О  необходимости приходских   общин.

.


Иерей Вадим Антоненко, священник храма Вознесения Господня в городе Белово Кемеровской епархии делится в беседе некоторыми сугубо личными впечатлениями о типах и перспективах церковной жизни в контексте знакомства с современными православными христианами в Грузии и России.




 





 

   О. Вадим, расскажите немного о себе. Почему вы решили стать священником.

  - Я из неверующей семьи. Изначально тут свои плюсы и свои минусы. Плюсом было то, что я выбрал православие осознанно, а не потому, что меня в детстве крестили по обычаю.

  На меня оказали влияние  духовные поиски моей тети. Ее все бросало из стороны в сторону: то баптисты, то спиритизмто еще что-то мистическое. Мне было интересно слушать ее рассказы об очередных открытиях истины. Поэтому я стал заходить в разные церкви Тбилиси и смотреть, что там происходит. Очень нравилась церковная атмосфера. Потом стал копать глубже и постепенно  воцерковился.

 -  Наиболее впечатляющие моменты  из церковного общения до семинарии.

  Крестил меня о. Вячеслав Величко  еще в раннем детстве. Именно он произвел на меня неизгладимое впечатление. Четко помню, как стоял он в Варваринской церкви на клиросе, читал вне боослужения Псалтирь. Было ощущение, что батюшка погружен в молитву. Тогда как раз кононизировали о. Иоанна Кронштадского и меня поразило их внешнее сходство, особенно глаза.
  Поэтому я попросился пономарить именно к нему. С первого захода не получилось, но потом меня все-таки взяли, но в другой храм.
  Очень хорошо помню как мы с ним ездили в Ольгинский монастырь во Мцхета служить. Монастырь бедный, беднее некуда. Всего несколько русских монахинь доживало там свой век. Многие священники отказывались там служить. Типа « Для чего это мне надо?». Одна дорога чего стоит. Пешком подъем в гору и еще до Мцхета добираться надо из Тбилиси в  самую рань. Только о. Вячеслав согласился. Не испугался  дальней дороги, несмотря на его больные  ноги. Он был настоящий подвижник и все это чувствовали.Богословского образования не имел, но брал своей начитанностью, сердечным погружением в тайну практического богословия.  Еще он был известен, как бессеребренник. Всю жизнь прожил в доме барачного типа, «мерседесов» у него  никогда  не было.

  Еще хочется вспомнить ныне схииеромонаха Паисия (Харченко) в Гаграх, тогда он был протоиереем Петром. Строгий батюшка, молитвенник. Мне на него тяжело было обижаться, когда ставил что-либо на вид. В начале грузино-абхазского конфликта, когда никто "лишний" в храм случайно уже не заходил, его вдохновляющие богослужения придавали людям крепость. Если о. Вячеслав внешне напоминал о. Иоанна Кронштадского, то о. Петр порывистой манерой своих возгласов являл как бы дух всероссийского батюшки, каким его описывали современники. Такой радости от молитвы, как тогда, у меня, к сожалению, уже больше не было.Строгий батюшка. Ни с кем не сюсюкал. Но и никто на него не обижался, когда что-то на вид ставил.

  Еще о. Леонтий Жвания в Богословской церкви. О каждом рассказывать  - получится отдельная тема.

  С какими типичными искушениями ва столкнулись в семинарии.

  До 96-ого я прислуживал в Богословской. Потом бросил юридический  и поехал в Питербургскую семинарию.

  - Пожалеть не пришлось о брошенном юридическом?

  - Да нет, нисколько. Тогда даже титульная нация без работы ходила, а обо мне бы тем более никто не вспомнил. Но были свои препоны. Отсюда меня не хотели  в Россию отпускать. Предлагали, чтоб я в Тбилиси в семинарию поступал.

А в чем разница?
-  Разница во взглядах на некоторые  моменты общей истории, которые трактуются по разному.

  Так или иначе я полетел я в Питер на самолете.

 Это был единственный раз за всю учебу. Потом ездил автобусами. Приняли меня хорошо, но удивились, почему подпись только грузинского епископа, а не Патриарха, раз я из другой Поместной Церкви, но все обошлось, Господь вел. 


