Семейный альбом.

                             

(Из цикла «Кухонные монологи»)

  -... Когда мне грустно, я беру свой альбом с фотографиями... Хочу тебе показать моих дорогих людей.

  Вот это семья моего дедушки. Жили они в Воронежского губернии, в деревне...... Все жители верующие, трудолюбивые люди.

  (На пожелтевшем черно-белом фото типичная крестьянская семья начала 20-х годов. Пиджаки, косоворотки, натруженные узловатые руки, смуглые загорелые лица.)

 

                                                       Бабушка.

    Моя бабушка Пелагея Акимовна  (Шевцова) родилась в 1887 году в селе Белогорье Павловского уезда Воронежской  губернии. Жили в нем  в большинстве своем люди зажиточные, было два больших собора и мужской монастырь.

  У бабушки было несколько сестер. Все они впоследствии вышли замуж за богатых односельчан. Учать их была печальна. В 20-ые годы во время коллективизации всех раскулачили и выслали с котомками далеко на север. Большинство умерло от голода.

Бабушка ходила в местную  школу -пятилетку, училась на отлично. Перед началом занятий каждый день читали молитвы и пели  гимн «Боже, царя храни», которому через много-много лет бабушка научила и меня. Она рассказывала еще многое такое из той жизни, благодаря чему я с детских лет сделалась монархисткой. Просто хочется подчеркнуть с какой любовью простые люди относились к царю.

  Ее отец, мой прадед, был грамотным и даже выписывал газету и в доме у него все было по-городскому. Но порядок в доме все равно был патриархальным. Приходил несколько раз учитель из школы и очень уговаривал прадедушку отдать дочь в гимназию т.к. очеь жаль, что пропадут такие способности. Но прадедушка был непреклонен и твердо сказал, что отдаст дочь замуж. Бабушка горько плакала т.к. с детства мечтала о монастыре, а замуж ужасно не хотела. Но против воли отца пойти не смогла. Вскоре ее в 17лет выдали замуж за моего будущего  16 летнего деда  Николая Шендрикова. Было это в 1904 году.

  Родились у них семеро детей: Павел, Мария, Пимен, Михаил, Александра (моя мама), Иван ( он до сих пор жив, ему 98, участник войны), Виктор.

  Прежде чем рассказывать дальше, хочу сделать отступление о чудесах, которые произошли с бабушкой.

  Однажды она тяжело заболела воспалением  легких и была при смерти. И вот лежит она и видит, что из иконы к ней вылетает большая белая птица и начинает махать над ней крыльями. Ей становится все легче и легче дышать. Вскоре она пошла на поправку. В другой раз она опять тяжело заболела и настолько, что вокруг ее кровати собрались родные и стали плакать, на кого, мол, Поля оставляет детей. Вдруг бабушка видит, что в комнату входит старичок с палочкой, садится у кровати и начинает ласково с ней разговаривать:

  - Ну что, раба Божья, умирать собралась? Тебе не пора еще, а вот сосед твой ( тут было сказано, кто именно) помрет сегодня». Бабушка ему что-то отвечает. Родные уже впадают в панику, мол, все, Поля отходит и уже сама заговаривается, зажигают свечи на отход души. В это время этот незнакомый дедушка поднимает ее с постели и уходит. Тут прибегают соседи и говорят, что только что скончался сосед,  о ком говорил тот незнакомый старик.

  Вернусь все  же к хронологической последовательности.

    После женитьбы бабушка и дедушка жили с дедушкиным братом, который к тому времени был еще не женат. Имел он настолько буйный характер, что, выпив, бегал по дому с пистолетом, грозясь всех поубивать. Бабушка, будучи  по характеру смиренной, заболела и  впала  в депрессию. Тогда братья решили разделиться. Мои дедушка и бабушка забрали птицу и скот и построили временный домик. Летом вставали затемно, ехали в поле и работали до темна. В горячую пору нанимали работников, которых кормили тем, что ели сами. Потом, после революции это им припомнили «товарищи». Постепенно постороили большой дом. Только Петя – деревенский блаженный, сказал им иносказательно, что не жить им в нем. Так и вышло впоследствии.

