«Официально зарегистрированный брак признается Православной Церковью законным браком. Венчание с инославными (т.е. христианами, не относящимися к Православной церкви) возможно и не предполагает изменения их вероисповедания».
Протоиерей Александр Ильяшенко.
Кнарик заканчивала последние приготовления к столу. Уже были готовы бадриджаны с орехами, пхали двух сортов, салаты, лобио давно кипело на плите.
К двум часам планировалось сесть за стол.
Жертвенный баран, привязаный к дереву, с утра тревожно блеял во дворе. Видно, чувствовал близкий конец.
- Все, мы выходим! - крикнул Шалва. - Тебя Нугзар на своей машине заберет. А нам еще по одному делу съездить надо.
Кнарик глянула в окно. Барашку уже запихнули в машину и повезли в церковь, чтоб сделать там три сакральных круга. Обет - святое дело. Ведь Шалва поклялся, если после стольких лет леченья -мученья родится мальчик, обязательно барана зарежет. И вот, наконец, дождались сына- первенца. Шалва его так и назвал, как подобало случаю - Гелоди (1).
Хоть Кнарик и не нравилось такое доисторическое имя, но помалкивала в тряпочку. Во-первых далеко не каждый мужчина столько лет будет ждать рождение наследника, а во-вторых еще до свадьбы договорились они друг другу по очереди уступать. Потому, наверное, и прожили все эти пять лет в относительном согласии.
Обет вполне логично решили объединить с крещением, чтоб два стола отдельно не накрывать. У кого есть лишние деньги. Потому и решили все сделать максимально достойно. Видеокамеру приличную одолжили, количество блюд точно по неписанному регламенту два дня составляли, вино двух сортов только домашнее, проверенное, родственников с двух сторон заранее пригласили. Учли все мелочи, чтоб не ударить в грязь лицом.
Кнарик с малышом и крестной подъехали к церкви аккурат в то время, когда мужчины, протащив удирающего барана на веревке положенные три раза, уже выходили со двора. Дальше бедное животное ждала транспортировка к кухне, чтобы через час превратиться во вкуснейшее чакапули на радость гостям.
Крестная с ребенком и крестный, бережно держащий видео камеру, вошли в церковь. Шалва и Кнарик остались наблюдать за дальнейшим через открытую дверь со двора.
Видно было, как крестный о чем-то говорит со священником, мнется, пытается о чем-то уговорить. Потом поворачивается и идет, смущенный, к ним, родителям.
- Эээ.... Тут такое дело. Он спросил вы венчались или нет. Я сказал, что нет. Как бы ты меня, Шалва, на венчание не позвал. С трусов мы вместе. А он мне: «Раз так, то пусть сперва венчаются. Только потом буду крестить!». По другому никак. Очень строгий попался.
Супруги растерянно переглянулись. Такой поворот никто не ждал. И венчание никак не входило в их планы. Это и гостей надо звать побольше и стол пошикарней, и одежда в конце концов другая. А то они нацепили в спешке, что было и приехали. Не по-людски как-то сейчас венчаться.
Потоптались так у входа и решили поехать в другую церковь. Может, там священник помягче встретится.
Через двадцать минут затормозили у другой церкви.
Пошел Нугзар прояснять дело. Остальные предусмотрительно остались в машине. Вернулся посланец с кислым лицом. Кнарик сразу поняла - опять пролет.
- Ммм.... Там... - стоит мнется невезучий крестный. - Он все выяснил и не хочет крестить...
- Почему? - чуть не хором воскликнули родители.
- Во-первых, имя не подходит. «Гелоди» в каком-то их церковном списке нет такого.
- Как это нет?! - возмутился Шалва. - У нас в деревню, помню, два парня были. Один Гелоди, другой - Аргелоди (2). Оба крещеные. Помнишь, Нугзар, мы на келехе были.
- Подожди, ты, - одернула мужа Кнарик. - А во вторых, что?
- А во-вторых, он про тебя, Кнарик, все выяснил, как зовут, туда-сюда... - Нугзар явно медлил и не хотел договаривать. - И сказал...
- Что сказал? - напряглась Кнарик, уперев руки в боки, тут же настроившись дать достойный ответ.
- Сказал, раз ты армянка, значит, монофизитка...
- Сам такой, - выкрикнула Кнарик автоматически. Потом беспомощно посмотрела на мужа. - Что за слово такое?
Шалва сам был в недоумении и кивнул Нугзару.
- Ты в курсе?
- Да я сам не очень понял. Он говорил, что армяне еретики. Пусть сперва Кнарик крестится, потом он вас обвенчает и только потом Гелоди покрестит как Георгия.
- Но я крещеная! - с вызовом выкрикнула вторая половина Шалвы. - Меня в Сурб-Геворке крестили в пять лет. Где это видано, чтоб два раза крестить? Вот моду взяли. Двойные деньги мамао хочет сделать.
Из другой машины тем временем подошли гости и присоединились к обсуждению. Мнения разделились. Одна часть предлагала ехать - искать счастья в третьей церкви. Другая часть просто склоняла современных священников по падежам, детально перечисляя джипы, квартиры и прочее имущество клира, да с такой точностью, которой бы позавидовал ОБХС в старые добрые времена.
Тут Кнарик спохватилась.
- Там же мясо скоро доварится. Срочно надо домой ехать. Слишком разваренное к столу стыдно подавать. Люди скажут: «Нас на кашу позвали». Давайте тогда в армянскую поедем. Там точно из-за имени мозги вынимать не будут. У меня недавно там племянника крестили. Гуливером зовут. И ничего.
Последний аргумент решил дело. Все моментально заняли места в средствах передвижения и вырулили к Сурб-Геворку. Там и правда покрестили ребенка без волокиты и лишних вопросов.
За стол сели с маленьким опозданием. Тосты шли за тостами, гости нахваливали стол, пили «маленькими стаканами, но с большой душой» за хозяев, за нового члена общества. Хозяева довольно сияли и раскланивались.
Засыпали супруги уставшие, но довольные проведеным мероприятием.
Вдруг Кнарик задала вопрос по существу.
- Шалва, а что значит «монофизит»? К чему это он так сказал?
Шалва, никогда неиспытывавший надобности в теологическом образовании во время работы на маршрутке, только хмыкнул неопределенно.
- Кто его знает. Может, выпивший был. В итоге нас, как клиентов, упустил. Сейчас столько новых слов люди говорят, я и сам каждый раз голову ломаю. Слава Богу, покрестили ребенка, барана зарезали. Все по-человечески. Не забивай себе голову всякой ерундой. Завтра рано вставать.
22.10.15
Примечание.
1. Ждал (гр.)
2. Не ждал (гр.)