Жене сказал: умножая умножу скорбь
твою в беременности твоей;
в болезни будешь рождать детей;
и к мужу твоему влечение твое,
и он будет господствовать над тобою
Быт. 3:16
Вы, наверное, помните историю Шекспира и Магды, чей венчанный брак развалился как спичечный домик из-за глупых причин. Шекспир отказался от долгожданного сына, сказав, что это «не его работа», а разъяренная Магда поклялась отрезать поганый мужнин язык и скормить собакам при удобном случае. И двое верующих разошлись как облака в ветреный день.
Остыв, Шекспир не раз пытался построить сожженные мосты, но Магда была непреклонна - вырубала мобильник на звонки и стирала длиннющие смс-ки с цитатами из Библии, лопаясь от злости. Духовник их преставился и некому было помочь мудрым советом - помирить супругов. Друзья и соседи каждой стороны винили во всем противоположную и выхода из тупика явно не проглядывалось.
Так, в конфронтации, прошло лет десять или около того. Их сын, Петре, рос и шкодил соответственно возрасту и гиперактивному темпераменту, даже не подозревая какие страсти разыгрываются над его головой.
Вся эта тягомотина так и бы продолжалась, не наткнись Магда в интернете на беседу прот. Андрея Ткачева, известную массам как «Ломать жену об колено».
Магда прослушала речь священника, несказанно возмутилась и стала искать другие высказывания «попа-монстра» о испокон века угнетаемом женском поле. Оказалось, что проповедей у него на эту тему немеряно. ... Сами собой попадались «возмутительные» куски из проповедей:
Один пример из обыденной жизни. Садясь за стол обедать или ужинать, кому в наших семьях подают первую тарелку с едой? – Детям. Вот так! А кому надо бы? Мужу! Мужу первую тарелку! Кормильцу семьи, потом всем остальным, жене последнюю. Это норма жизни. И жена должна этот принцип отстаивать последовательно. Маму должна второй покормить, а первым – мужа, пусть мама хоть треснет от злости. Потому что это закон Божий! Сначала первый по смыслу. (1)
Нет, положительно, это и в уме не укладывается. Шекспир, недобитый пыльным мешком из-за угла, оказывается первый по смыслу. А она, Магда, умница - разумница и пчела -труженица, на которой все держится, лишь так, вторая с конца. Ну куда это годится?!
Глаза уже выискивали новое - в ум невмещающееся:
Посмотрите на семью святителя Василия Великого. Кстати говоря, и у святителя Василия Великого, и у святителя Иоанна Златоуста, и у святителя Григория Богослова – святые матери. У Василия – Эмилия, у Григория – Нонна, у Иоанна – Анфуса. Можно так и поминать их вместе с мамой: «Молитвами Василия Великого и мамы его, молитвами Григория Богослова и мамы его, молитвами Иоанна Златоуста и мамы его помилуй мя, Господи». У святого мученика Пантелеимона – мама святая, Иула. У блаженного Августина – мама святая, Моника. Причем мужья у этих святых жен отнюдь не святые были. Подруги святой Моники даже удивлялись, почему она ходит без синяков и шишек: у нее муж был очень нервный, во гневе страшный, а у них мужья покладистей, но они вечно с синяками. А она говорила им: «Да я молчу, я не спорю с ним никогда. Он мне слово – я ему: “Прости меня!”». И так она всю жизнь без тумаков ходила при таком свирепом муже. А остальные при кротких мужьях получали тумаки. Вот школа семейной жизни.
Или как вам такое? Опять из тех же проповедей, с которыми ни одна уважающая себя женщина не должна согласиться:
Спрошу вас и себя: если ребенок – главная ценность и если женщина всем управляет и командует, то где место мужу? Какое место ему отведете взамен прежнего и естественного – господственного? Неужели он создан, чтобы биологически осчастливливать дочерей, делая их матерями; дарить женам постельные радости и зарабатывать деньги (желательно большие), а в остальном стоять сбоку молча? Всё что ли? И неужели мамами наученные и женскими журналами наставленные, именно об этом «счастье» подсознательно мечтают и молятся тысячи девушек, желающих выйти замуж? «Кормит, любит, одевает, балует, ласкает, ни в чем не перечит, ибо я – хозяйка». Это, девушки, мечта не о реальном муже, но о Коте в сапогах, который пушист, ласков и по совместительству – чудотворец. С такой мечтой о браке придется остаться незамужней или в отчаянии выйти в конце концов за стареющего вдовца. Чтобы так не случилось, нужно в мечты о браке (мечты неизбежные, естественные и греха в себе не несущие) допустить библейскую идею служения, добровольного смирения и невидимой роли. Желай стать тенью мужа, желай стать ребром его и водвориться на естественное место – ближе к сердцу его и под покров плоти. Желай отдать себя ему, чтобы потом раствориться в материнстве. Тогда будущее счастье из разряда невозможного переходит в разряд возможного, хотя и необязательного.