  Грянула гражданская война,  а с ней голод, разруха и тиф. Бабушка рассказывала, как люди, обезумев от голода, становились людоедами. В это страшное время бабушка умудрилась спасти всю семью, чтобы ни один из семи детей не погиб. В самый разгар войны она ездила по ближайшим деревням и меняла свое богатое приданное на продукты. И вот как-то, удачно обменяв свои вещи на мешки с мукой, ей удалось пристроиться на площадке между вагонами, где уже обосновался какой-то мужичок. Когда поезд набрал ход, попутчик тут же столкнул бабушку со своего насеста, но она, вместо того, чтобы покатиться под откос, продолжала бежать за поездом, вцепившись в ту площадку и отбиваясь от мужика, который все время пытался разжать ее руки. В итоге бабушка спаслась и сохранила мешки с продуктами. Что стало с тем попутчиком, уже не помню.

  Еще бабушка рассказывала о различии между белыми и красными. Их село то и дело переходило от одних к другим. Красные все крушили и отбирали послдние продукты, белые, наоборот, мешками оставляли провизию.

  Но вот закончилась гражданская война, миновали продразверстка и сопутсвующий ей голод. Только  стала налаживаться жизнь, как грянула коллективизация. Дедушка сказал старшим сыновьям, что он не хочет ничего им приказывать, пусть пуступают, как знают. И те поначалу вступили в колхоз, но очень скоро из него вышли, сказав, что не хотят работать на чужого дядю, тем более с такими нелепыми порядками, когда на работу выезжают неспешно, с песнями и под гармошку, часикам так к 11 утра, а то и попозже, в то время как они привыкли выезжать затемно. Естественно, что им этого не простили и отобрали новый дом, всю скотину, лес и земли. С временного домика не поленились даже крышу сорвать и бедный больной дедушка укрывался клеенкой под дождем. Михаила и пимена отправили в трудовой лагерь, где кормили гнилым бураком. Михаил заработал там язву желудка и скончался от ее прободения тридцати лет от роду.

  Павел, бедный Павел.... Самый старший, женился по большой любви, но сербиянка предсказала егог невесте, что недолгим  будет ее счастье...

  Вскоре после женитьбы у Павла, как у «кулака», отобрали право голоса, а вместе с этим и все остальные права, в том  числе и на работу. Бабушка несколько раз ездила в город, писала письма Калинину, чтобы сыну вернули право голоса. Безрезультатно. На нервной почве Павел заболел воспалением мозгов. Бабушка и его молодая жена сидели у его кровати. Вдруг с неба упала звездочка и бабушка каким-то чутьем поняла, вот это пришла смерть за ее сыном. Нагнулась к Павлу, а он уже дух испустил...

  Когда хоронили Павла, пришел почтальон и кричит: « Акимовна, вернул Калинин право голоса!». Гроб с покойниом уже  опускали в могилу и рвалась туда молодая жена....

  Дедушка ужасно боялся большевиков, которые затаскали его по судам. У него было больное сердце. Эти бесконечные вызовы в суд, налеты активистов, которые, отобрав все что можно было, пропарывали штыками  солому, пол, все, что протыкалось и рвалось, забирали последний бурак и гнилую картошку. Дети  пухли и плакали от голода. Бабушка рассказывала, что в прошлые времена эти активисты были последними изгоями и бездельниками на селе и теперь орудовали с двойной энергией. В итоге, умер дедушка под Рождество в возрасте 48 лет. Бабушка осталась с двумя малыми детьми Иваном и Виктором. Старшие подались работать в город, спасаясь от голода. Не было денег, чтобы похоронить дедушку. Тогда  бабушке помог церковный сторож, дав немного денег со словами: «Отдашь, когда сможешь».  Потом мама и тетя Мария по немногу высылали тот старый долг.

  Через какое-то время после похорон бабушка с двумя младшими младшими детьми переехала в Тбилиси, куда уже уехали тетя Мария, моя мама, Михаил и Пимен. Пимен был самым лучшим из братьев во всех отношениях. Он устроился на асфальтовый завод, где ему дали крошечную комнатушку и куда приехали жить все его родные. Здесь его окрутила какая-то женщина с дурной репутацией. Даже заводское начальство сочувствовало ему: «На ком ты женился?! Беги от нее!». Пимен попытался развестись, но жена пригрозила, что повесится прямо в его дворе и он испугался. Было у них двое детей, но вскоре умерли. Хоронили его сына Ленечку 22 июня 1941 года. Сидели на поминках и только о том и говорили, что, видимо, сидят так все вместе в последний раз. Над страной уже громыхала война. Пимен ушел на фронт и пал смертью храбрых в Карпатах в 1944. На фронт ушли и оба младших сына бабушки  -Иван  и Виктор. Михаила не взяли, т.к, работая в трудовом лагере, он нажил себе язву желудка. Иван воевал. Он был очень верующий.  Бабушка ему псалом 90 в гимнастерку зашила. Иван говорил, что выжил чудом - дважды горел в танке, один раз обгорел так сильно, что после госпиталя был отправлен долечиваться домой в Тбилиси. Мама рассказывала, что выходила она утром со двора, а ей на встречу цыганка и кричит: «Ой, дорогого гостя ждешь!». И в ту же ночь стук в дверь – на пороге солдат весь в бинтах. Когда узнали, что это Ваня сколько было слез и радости....

