобы вручить ей обещанную книгу. Неожиданно возле нее возник интеллигентного вида мужчина приблизительно ее ровесник. Разговорились. Представился новый знакомый как Сандро.
- Трудно спасаться в последние времена, - вздохнула Манана, перебирая четки. Тема о последних временах была всегда к месту при разговоре с любым верующим. Обычно вторая сторона тут же откликалась оханьем и приведением своих примеров, а потом диалог благополучно затухал. Вроде и общение и празднословия нет.
Но на сей раз произошло по другому. Сандро как-то странно взглянул на нее и сказал,отводя взгляд.
- Моя мама ждала приход антихриста всю жизнь. Царство ей Небесное, - он осенил себя широким крестом, положив его по всем правилам, а не так, как многие, будто мух отгоняют.Сразу было видно, что человек серьезный. Да и абсолютно грамотная руская речь выдавала в нем человека образованного.
- Все мое детство и юность прошли под прессом, поднятого пальца к небу: "Будь осторожен! Время близко!" - Продолжал он. - ... В школьном кружке мне прочили будущее великого шахматиста, но мама сказала, что это может "пагубно подействовать на мое тщеславие". И шахматы пошли по боку.
Для меня не существовали ни дни рождения одноклассников, ни походы в театр. Все это было "духовно неполезно".
В студенческие годы в Москве я не имел права жить в общежитии. Мама нашла для меня через свои каналы ( мой дед был священником) комнату у двух сестер, тайных монахинь. И вместо того, чтобы весело прожигать студенческие годы, мне приходилось сидеть одному в комнате, похожей на гроб. Бороться с мамой я даже не пытался. Тогда я тоже считал, что живу правильно.
Потом мама отговорила меня от женитьбы. У нее была неоспоримая логика: "Зачем заводить детей, когда завтра их обрекут на мучения".
Манана слушала все это и думала, что остановить Сандро, встать и уйти как-то не очень вежливо. Из любви к ближнему придется дослушать это до конца. А он тем временем продолжал.
- Мама прожила долгую жизнь, полностью посвятив ее церкви. Ее здесь все знали, - Сандро кивнул на двери храма. - Отец не смог вынести этот вечный темп утренних, вечерних и подготовок к Причастию. Мне было 8 лет, когда он ушел к другой женщине.
Сандро рассказывал все это каким-то глуховатым голосом, как бы сам себе. Потом вдруг с надеждой поднял глаза на терпеливую слушательницу.
- Может, вы знали мою маму? Ее звали Нина Алексеевна, Она всегда стояла в углу, у Казанской.
И Манана тут же вспомнила высокую русскую женщину с отрешенным лицом.Ее нельзя было не заметить. С первого взгляда чувствовалась какая-то породистость.Как точнее описать ее?Первое, что бросалось в глаза это ее одухотворенность, доброжелательность ко всем, кто к ней обращался.
- Да, знала, - ответила Нана,отгоняя от себя лищние умозаключения. Она тут же уточнила. - Мы не общались, хотя, признаююсь, мне всегда хотелось заговорить с ней. Но на службах нельзя, а потом некогда.
Сандро, кажется, прослушал это и вернулся к своей истории.
- Потом мама отошла ко Господу. Я верю, что она попала именно туда, куда стремилась всю жизнь.
Я остался совсем один. И решил в свои 53 первый раз жениться, Подумал, что хуже уже не будет. Моя жена младше меня на 3 года. О детях смешно говорить в нашем возрасте.
Он пристально посмотрел на Манану и подвел итог невеселой истории:
- Антихрист так и не пришел, а моя жизнь могла сложиться совсем иначе.
Манана поспешно перекрестилась, и желая поставить на этом смутительном разговоре точку,заключила.
- На все воля Божья.
- Да-да, - охотно закивал новый знакомый и встал со скамейки. - Извините, сам не знаю, зачем я наговорил вам тут всякого.
Попрощался и пошел к выходу через строй нищих, не подав никому.
Конечно, это были типичные проделки лукавого. Ибо сказано " по плодам узнаете". Плоды были на лицо. В Манане эта встреча всколыхнула давно похороненное на дне души.
Ираклий - физик, ее тайная любовь еще с молодости, тут же возник перед внутренним взором. 10 лет назад, умирая от рака, он просил ее.
- Давай поженимся хоть под конец. Мне так будет легче уйти туда.
Манана, превозмогая свои многочисленные болячки, носила ему духовную литературу, которая не давала ему утешения, и свои обеды, которые он ел через силу, не желая ее обидеть. Так же она горячо молилась о нем дома, клала земные поклоны на плохо сгибающихся коленях, прося об исцелении тяжко болящего, но о браке и слышать не хотела. Ведь в Евангелии четко написано: " Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (1 пос.Кор. гл.7.38).
Затем Манана сделала следующую запись в дневнике.