Там меня тоже сперва не хотели принимать,  я же гражданин Грузии. Но в итоге все же приняли документы на рассмотрение. И вот, наконец-то  вошел я в здание Петербургской семинарии и оторопел от великолепия. Говорю сам себе: « Вот, Вадим,  это именно это ты столько времени вожделел!». Потом пошел в общежитие устраиваться. Зашел в указанную мне  комнату на четвертом этаже, а там полная разруха. В люстре плафонов след простыл, на окнах даже самой примитивной зановесочки и той нет. Да и все остальное соответственно. Окно на северную сторону. Даже солнце не заходит. И поверите, тут я заплакал: « Какой отстой! Куда я попал!» Потом попривык, с ребятами перезнакомился и комната перестала мне казаться таким жутким убожеством.

  Вобще во время учебы в семинарии самое трудное было несколько большой объем знаний, дисциплина, а умение правильно построить  свои отношения в  общежити. Как ты реально можешь уживаться с людьми и преодолевать  искушения. Путь священника – это, в первую очередь,  общение с совершенно разными  людьми. С одной стороны, вокруг все верующие и в тоже время  свои специфические сложности и непонимания. Эти навыки мне очень пригодились в будущем уже на приходе.

  Вы служите в Белово, на Кузбассе. Какова специфика служения в России и Грузии?

  - На мой взгляд, служить в России сложнее. Хотя общая проблема для всех приходов это отсутсвие  крепкой общины. В лучшем случае  люди приходят  на службу, принимают участие в таинствах и все. Дальше каждый живет своей жизнью, не интересуясь проблемами прихожанина, стоящего в метре от тебя на службе.

  В грузинских церквях люди более сплоченые  вокруг своих мамао и теснее связаны   между собой. Помогают друг другу с устройством на работу или в решении каких-то бытовых   вопросов.  И в этом огромный плюс. Маленькие народы сплоченнее больших.
И совсем другая картина во многих местах России. Здесь, в отличии от Грузии, все денежные рассчеты, просьбы о требах идут через кассу. Это часто лишает возможности предварительного разговора о нуждах и чаяниях людей, выяснении подлинных мотивов обращения к священиику с той или иной требой. В Тбилиси, когда к тебе подходят с какой-нибудь просьбой, например, освятить квартиру или соборовать болящего, в это время ты можешь по нескольким вопросам составить представление о человеке, его семье, духовных проблемах и установить личный контакт.
А тут так: машина к церкви подъехала. Тебе говорят: «Батюшка, это за вами на освящение квартиры». Пришел, освятил, ушел. Ощущение наемничества, "батюшка по вызову", обслуживающий подчас псевдорелигиозные потребности населения.

  Да и вобще нет такой практики сближения. Многие вещи просто не так поймут. Вот, например, видите  страничку фейсбука - на фото о. Георгий (Схиртладзе)  стоит  в обнимку со своими прихожанками. В Тбилиси этим никого не  удивишь. В России это может вызвать подозрение в педофилии. Помните нашумевшее дело о. Глеба Грозовского? Как это так  священник в шортах с девочками. А он бывший футболист. Мы вместе учились в семинарии.

  Потом еще ньюанс. В Грузии переведут священника из одной   церкви в другую и за ним следом идет целый хвост прихожан 200-500 человек. В Россиии так за тобой никто бегать не будет. Да и вобще подобная популярность может   быть истолкована  своими же собратьями  совсем по другому.

  Но несмотря на все перечисленные камни преткновения я пытаюсь объеденить  прихожан  по проблемам и интересам.

Для этого пользуюсь соц.сетью « В контакте» https://vk.com/presviter_vadim

 Часто, видя экаунт священника, на меня сами выходят незнакомые люди и задают вопрпосы самого разного характера.
 - Расскажите какую-нибудь историю из вашей практики.
-  Пришел как-то ко мне мужичок нак исповедь. С акцентом изъяснялся. Стало ясно, что грузин. В конце я спрашиваю: " Тквени сахели?"  ( Ваше имя - гр. )
 Надо было видеть его лицо! Бросился меня обнимать!


Какая общая проблема для приходов Грузии и Росссии?

