Фильмы, которые помогут посмотреть на войну другими глазами.
  ( Или попытка осмыслить войну на Украине через призму грузинских фильмов)

   Сейчас особенно нужны фильмы, которые позволят увидеть сегодняшние политические события со стороны.

На Фейсбуке кипят страсти. Братья-славяне виртуально воюют друг с другом. Лента пестрит постами один хлеще другого. Любая новостная лента об украинских событиях обычно состоит из комментов, полных ненависти к своим противникам.

Мне все это напоминает события в Грузии двадцатилетней давности. Только масштаб катастрофы больше и конфликт более затяжной.

  Грузинское кино возраждается после экономического кризиса 90-х. И в обществе идет переосмысление тех трагедии, которые были за прошедшие 25 лет. Сейчас, когда страсти поутихли, многим ясно, что бессмысленного кровопролития можно было избежать. Все войны когда-нибудь кончаются и люди садятся за стол переговоров. Может, разумнее, сразу начинать с последнего и воспользоваться чужим печальным опытом. Парадоксально, что  в этом году два грузинских фильма были представлены на "Оскар". Это "Мандарины" и  "Кукурузный остров". Оба - по тематике войны в Абхазии.  И оба фильма вызвали  нарекания у кинокритиков и были названы антигрузинскими.  Кинокритики люди образованные, им виднее за что критиковать.

 От себя я бы еще добавила фильм «Другой берег». Он о последстввиях войны. Но тоже в тему.

 Итак, действие фильма « Мандарины» происходят в небольшой деревушке в Абхазии, в которой жили эстонские переселенцы, в 1992 году.

Главным героем по воле случая становится старик-крестьянин, делающий деревянные ящики для собранных мандаринов, плотник Иво. В заброшенной деревне остался он и его сосед Маргус.

Эти люди-переселенцы еще с советских времен живут здесь и работают. Семьи давно уехали в свободную Эстонию, Маргус должен уехать тоже, но Иво  нет, что-то держит его на этой земле.

 Тут следует пояснить, что эстонцы начали появляться в Абхазии в 1850-х годах. Их туда переселил российский царь с целью освоения земель. Жили они в тех краях около 150 лет.

А в начале 1990-х там началась война, и эстонское правительство предложило этим людям вернуться на историческую родину. Практически все тогда и воспользовались этой возможностью.

Постепенно война докатилась и до села Иво. После боя здесь осталось несколько трупов, среди которых Маркус и Иво обнаружили выжившего чеченского наемника Ахмеда, воюющего на стороне абхазцев. Они оказали ему первую помощь и отвели домой к Иво, а сами решили похоронить оставшихся погибших солдат.

Через некоторое время им удается найти еще одного выжившего  молодого грузина по имени Ника. Эстонцы и его отвели в дом к Иво.

Собрав двух врагов у себя дома, хозяин пытается их вылечить. Но смогут ли сами солдаты вылечиться от ненависти, которой они заболели во время войны?

Для убедительности представьте на месте главных героев каког-нибудь ярого западенца Грицько и дочанина Ивана. Да, диалоги будут разница, но суть останется без изменений.

Мудрого и красивого старика в фильме сыграл эстонский актёр Лембит Ульфсак (мы помним его по роли Тиля Уленшпигеля в «Легенде о Тиле» и ряду других советских фильмов).

Он не ведет долгих разговоров, никого ничему не учит, он просто берет клятвы с обоих, что они в его доме не убьют друг друга…

Очень интересно наблюдать диалоги двух врагов, которые становятся всё ближе и ближе друг другу.

– А где грузинская земля?

– Здесь грузинская земля. Вот где ты сидишь — это и есть грузинская земля. Ты сидишь на грузинской земле. Понял?!

– Нет. Я сижу на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме, а он стоит на абхазской земле. 

Режиссер (он же сценарист) не погружает нас в подробности и причины этой войны. Чувствуется, что он старается занять нейтральную позицию.

Сама война присутствует в фильме где-то далеко, в разговорах главных героев. Где-то стреляют, что-то взрывается. Но сама жизнь происходит не там  героев «выбрасывает» с войны в личное пространство старика, в его дом, как в своеобразное чистилище, где они могут посмотреть на себя и друг на друга со стороны. И самое главное  остаться людьми.

 «Моя картина не должна восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность,  рассказывает сам Урушадзе.  Фильм о том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать».

Мандарины в этом фильме являются символом мирной жизни и счастливых дней, когда люди трудились и были счастливы этому, а не воевали…

В военное время мандарины никому не нужны, и люди вместо них начинают продавать оружие, а ящики из-под мандаринов использовать для хранения этого самого оружия.

Ещё печальнее видеть в фильме то, как вместо ящиков в своей мастерской главный герой вынужден изготавливать гробы для погибших.