"После церкви инциндент с беспризорником. Помолится о направлении на путь истинный заблудшего".
Так и не дождавшись той прихожанки ( вот тоже нерадивость какая. Хотя, стоп, это уже осуждение, поймала себя Манана) она очутилась на улице.
Тут к ней подскочил какой-то мальчишка, сжимая под мышкой стопку бумажных иконок св. Георгия, и стал тянуть заученно:
- Тетя, купите икону! 1 лар! Купите! Очень прошу!
Дома у нее было 2 точно таких же образа и покупать третью копию было бессмысленно. Манана пошла дальше, творя Иисусову молитву. Мальчишка заматюкался в след и, кажется, сделал какой-то отвратительный жест рукой.
Настроение было полностью испорчено. А, значит, и благодать, полученная на службе, тут же отошла от нее. Вот что значит хотя бы мимолетно кого-то осудить.
Мальчишка был весь какой-то отталкивающий. Грязный, с сальными волосами, да еще и нахал.
Нет, все-таки хорошо, что она в свое время не решилась на усыновление. Могла проявиться дурная наследственность. И рядом с ней, Мананой, сейчас бы находился такой же хабитус. И возраст совпадает. Хорошо, что Господь отвел.
Манана вывела в дневнике еще строчку: " Вечером инциндент с соседкой. Очередное нападение темных сил."
Соседей, как известно, не выбирают.Их надо принимать как данность.
Манана жила в трехкомнатной квартире, оставшейся ей от родителей. Время от времени продавала кое что из дома и на это существовала.
Многие, зная ее нужду и постоянные траты на лекарства, советовали бездумно:
- Квартирантку пусти или поменяй на меньшую площадь с доплатой.
Но оба варианта не годились.
Чужого в дом пускать - искушений не оберешься. У каждого свой греховный шлейф.
Квартиру продавать ей, одинокой женщине, тоже страшновато.Всякое бывает, да и здесь уже место намоленное, а на новом пойди пойми какая энергетика. Нет, надо тихо нести свой крест, где Господь поселил.
Не успела Манана немного отдохнуть после церки и подкрепиться, как в дверь позвонила соседка Заира Каладия. Эта беженка из Абхазии, мать троих несносных детей была ходячим искушением для Мананы.
Заира разносила на базаре хачапури и кое-как сводила концы с концами. Толстая, бесцеремонная, коричневая от постоянного загара базарная тетка каждый вечер сотрясала фанерные стены своим ором. Причин для этого у нее всегда было "выше крыши".
Иди читай акафист в такой обстановке. Прямо экзамен на терпение.
Кроме того, Заира никогда не упускала случая высказать свое мнение об ее, Мананыном образе жизни.
- Я не поняла, ты зачем живешь как мертвая? - Возмущалась Заира, плюхаясь без приглашения на стул в кухне. - Иди пройдись туда- сюда. Ко мне в гости заходи. У меня всегда гоми (2) с сулгуни есть. Э, разве здесь умеют делать настоящее гоми? А ты как неродная. Только и знаешь свое "Пост, пост". Вай, шен сацодаво (3)!
И т.д. в том же духе, если ее вовремя не выпроводить.
Тут дело было даже не в Заире. Любое хождение в гости неизменно влекло за собой празднословие и все то, что в исповедании грехов идет одним перечнем "опився, объядохся, без ума смеяхся". А смех, как известно, духовно расслабляет. Верующему более к лицу тихая улыбка и как можно меньше эмоций.
Исходя из всего этого Манана вообще ходила в гости по особо важным делам и только к верующим.
Что же касалось скандальной Заиры, Манана ее откровенно не любила, в чем и часто каялась духовнику.
- Не получается у меня, батюшка, всех дюбить. Борюсь с раздражением, а в сердце все равно пусто.
Сегодня Заира барабанила в дверь кулаком и кричала на весь подъезд.
- Вай, Манана, я твою душу мотала. Выходи! Мне один чокнутый на базаре 50 лар подарил. Вот и кейп теперь у нас с соседями. - Видя, что ей не открывают, Заира от причины перешла к обвинению. - Какая из тебя грузинка?! Ни с людьми посидеть, ни время провести не умеешь! - И окончательно припечатала. - Святоша недоделанная.
Манане пришлось сидеть тихо, как мышке, делая вид, что ее нет дома. Не патруль же вызывать в такой ситуации.
Часы показывали 10.30. Пора было читать вечернее правило и ложиться спать. Еще один день был прожит более или менее богоугодно.Под тиканье старых часов, купленных отцом - хирургом, уютно думалось:" Дай , Господи, и оставшиеся дни провести также: в смиренномудрии и покаянии"
Что еще пожелать верующей душе, ищущей спасения?
10.08.2010
1. Название нового района в Тбилиси.
2.Кукурузная каша, традиционное блюдо в Западной Грузии.
3."Ты несчастная" (гр.)