Взгляд со стороны.
( Или попытка рецензии на фильм «Мандарины»)
На Фейсбуке кипят страсти. Братья –славяне виртуально воюют друг с другом. Лента пестрит постами один хлеще другого. Мелькают жуткие снимки убитых детей в гробах и надписи « Смерть украинским нацикам!». С ними чередуются жолто-блакидные флаги и другие призывы: « Мы защищаем свою землю! Сдадим кровь для наших солдат!».
И те и другие постоянно собирают деньги на раненых, на разные нужды, словом, на войну, чтобы снова убивать.
Мне все это напоминает события в Грузии двадцатилетней давности. Только масштаб катастрофы больше и конфликт зятяжней.
Есть такое мнение, что если фильм "Мандарины" Зазы Урушадзе показать в России и на Украине одновременно, то война прекратится.
Эта совместная грузино-эстонская лента получила более 15 наград на международных фестивалях в 2013-2014 годах и множество положительных откликов простых зрителей. Ее выдвинули на Оскар.
Действие фильма происходят в небольшой деревушке в Абхазии, в которой жили эстонские переселенцы, в 1992 году.
Главным героем становится, по воле случая, старик-крестьянин, делающий деревянные ящики для собранных мандаринов, плотник Иво. В заброщенной деревне остался он и его сосед Маргус. Эти люди-переселенцы, еще с советских времен живут здесь и работают, они эстонцы. Семьи давно уехали в свободную Эстонию, Маргус должен уехать тоже, но Иво-нет, что-то держит его на этой земле.
У зрителей может возникнуть вопрос. Почему действие разворачивается в эстонской деревне в Абхазии.
В этом замысел режиссера, чтобы показать войну со стороны. Здесь нет вымысла. Эстонцы начали появляться в Абхазии в 1850-х годах. Эстонцев туда переселил российский царь с целью освоения земель. Жили они в тех краях около 150 лет. А в начале 1990-х там началась война, и эстонское правительство предложило этим людям вернуться на историческую родину. Практически все тогда и воспользовались этой возможностью.
Постепенно война докатилась и до этого места, в деревне произошло боевое столкновение. Бой закончился и вооруженные боевики покинули это село, оставив на его земле множество трупов, среди которых Маркус и Иво обнаружили выжившего чеченского наемника Ахмеда, воюющего на стороне абхазцев. Они оказали ему первую помощь и отвели домой к Иво, а сами решили похоронить оставшихся погибших солдат. Через некоторое время им удается найти еще одного выжившего, им оказался молодой грузин по имени Ника. Они и его отвели в дом к Иво. Забрав соперников к себе домой, хозяин пытается их вылечить. Но смогут ли сами солдаты вылечиться от ненависти, которой они «заболели» во время войны?
Мудрого и красивого старика в фильме сыграл эстонский актёр Лембит Ульфсак (мы помним его, как Тиля Уленшпигеля).
Нет, он не ведет долгих разговоров, никого ничему не учит, он просто берет клятвы с обоих, что они в его доме не убьют друг друга...
Очень интересно было наблюдать диалоги двух врагов, которые всё ближе и ближе становились друг другу.
«- А где грузинская земля?
- Здесь грузинская земля. Вот где ты сидишь — это и есть грузинская земля. Ты сидишь на грузинской земле. Понял?!
- Нет. Я сижу на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме, а он стоит на абхазской земле».
Режиссер (он же сценарист) не погружает нас в подробности и причины этой войны (борьба за мандарины. Чувствуется, что он старается занять нейтральную позицию,
Сама война присутствует в фильме где-то далеко, в разговорах главных героев. Где-то стреляют, что-то взрывается. Но сама жизнь происходит не там - героев "выбрасывает" с войны в личное пространство старика, в его дом, как в своеобразное чистилище. Где они (герои) могут посмотреть на себя и друг на друга со стороны. И самое главное - остаться людьми.
Многие убеждены, что мораль во время войны не действует. Но иногда всё же остаётся совсем незначительный шанс на её существование. Именно от него, случается, и зависит человеческая жизнь.
"Моя картина не должна восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность, - так сам Урушадзе рассказывает о своем фильме... - Фильм о том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать».
Когда этот фильм показывали в Эстонии, то у зрителей возник вопрос: что это напридумывал сценарист о том, как эстонцы воевали против грузин. Когда, мол, такое было? В этой войне с двух сторон принимали участие люди разных национальностей, а смерть не заглядывала в паспорт.
Мандарины в этом фильме являются символом мирной жизни и счастливых дней, когда люди трудились и были счастливы этому, а не воевали .........
В военное время мандарины никому не нужны и люди вместо них начинаю продавать оружие, а в коробках из под мандаринов использовать для хранения этого самого оружия. Но ещё печальнее видеть в фильме то, что вместо коробок в своей мастерской наш главный герой вынужден изготавливать гробы для умерших.
В конце фильма звучит песня с кассеты, которую грузинский солдат прокручивал в течение всего фильма.
Это очень известный хит «Бумажный кораблик» Ираклия Чарквиани. Все слушали её в 1992 году, когда и разворачивается сюжет фильма. Когда грузины слышат эту песню, то вспоминают эти годы и войну в Абхазии.
Концовка неожиданна. Грустно немного после просмотра, хотя цели своей старик добился, значит не все в мире потерянно и поэтому грусть светлая.
В финале мы видим: горят мандариновые плантации, как погибающий символ надежды на то, что война может не затронуть жизни людей, остающихся в стороне. Так же, как и сейчас война на Украине затрагивает жизни каждого из нас.
Общее число погибших и число беженцев на Украине с двух сторон растет с каждым днем.
Может, стоит посмотреть фильм, чтобы понять эта война никому не нужна.
..........................................................
ссылки
http://youlove.com.ua/727-chto-nuzhno-dlya-uspeshnogo-vedeniya-voyny.html
http://otzovik.com/reviews/film_mandarini_2013/
http://eastbook.eu/ru/2013/11/topic-ru/culture-ru/zaza-urushadze-intervju/
http://www.newsgeorgia.ru/culture/20140723/216805314.html
http://gazeta.aif.ru/online/tbilisi/595/16_01Версия для печати
http://fraza.ua/interview/02.01.15/214086/zaza_urushadze_natsionalnost_i_vera_ne_dolzhny_vlijat_na_otnoshenija_mezhdu_ljudmi.html
http://www.ekhokavkaza.mobi/a/26802382.html
http://novost.ge/2015/01/16/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B/ -
--