Концовка неожиданна. Грустно, хотя цели своей старик добился, значит не все в мире потеряно, и поэтому грусть светлая.

Горят мандариновые плантации, как погибающий символ надежды на то, что война не затронет жизни людей, остающихся в стороне. Так, как и сейчас война на Украине затрагивает жизни каждого из нас.

Общее число погибших и беженцев на Украине растет с каждым днем. Может, чтобы понять, что эта война никому не нужна, стоит посмотреть фильм?

.....   .......   .......

 

   Фильм Георгия Овашвили «Кукурузный остров» в 2014 году был выдвинут Грузией на соискание «Оскара» в номинации “Лучший фильм на иностранном языке». 

 Это картина – притча. Найти подходящие образы в Грузии не удалось. Примечательно, что после долгих кастингов и проб на главные роли утвердили осетинку из Цхинвали Мариам Бутуришвили и турка Ильяса Салмана.

   Идея снять такой фильм, пришла к режиссеру во  время работы над «Другим берегом». Овашвили услышал от сценариста Нугзара Шатаидзе сценарий для небольшого документального фильма. Речь шла о маленьком острове, который создает река Ингури по весне. Крестьяне переходили на этот остров, и выращивали там кукурузу. Постепенно сформировалась сюжетная линия с тремя действующими лицами.
  Итак, действие фильма происходит на  середине реки Ингури. Для непосвященных - это природная граница грузино-абхазского конфликта. 

  Не в силах мириться с обострившейся на родине ситуацией, старый абхазец решает покинуть дом и отправиться на поиски лучшей жизни. Старик один воспитывал маленькую внучку, оставшуюся без родителей. Причем в фильме не говорится почему девочка осталась без родителей.  Кто конкретно их убил. Да это в конечном счете и не важно. Построив надежный плот, главный герой пустился вниз по реке Ингури. Вскоре старик замечает крохотный островок, отдаленный от остальных. Именно фактор уединенности повлиял на выбор абхазца.

Остров намывает каждый год и так же смывает.  Можно сказать, что это своеобразная минимодель мира.  Старик решает, что это лучшее место, чтобы выращивать кукурузу.  И они строят хижину и возделывают своё маленькое поле.

Трудности возникли в первый же день. Что есть? И где жить?  Но старик не привык отчаиваться и опускать руки.

Главный герой  подобен Ною, строящему свой ковчег, и Робинзону Крузо одновременно. Вокруг буквально море страстей духовных и физических. По берегам тем временем постреливают: с одной стороны - абхазы, с другой - грузины. Дед с внучкой вроде как на абхазской территории, но буквально между двух огней. А тут еще раненый грузинский солдат объявляется в зарослях кукурузы,   его ищут и абхазы  и грузины одновременно, но старик и девочка не выдают гостя никому. 

 Старику незнакомы терзания и сомнения. Его лишь иногда расстраивает поведение неразумных людей. Вот военные ранили оленя, он доплыл до острова и поломал только что появившиеся ростки. Старик вздыхает и снова берётся за работу.

Фильм молчалив, лишь несколько диалогов. Солдату, скрывающемуся среди крохотного поля, нравится девушка, но они говорят на разных языках. «Я не понимаю твоего абхазского!» – вскричит он в сердцах и исчезнет. Старик знает оба языка, но он выше этой суеты. Он угостит вином пограничников и беглеца не выдаст, ему важно своё дело, свой остров.

 И вот кукуруза созрела, пришла пора половодья.

На последней минуте фильма остров уходит под воду – его размывает сильный шторм. Девочка спасается на лодке, а дед не желает покидать свое кукурузное поле.

 Любители филосовствовать могут подвести итог - предупреждение этого фильма. Кукурузный остров - это наша земля, которая уже не выдерживает человеческой злобы и может погибнуть так же, как когда то погиб старый мир от всемирного потопа.


http://hd-vipserver.com/online/q-1235668-%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2/
Трейлер: Кукурузный остров / Simindiskundzuli / 

http://hd-vipserver.com/online/170960930--4569/
........   .......   ........ 

Ранее снятый фильм «Другой берег» Георгия Овашвили был представлен на российском кинофестивале «Ника» весной 2010 года.Очень быстро он собрал множество наград на международных фестивалях. Он о последствиях войны.

Георгий Овашвили уверяет, что в фильме отражена реальная история, о которой он узнал из новеллы своего друга, известного грузинского писателя Нузгара Шатаидзе «Путешествие в Африку».
«Я сразу же понял, что главным для меня в этой истории является не столько конфликт между двумя государствами, а судьба   мальчика, которого создала эта война. Моей целью является рассказ о таких детях, как Тедо, и напоминание зрителю, что мы делаем с нашими детьми, создавая подобные конфликты»,-  подчеркнул режиссер. 

Герой фильма «Другой берег» Тедо был найден после долгих поисков совершенно случайно в одной из клиник.

Итак, краткое содержание картины.
Перед нами послевоенная Грузия 90-ых годов. На экране 2000 год, шеварнадзевская эпоха со всеми ее «прелестями» — ворами в законе, угонами автомобилей, отсутствием света и газа.

Действие фильма начинается весной, и первое, что поражает (и будет поражать на протяжении всего фильма), это - контраст между красотой природы и убогостью  жизни простых людей.

12-летний Тедо живет со своей матерью Кето в хлипкой лачуге на окраине Тбилиси. Мальчик работает в автомастерской, отдавая ей все заработанные деньги. Несколько лет назад Тедо и Кето были вынуждены оставить дом в Абхазии. Гражданская война отняла у них все, а главное - разделила семью: в Абхазии остался отец Тедо. Но теперь у Кето есть любовник, и она совсем не думает о воссоединении с мужем. 

 Мальчик обижается,  ревнует слабовольную и бестолковую мать, ставшую «подстилкой» отвратительного толстого бандита с именным пистолетом. Его жизнь ничем не отличается от жизни беспризорного мальчишки в любой стране — он работает в автомастерской, приобщается к воровству и нюхает клей. Понятие школа, как таковое, вообще не присутствует в жизни Тедо, он заметно отстает в развитии. Стоит пояснить, при Шеварднадзе дети почти не посещали школу. Не было отопления, не хватало учителей из-за мизерной зарплаты. 

      Запоминается характерный эпизод, когда Тедо говорит своему другу о том, что собирается к отцу в Абхазию:
- А как они догадаются, что я  грузин?
- Ты говоришь по-русски?
- Нет. 
- Знаешь абхазский?
- Нет.
- А кто еще ты тогда?

Тедо сильно переживает неверность матери и однажды решает убежать к отцу. 

По пути мальчик встречает различных людей, хороших и плохих, и не может не подпасть под их влияние. Он на своей шкуре испытает, что такое человеческая ненависть из-за принадлежности к другой национальности, чем люди вокруг, даже если ты совсем ещё ребёнок. Тедо взрослеет на глазах, становясь всё более самостоятельным и набираясь жизненного опыта. Он верит в то, что обязательно встретит своего отца. Режиссёр наверняка хочет этим сказать, что если возможно победить эту войну, то только любовью!

Но героя фильма ожидает жестокое разочарование: вожделенного счастья на том берегу, разделяющем Грузию и Абхазию, тоже нет. Оно присутствует лишь в  его фантазиях , детство которого искалечено войной. 

Мост через Ингури, столь же изуродован и разрушен, как отношения людей, живущих по обе стороны реки. И два берега объединяют лишь нищета и разруха. А разъединяют - боль взаимных обид и потерь и память о погибших близких.

Кто-то в состоянии их преодолеть, как абхазская семья, приютившая Тедо на ночь, кто-то- нет, как водитель попутного грузовика, который высадил мальчика, узнав, что тот - грузин.

 Странно видеть город Ткварчели когда-то промышленный центр, а теперь обезлюдевший призрак, поразительно похож на чернобыльскую Припять своими застывшими во времени коробками «хрущевок», местами пробитыми снарядами.

Самый трогательный, берущий за душу эпизод фильма, заставивший прослезиться, когда Тедо находит в их бывшей заброшенной квартире свою любимую игрушку детства. Как покажут последующие кадры, это - все, что осталось ему от прежней жизни. Отец женился, обзавелся двумя детьми и переехал.Тедо нужен ему еще меньше, чем своей матери.

Нам оставлен открытый финал фильма. Открытый в никуда. Тедо находит свой другой берег — тот, о котором рассказывал ему друг, нюхавший клей, — мир, где в солнечном мареве посреди саванны пасутся жирафы, львы и зебры, мир, в котором не существует войны, беженцев и «никомуненужности».

В конце фильма, когда маленький Тедо танцует с абхазскими солдатами, режиссер предлагает вниманию зрителя свое главное послание: «Если у людей есть общие корни, если у народов - общие танцы и песни, они не могут быть разными. Если мы враги, то лучший способ решения конфликта - не стрелять друг в друга, а вместе танцевать».

 

Трейлер к фильму

 

 http://book13.ru/movies/Drugoy-bereg-2009.html

 ....   .....   .....
 Еще несколько лет назад представить то, что русские и украинцы будут стрелять друг в друга, было невозможно. Сегодня это горькая реальность. На такой войне не может быть победителей. Может, посмотрев  названные фильмы, воюющие стороны  смогут посмотреть на себя со стороны.