Взгляд  со стороны.
  ( Или попытка рецензии на фильм
«Мандарины»)
  На  Фейсбуке кипят страсти.
Братья –славяне виртуально воюют друг с другом. Лента пестрит
постами один хлеще другого. Мелькают жуткие снимки убитых детей в
гробах и надписи « Смерть украинским нацикам!». С ними
чередуются жолто-блакидные флаги и другие призывы: « Мы
защищаем свою землю! Сдадим кровь для наших солдат!».
 И те и другие постоянно собирают деньги на
раненых, на  разные нужды, словом, на войну, чтобы снова
убивать.
 Мне все это напоминает события в Грузии
двадцатилетней давности. Только масштаб  катастрофы больше и
конфликт зятяжней.
 
 Есть такое  мнение, что если фильм
"Мандарины" Зазы Урушадзе  показать  в России и
на Украине одновременно, то война прекратится.
Эта   совместная грузино-эстонская
лента получила более 15 наград на международных фестивалях в
2013-2014 годах и множество положительных откликов простых
зрителей. Ее выдвинули на Оскар.
  Действие фильма происходят в небольшой
деревушке в Абхазии, в которой жили эстонские переселенцы, в 1992
году. 
Главным героем  становится, по воле случая, старик-крестьянин, делающий деревянные ящики для собранных мандаринов, плотник Иво. В заброщенной деревне остался он и его сосед Маргус. Эти люди-переселенцы, еще с советских времен живут здесь и работают, они эстонцы. Семьи давно уехали в свободную Эстонию, Маргус должен уехать тоже, но Иво-нет, что-то держит его на этой земле.
   У  зрителей может возникнуть
вопрос. Почему действие разворачивается в эстонской деревне в
Абхазии.
   В этом замысел режиссера, чтобы показать
войну со стороны.  Здесь нет вымысла. Эстонцы начали
появляться в Абхазии в 1850-х годах. Эстонцев туда
переселил российский царь с целью освоения земель. Жили они
в тех краях около 150 лет. А в начале 1990-х там
началась война, и эстонское правительство предложило этим людям
вернуться на историческую родину. Практически все тогда
и воспользовались этой возможностью.
Постепенно война докатилась и до этого места, в
деревне произошло боевое столкновение. Бой закончился и вооруженные
боевики покинули это село, оставив на его земле множество трупов,
среди которых Маркус и Иво обнаружили выжившего чеченского наемника
Ахмеда, воюющего на стороне абхазцев. Они оказали ему первую помощь и
отвели домой к Иво, а сами решили похоронить оставшихся погибших
солдат. Через некоторое время им удается найти еще одного выжившего,
им оказался молодой грузин по имени Ника. Они  и его отвели  в
дом к Иво. Забрав  соперников к себе домой,
хозяин пытается их вылечить. Но смогут ли сами
солдаты вылечиться от ненависти, которой они «заболели»
во время войны?
  Мудрого и красивого старика в фильме сыграл
эстонский актёр Лембит Ульфсак (мы помним его, как Тиля
Уленшпигеля).
Нет, он не ведет долгих разговоров, никого
ничему не учит, он просто берет клятвы с обоих, что они в его доме не
убьют друг друга...
  Очень интересно было наблюдать диалоги двух
врагов, которые всё ближе и ближе становились друг другу.
  «- А где грузинская земля?
- Здесь грузинская земля. Вот где ты сидишь — это и есть грузинская земля. Ты сидишь на грузинской земле. Понял?!
- Нет. Я сижу на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме, а он стоит на абхазской земле».
 
  Режиссер (он же сценарист) не погружает нас в
подробности и причины этой войны (борьба за мандарины. Чувствуется,
что он старается занять нейтральную позицию,
Сама война присутствует в фильме где-то далеко,
 в разговорах  главных героев. Где-то стреляют, что-то
взрывается. Но сама жизнь происходит не там - героев "выбрасывает"
с войны в личное пространство старика, в его дом, как в своеобразное
чистилище. Где они (герои) могут посмотреть на себя и друг на друга
со стороны. И самое главное - остаться людьми.

Многие убеждены, что мораль во время войны
не действует. Но иногда всё же остаётся совсем
незначительный шанс на её существование. Именно от него,
случается, и зависит человеческая жизнь.
  "Моя картина не должна
восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в
повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история
о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности,
что приводит к тому, что они теряют свою человечность, - так сам
Урушадзе рассказывает о своем фильме... - Фильм о том, что мы очень
легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой
манипулировать».
  Когда  этот фильм показывали в Эстонии, то у зрителей возник вопрос: что это напридумывал  сценарист о том, как эстонцы воевали против грузин. Когда, мол, такое было? В этой войне с  двух сторон принимали участие люди разных национальностей, а смерть не  заглядывала в паспорт. 
Мандарины в этом фильме являются символом мирной жизни и счастливых дней, когда люди трудились и были счастливы этому, а не воевали ......... 
В военное время мандарины никому не нужны и люди вместо них начинаю продавать оружие, а в коробках из под мандаринов использовать для хранения этого самого оружия. Но ещё печальнее видеть в фильме то, что вместо коробок в своей мастерской наш главный герой вынужден изготавливать гробы для умерших.

В конце фильма звучит песня с кассеты, которую грузинский солдат прокручивал в течение всего фильма.
Это очень известный хит «Бумажный кораблик» Ираклия Чарквиани. Все слушали её в 1992 году, когда и разворачивается сюжет фильма. Когда грузины слышат эту песню, то вспоминают эти годы и войну в Абхазии.
Концовка неожиданна. Грустно немного после просмотра, хотя цели своей старик добился, значит не все в мире потерянно и поэтому грусть светлая.
 В финале мы видим: горят мандариновые плантации, как погибающий символ надежды на то, что война может не затронуть жизни людей, остающихся в стороне. Так же, как и сейчас война на Украине затрагивает жизни каждого из нас.
  Общее число погибших  и  число
беженцев на Украине с двух сторон растет с каждым днем.
 Может, стоит посмотреть фильм, чтобы
понять эта война никому не нужна.


..........................................................


ссылки
http://youlove.com.ua/727-chto-nuzhno-dlya-uspeshnogo-vedeniya-voyny.html
http://otzovik.com/reviews/film_mandarini_2013/


http://eastbook.eu/ru/2013/11/topic-ru/culture-ru/zaza-urushadze-intervju/
http://www.newsgeorgia.ru/culture/20140723/216805314.html

http://gazeta.aif.ru/online/tbilisi/595/16_01Версия для печати


http://fraza.ua/interview/02.01.15/214086/zaza_urushadze_natsionalnost_i_vera_ne_dolzhny_vlijat_na_otnoshenija_mezhdu_ljudmi.html

 http://www.ekhokavkaza.mobi/a/26802382.html

http://novost.ge/2015/01/16/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B/ - 

--