  Едва придя в себя, он стал рваться на фронт. И тут бабушка не выдержала, кинулась ему в ноги, с рыданиями стала умолять пожалеть ее. Тем более, что ему было от начальства дано направление в офицерскую школу в Манглиси. Дядя Ваня внял ее мольбам и поехал в Манглиси. Пока учился, война закончилась. Сейчас моему дяде Ване 98 лет, живет в Калач-на- Дону Волгоградской области. Жену похоронил, живет с дочкой. Каждое воскресенье его возят в церковь. Он сохранил память, но плохо слышит. На 9 мая его осыпают почестями, как одного из оставшихся в живых ветеранов той войны....

  Ушел на фронт и самый младший – Виктор. Самый красивый из всех братьев, всегда был женским любимцем. Он окончил школу в 1941, поступил в Тбилисское Артилеристское Училище, прошел ускоренный курс и был направлен в самое пекло Сталинграда. Дошел до Берлина. Рассказывал, что когда шли бои около его родного села, очень хотел оказаться там и перестрелять всех активистов, которые причинили столько горя нашей семье. Но в этот момент село заняли немцы и попасть туда дяде не удалось. После окончания войны Виктор еще два года служил в Германии и квартировал в одной немецкой семье. Его там так полюбили, что даже хотели отдать за него свою дочку Гретхен. Но по тогдашним суровым законам жениться на иностранке было опасно. Он вернулся в Тбилиси и дослужился до полковника, вышел в запас в  80-ых годах..

                                     Мои родители.

  Вот папа и мама мои - Георгий и Александра.

 (На черно-белом фото улыбающийся мужчина в военном френче, с ним под руку женщина в темном платье. Рядом с родителями мальчик в курточке на молнии. Из под воротника виден пионерский галстук. Типичное фото 50-х годов)

  Папа был кадровый военный, прошел всю войну. Его перевели в Грузию и он тут познакомился с мамой. Первый муж мамы тоже Георгий пропал без вести в первые дни войны. Мама, несмотря на репрессии, всегда пела на клиросе.

  Папа был партийный и всячески воевал с мамой, чтоб она бросила свое мракобесие, но переубедить ее так и не смог.

  - Это смысл моей жизни. - говорила она.

  Учти, я заказная дочь.

  - ????

  - Как-то папа пришел выпивший и плачет. «Шура, роди мне девочку!». Мама говорит: «Рожу, если мы повенчаемся!».

  - Я ж партийный. Мне нельзя.

  - А мы тайком. Я все устрою.

  И договорилась с батюшкой. Их обвенчали. Потом я родилась.

  Папа, хоть никогда в церковь не ходил, но как-то постепенно помягчел. Даже иногда сам маме напоминал

  - Шура, сегодня праздник большой. Смотри, не пропусти.

  Потом с папой беда случилась. Он серьезно заболел. Мама заставила его дать обет - если выживет, то обязательно исповедуется и причастится.

  Так потом и вышло. После этого папа еще несколько лет пожил.

 

                       Тетя Мария.

Вот моя тетя - схимонахиня Мария. Первый раз ее замуж выдали в деревне. Муж без вести пропал на войне. Она приехала сюда, в Тбилиси. Влюбилась в одного ...... без памяти.  Михаил был хоть и добрый человек, но сильно пьющий. Она не посмотрела на это и вышла  за  него замуж. Намучилась с ним сильно. Детей у них не было. И сколько ее тут уговаривали развестись, она стояла на своем. Досмотрела его и потом постриг приняла.

 

  И бабушка, и мама, и тетя моя схимонахиня Мария сподобились христианской кончины. Все они причащались перед смертью и отходили в здравом уме и твердой памяти, крестились до последнего вздоха. Молюсь, чтобы и мне умереть также.

  Потому часто и рассматриваю я эти фотографии. Иногда не могу найти ответ на какой-то вопрос или чем-то очень взбудоражена. Сажусь рассматривать альбом. Перед глазами проходит жизнь каждого, тяжелая, трудная и по сравнению с их путями, мой крест кажется намного легче.

 

 
--
Татьяна Чикина