Чем больше слушала, тем больше втягивалась Магда в этот садомазохизм. И тихо-тихо, в броне собственной стопроцентной правоты стали появляться дырки, прогрызенные червяками сомнений.
Выходило, что, живи она в каком-нибудь 17 веке, терпела бы притрушенного Шекспира, как миленькая и еще благословляла небеса за мирного супруга. Так просто она бы от него точно не избавилась.И Магде, как по заказу вспомнился эпизод на собственном венчании: вот Шекспир неловко берет ее за руку, путаясь с положением - чью руку вниз, а чью наверх. Их духовник, связывая в это время длани брачующихся полотенцем, прикрикнул на главу семьи:
- Да кто ж так жену держит?! Смотри, удерет она от тебя при первом удобном случае....
Надо ж, как в воду глядел.
И в чем-то о. Андрей Ткачев таки прав: «С падением семьи, исчезнет и государство, потом придет антихрист».
Противостоять этому можно только каждому на своем месте. То есть принимать выделенную тебе половину, которая посылается каждому далеко не случайно.
В том, что встреча с Шекспиром была именно ответом на ее, Магдыны молитвы, сомневаться не приходилось.
Сколько раз она, Магда, примеряла до себя мужей подруг и каждый раз понимала: «и с этим бы не смогла, и тот не мое, а вон того точно бы придушила подушкой во сне или фехтовала сковородкой в реале».
Так посмотреть, выходит, что и сама пчела – труженица тоже виновата в развале семьи.
Она изначально воспринимала Шекспира как какой-то перевалочный пункт в ее биографии. Возраст уже не маленький, почему бы не сходить замуж. А мужики, они почти все одинаковые. И заранее просчитала вариант с разводом. Не она первая, не она последняя.
И сейчас, слушая удивительные новости от о. Андрея, что, оказывается, муж в семье главное, а не ребенок, и женщина создана как обязательная помощница мужу, а не как суверенная единица мироздания, Магда соглашалась - «я знаю, что я ничего не знаю».
На память пришел давно похороненный в глубине души случай.
Шли они как-то с Шекспиром по улице, еще в ранге молодоженов. Магда, вроде, что-то зудела ему про деньги и необходимость зарабатывать. В мозгах же циркулировало совсем другое, сокровенное:
- Смогу ли я, несмотря на свой возраст, родить ребенка. Господи, подай мне знак какой-нибудь. Может, не стоило лезть (косой взгляд в сторону благоверного) в это полуграмотное болото?
А Шекспир, знай себе идет и солнышку улыбается. Потом остановился и всю мелочь из кармана выдал какой-то русской бабке у забора.
Та, конечно, тираду благословения подателю выдала, не поскупилась.
Потом поманила Магду скрюченным пальцем и прошамкала:
- Будет, будет у вас сын. Только своего мужа не грызи. Он у тебя блаженный. Его Бог любит, а люди чморят. Жизнь такая.
- Ва! Ничего себе. - Магда не ожидала такой речи.
- Трое у вас будет! - бабка, видимо, какую-то волну информационную поймала. - Только, смотри свое счастье не проворонь.
- Э, о каком счастье речь? - скисла Магда. - Мне бы хоть одного родить.
- Ты слова такие слышала - «цветы запоздалые»?
Было от чего удивиться. Бомжиха, оказывается, в курсе творчества Чехова.
А та, словно, решила до конца ее шокировать, и продолжает.
- Так и вас будет.... Если оба потрудитесь.... У меня самой такое было... Я тоже на улице не родилась.
Магда уже забыла куда шли. Шекспир пристроился тоже слушать.
-... Мы в Абхазии жили. Муж мегрел у меня был. Плантация мандаринов. Еще людей нанимали, чтоб собрать... Но это так, к делу не относится.
...Да, так вот...У меня 17 лет не было детей. Ты только представь - 17 (!) - она сделала на цифре особое ударение. У меня уже эти дела закончились. Смотрю, я располнела ненормально. Пошла к врачу. А он мне говорит - «ты беременная».
Муж не поверил и выгнал меня из дома. «Не от меня это! - так орал, чуть не убил. - Столько лет ничего не было. А сейчас что, «Аврора» выстрелила?!».