 Мне кажется, что имеет место спад  спад активности прихожан Многие уходят из церкви,  не найдя в ней того, что интуитивно искали. Кого-то быт заел. Других не удовлетворяет просто хождение в место религиозного   культа и разговор со священником в течение 5-10 минут на исповеди раз в несколько месяцев.

Посмотрите на  православные  общины за рубежом. Там церковь  одновременно является и культурным центром. При церкви   существуют кружки для детей, проводят  вечера для взрослых и т.д. Все это объединяет  людей.

  Вот возьмите русские церкви св. Иоанна Богослова и  и св. Александра Невского в Тбилиси. Тут та же проблема – отсутсвие общины.

 Русскоязычных людей все меньше и  меньше. Основная масса выехала  в   начале 90-х.

 - И все же    русскоязычные люди  есть. Пройдите по базару и услышите русскую речь. Здесь много православных армян и людей из смешанных браков; людей, близких более к русской культуре, нежели грузинской. Моя задача, как  священника, привести их в церковь.

И как это возможно? Мы же не иеговисты, чтоб приставать на улице.

- Нет простой заинтересованности в этом. Священник должен первым идти на контакт, а не довольствоваться самоуспокоением: « Я свое отслужил, иду отдыхать».

Притянуть людей к церкви очень просто.  Например, сидит женщина русской внешности, просит милостыню. Подойти к ней и сказать: « У вас проблемы? Приходите нам по такому-то адресу!» Обязательно придет. Или на том же базаре вижу,  мама с ребенком покупает   какие-то школьные вещи. Тут  тоже любая фишка пойдет. Да хотя бы такое: « Приходите к нам в церковь на курсы грузинского языка?»

 - А помещение где взять?

- Помещение найдется. Подключить «Русский клуб», общество « Надежда». Они не откажут. Так и соберется община. Лишь бы в центре стоял деятельный  священник. Ведь одна из причин уходя людей из церкви - отталкивающие действия священнослужителя.

Столкнулся я как-то со старообрядцами. Смотрю,  у них один  священник на две огромные области. « Что так?» -  спрашиваю. А он мне так важно, с намеком отвечает:

- У нас, в отличие от никониан, строгие канонические требования к пастырю. Абы кого   не рукополагают.

 Вот они  и продержались столько веков в тяжелейших условиях.

 

  Теперь посмотрите, что у нас. Бывает, что священником становится человек, который и в мирской то жизни оставляет желать лучшего. Лишь бы им какую-то брешь закрыть, восполнить количество. Так что любая проформа, она всегда отталкивает. Люди не слепые, свои выводы делают.

  Кстати, на счет проформы. Возьмите  огласительные беседы  о крещении.Нам сверху спустили приказ: проводить   четыре огласительные беседы в месяц. И только потом подводить взрослого человека к этому таинству. По моим наблюдениям, из четырех когда-то заявленных обязательных бесед, практика свела в лучшем случае к двум "сдвоенным", а куда чаще - к одной формальной.

Для сравнения: у католиков целый год цикл катехизации, после чего крестят или присоединяют к Римской Церкви.

  - Вас бы к нам в Тбилиси!

 - Года два назад Святейший Патриарх Кирилл говорил, что требуется кандидат из духовенства РПЦ для служения в Грузии. Очевидно, что имеются некие сложности в реализации этого нужного намерения Патриарха. Ведь важно, чтобы не просто богослужение совершалось на славянском языке, но чтобы священник знал и любил традиции пастырского окормления, принятые в Русской Церкви, чтобы сам уклад приходской жизни являл этот дух. Кроме этого, важно учитывать нюансы служения в Грузии русского священника, отчасти имеющих черты, скажем так, духовно-дипломатического характера. Тема обмена подворьями между двумя Церквами периодически возникала на уровне благопожеланий, но конкретные шаги в этом направлении никогда, кажется, не предпринимались'.

   фото отобранные

 http://cs619216.vk.me/v619216868/13160/khsRn8k-bNI.jpg

http://cs616027.vk.me/v616027868/1b065/L-eMd6N0C5U.jpg





http://cs4733.vk.me/u29098868/72738853/x_eb96d46b.jpg

http://cs815.vk.me/u29098868/72738853/m_ddc4fd3e.jpg