Фильм «Другой берег» грузинского режиссера Георгия Овашвили был представлен на российском кинофестивале «Ника» весной 2010 года.Этот фильм не случайно называют самым значимым событием грузинского кинематографа последних десятилетий. Во многом, он суммировал итог 20-летней жизни той части грузинского общества, которую остальное население характеризует понятием «беженцы».
Cам режиссер решил не ехать в Москву. В то же время он заявил телекомпании «Рустави-2», что «хотел бы, чтобы именно в России как можно больше людей посмотрело его фильм». Ранее, «Другой берег» выигрывал призы нескольких фестивалей.
Георгий Овашвили уверяет, что в фильме отражена реальная история, о которой он узнал из новеллы своего друга, известного грузинского писателя Нузгара Шатаидзе «Путешествие в Африку».
«Я сразу же понял, что главным для меня в этой истории является не столько конфликт между двумя государствами, а судьба мальчика, которого создала эта война. Моей целью является рассказ о таких детях, как Тедо, и напоминание зрителю, что мы делаем с нашими детьми, создавая подобные конфликты»,- подчеркнул режиссер.
Что касается грузино-абхазского конфликта, Георгий Овашвили отметил, что долго думал о путях его преодоления.
Этот конфликт длится уже более 20 лет, и решения ему нет, как нет и надежды на то, что решение найдется. «Я не верю официальным лицами политическим деятелям, которые говорят, что пытаются исправить ситуацию... Что якобы эти два народа, которые действительно остались на разных берегах реки, сделают шаг навстречу друг другу. Тем не менее, я верю, что мы, простые люди, понимая весь ужас того,что произошло и что мы оставляем нашим детям в наследство, обязательно сделаем этот шаг», - отметил грузинский режиссер.
Режиссер надеется, что, посмотрев фильм, и в Грузии, и в Абхазии хотя бы один человек призадумается об этом конфликте, о том, какие последствия он оставит для человечества. «Если люди задумаются, многое может измениться. У Армении тоже есть такая проблема - конфликт с Азербайджаном. Здесь не виноваты народы. Именно это я и показываю в фильме, что народы - всего лишь жертвы».
Герой фильма «Другой берег» Тедо был найден после долгих поисков совершенно случайно в одной из клиник.
Итак, краткое содержание картины.
Перед нами послевоенная Грузия 90-ых годов. На экране 2000 год, шеварнадзевская эпоха со всеми ее «прелестями» — ворами в законе, угонами автомобилей, отсутствием света и газа.
Действие фильма начинается весной, и первое, что поражает (и будет поражать на протяжении всего фильма), это - контраст между красотой природы и убогостью жизни простых людей.
12-летний Тедо живет со своей матерью Кето в хлипкой лачуге на окраине Тбилиси. Мальчик работает в автомастерской, отдавая ей все заработанные деньги. Несколько лет назад Тедо и Кето были вынуждены оставить дом в Абхазии. Гражданская война отняла у них все, а главное - разделила семью: в Абхазии остался отец Тедо. Но теперь у Кето есть любовник, и она совсем не думает о воссоединении с мужем.
Мальчик обижается, ревнует слабовольную и бестолковую мать, ставшую «подстилкой» отвратительного толстого бандита с именным пистолетом. Его жизнь ничем не отличается от жизни беспризорного мальчишки в любой стране — он работает в автомастерской, приобщается к воровству и нюхает клей. Понятие школа, как таковое, вообще не присутствует в жизни Тедо, он заметно отстает в развитии. Стоит пояснить, при Шеварднадзе дети почти не посещали школу. Не было отопления, не хватало учителей из-за мизерной зарплаты.
Запоминается характерный эпизод, когда Тедо говорит своему другу о том, что собирается к отцу в Абхазию:
- А как они догадаются, что я грузин?
- Ты говоришь по-русски?
- Нет.
- Знаешь абхазский?
- Нет.
- А кто еще ты тогда?
Тедо сильно переживает неверность матери и однажды решает убежать к отцу.
По пути мальчик встречает различных людей, хороших и плохих, и не может не подпасть под их влияние. Он на своей шкуре испытает, что такое человеческая ненависть из-за принадлежности к другой национальности, чем люди вокруг, даже если ты совсем ещё ребёнок. Тедо взрослеет на глазах, становясь всё более самостоятельным и набираясь жизненного опыта. Он верит в то, что обязательно встретит своего отца. Режиссёр наверняка хочет этим сказать, что если возможно победить эту войну, то только любовью!
Но героя фильма ожидает жестокое разочарование: вожделенного счастья на том берегу, разделяющем Грузию и Абхазию, тоже нет. Оно присутствует лишь в фантазиях парня, детство которого искалечено войной.
Главный герой, Тедо Бекаури — единственный в фильме Актер «с большой буквы». Все остальные на его фоне сильно проигрывают.
Прекрасная операторская работа Шахрияра Ассади, грустно-нежная музыка Иосифа Барданашвили, очень точно переданный общий ритм и настроение жизни конца 90-х — несомненные достоинства «Другого берега».
Мост через Ингури, столь же изуродован и разрушен, как отношения людей, живущих по обе стороны реки. И два берега объединяют лишь нищета и разруха. А разъединяют - боль взаимных обид и потерь и память о погибших близких.
Кто-то в состоянии их преодолеть, как абхазская семья, приютившая Тедо на ночь, кто-то- нет, как водитель попутного грузовика, который высадил мальчика, узнав, что тот - грузин.
Город Ткварчели когда-то промышленный центр, а теперь обезлюдевший призрак, поразительно похож на чернобыльскую Припять своими застывшими во времени коробками «хрущевок», местами пробитыми снарядами.
Гальский район Абхазии, в отличие от курортных зон Гагры или Сухуми, никогда не привлекал к себе ни российских туристов, ни деревенские абхазские семьи, после войны массово хлынувшие с гор на побережье, занимать оставленные беженцами дома.
Самый трогательный, берущий за душу эпизод фильма, заставивший прослезиться, когда Тедо находит в их бывшей заброшенной квартире свою любимую игрушку детства. Как покажут последующие кадры, это - все, что осталось ему от прежней жизни. Отец женился, обзавелся двумя детьми и переехал.Тедонужен ему еще меньше, чем своей матери.
Нам оставлен открытый финал фильма. Открытый в никуда. Тедо находит свой другой берег — тот, о котором рассказывал ему друг, нюхавший клей, — мир, где в солнечном мареве посреди саванны пасутся жирафы, львы и зебры, мир, в котором не существует войны, беженцев и «никомуненужности».
В конце фильма, когда маленький Тедо танцует с абхазскими солдатами, режиссер предлагает вниманию зрителя свое главное послание: «Если у людей есть общие корни, если у народов - общие танцы и песни, они не могут быть разными. Если мы враги, то лучший способ решения конфликта - не стрелять друг в друга, а вместе танцевать».
Трейлер к фильму