Родила я дочку. Он ее так за свою и не признал. Тут как раз война в Абхазии. Как водоворот какой-то...Так я в Тбилиси попала. Все мытарства рассказывать - книгу можно написать воот такую - и рассказчица показала руками предполагаемую толщину шедевра.
- Моя дочка выросла. Она сейчас в Америке. Поехала туда нянькой и смогла закрепиться. А я здесь. Так, видно, Бог захотел.
Еще что-то говорила тогда Магде бомжиха, но теперь и не вспомнишь.
После той встречи на улице много воды утекло. Шекспир с Магдой побили горшки, как вы знаете, и рождение еще двух детей так и осталось за гранью реального.
Приходила как-то Магда на то место, посоветоваться с бабкой-провидицей, но не нашла старуху на прежнем месте. Стала расспрашивать народ вокруг. Еле-еле ее вспомнил парковщик в зеленом жилете:
- Зимой она замерзла в Кировском парке. А вот в каком году было - не помню.....
...... ..... .......
Магда снова и снова вслушивалась в поразившие ее проповеди и выхватывала новое для себя:
-...Гордые дуры наказываются вдвойне....
- Залог счастья любой, даже самой раскрученной, женщины быть в тени своего мужа, независимо от его места на социальной лестнице...
В итоге Магда, под впечатлением всего услышанного и прочитанного, решила впервые за столько лет простить Шекспира и перестать попрекать его старыми косяками.
Шекспир несказанно удивился перемене в женином настроении и тут же забил стрелку в ближайшем парке.
Как давно Магда не видела мужа на расстоянии вытянутой руки. Бедный, бедный дохляк. Как же ты постарел. Без зубов, с выпирающим кадыком и трехдневной седой щетиной, да еще и лысиной впридачу. Видно, только и делал, что глушил пиво с водкой, не закусывая.
Но дело превыше всего. И Магда приступила к выработке мирного соглашения аж о десяти пунктах. Озаглавила эту филькину грамоту в лучших исторических традициях - пакт о ненападении.
- Я буду давать деньги и видеться с сыном по воскресеньям - выпалил Шекспир долго вынашиваемую фразу и достал из кармана ...очки.
Магду как током дернуло. У нее в сумке лежала точно такая же оправа.
- Ва, Шекспир, с каких пор ты ослаб глазами? Ты же рассказывал, что в армии был снайпером.
Бывший ворошиловский стрелок судорожно затянулся сигаретой без фильтра:
- Эх, старость не радость. Сварку как-то соседу делал и стружками глаза засыпало. Потом пинцетом доставали. В итоге пошел на базар и выбрал себе очки за пять лар.
- Как? Без врача? Без замеров?
- Я примерил. Вроде ничего и ладно.
Магда осмысливала процент вероятности. Это ж надо - выбрать неглядя оправу точно такую как у нее. Это шанс один из миллиона.
Ох, неспроста это, неспроста.
Стороны подписали свежесостряпанный пакт. И Магда тут же представила отцу сына.
Вступивший в права папаша, недолго думая, развил бурную воспитательную деятельность:
- Я поведу вас на рыбалку на Черепашье озеро и покажу сыну как надо правильно ловить рыбу. Мальчику полезно будет знать.
- С каких пор ты стал рыбаком? - удивилась Магда, не подозревавшая о дремавших в муже охотничьих инстинктах. - И как ты ее поймаешь без удочки?
- На месте разберемся! - бодро парировал Шекспир и остановил такси.
Рыбалка без удочки была обречена на провал и Шекспир предпринял героическую попытку поймать в прибрежной тине крошечного лягушонка. Было много воплей, беготни по берегу и куча брызг (дело осложнялось тем, что и отец и сын не умели плавать, а земноводное этим нагло пользовалось). Петруша принимал активное участие в преследовании жертвы и был в неописуемом восторге от самого процесса рыбалкоохоты в воде по щиколотку. Иногда важен не сам результат, а само долгоиграющее действие.
Так появилась у бестолкового семейства традиция - встречи по воскресеньям и «походы в культурные мероприятия».
У Шекспира забрезжил новый стимул в жизни - работать, чтобы в воскресенья катать сына на качелях, ходить в зоопарк или в кафе «как приличные белые люди», по его собственному выражению.
У Магды сам собой свалился с души огромный камень - загадка, почему так хорошо начавшийся консенсус двух верующих слишком резко и глупо оборвался.
И глядя, как Шекспир воркует с сыном, рассказывая ему о моделях военных самолетов (тема, в которой Магда даже не пыталась разобраться), было приятно осознавать, что старость они доживать будут все-таки вместе.
Примечания: