«Улыбайся».

Производство: Грузия - Франция - Люксембург, 2012.

 

  Этот фильм участник престижной программы «Резиденция Каннского кинофестиваля», направленной на оказание поддержки молодым талантливым режиссерам, номинант премии «Оскар» от Грузии, обладатель гран-при CannesCinema, участник Венецианского фестиваля.

  Определеным образом этот фильм перекликается с известной работой Поллока «Загнанных лошадей стреляют, не правда ли?», события которого разворачиваются в Америке 30-х годов.

Идея фильма «Улыбайся» появилась, когда режиссер Русудан Чкония снимала документальный фильм о бездомных детях и познакомилась с многодетной матерью Тамарой в приюте «Бедиан», в котором проживали семьи со сложной жизненной ситуацией. Тамара рассказала Русудан, как принимала участие в конкурсе красоты в Тбилиси, чтобы прокормить семью, ведь у нее на руках было семеро детей. Соревнование для женщин оказалось крайне унизительным и трагическим для каждой, но некоторые ситуации были настолько абсурдны, что Русудан Чкония не могла сдержать смеха. Режиссер была впечатлена историей Тамары и приняла решение снять полнометражный фильм «Улыбайся».

  Итак, сам сюжет. В Грузии проводится конкурс «Мать Грузии», в котором принимает участие 10 женщин. Призом должна стать 4-комнатная квартира и 25 тыс. долларов. Каждая из участниц мечтает о победе. И  каждой эта победа нужна. Одна, беженка из Сухуми, потеряла сына и дом, сейчас вынуждена ютиться в больнице. Другая живет с матерью и детьми, муж ей изменяет (тоже распространенное явление).

Здесь и ухоженная «жена политика», и настоящая мать с фигурой «Неолитической Венеры», и домохозяйка, и маменькина дочка, и изменница,  и т. д. Кому-то совсем не нужны деньги, а нужен образ «настоящей матери» для политических дивидендов, а кого-то выселяют… И поначалу все идет по типичному женскому  сценарию: сплетни, склоки, пересуды.
  Ход сюжетной линии как бы наталкивает зрителя на мысль, что сам принцип любых конкурсов красоты противоестественнен человеческой натуре. Ведь каждый человек итак красив в любое время своей жизни. Созданию Божию не нужно специально выпячивать свою красоту и в пьедесталах она не нуждается.

 Но у организаторов конкурса иные цели. Потому на сцене слишком много такого, что нет и не нужно в обыкновенной жизни. Жесты, одеяния в виде государственного флага,  блеск куцых золоченых лифчиков.

  Режиссер мастерски подмечает многоговорящие моменты.

    Вот у одной из участниц бежит струйка молока, которая предназначается младенцу. Но матери не до этого. Перед ней цель – приз.
«Поработаем над
 улыбкой»,  говорит хореограф. Играет беззаботная песня Лу Беги «BabyKeepSmiling». Контраст между музыкой и реальностью жуткий. «Улыбайся»  это насилие, приказ. Нет большего страдания, чем улыбка сквозь слезы, когда испытываешь боль, и все это лишь для развлечения пресыщенной публики.


Несмотря на
 все тягости жизни, женщины все живые, с чувством юмора и огромным сердцем. Ими движет любовь к своим детям и ради этого они готовы идти на все.
  Во все времена Грузия держалась на плечах женщин. И в двадцать первом  веке тоже самое. Бытовые проблемы по
 большому счету всегда решает женщина. Детей воспитывает  она же. Она же должна сносить измены мужа и сохранить семью. При этом ей нужно быть верной и понимающей. Но сила грузинских женщин в невероятной любви к своей семье и огромном сердце. 
   Еще один подспудный посыл. Картина также показывает современное состояние Грузии, этого перекрестка Европы и
 Азии, разрывающегося между сохранением своей истинной культуры и продажей своих идеалов.

Победа, увы, не
 дарует счастья. Сами победители уже не рады  лучше, чтобы было все так, как прежде.

Это   печальная  ода грузинским женщинам. Улыбка со слезами на глазах.