Жизнь как песня.

Княжеский наследник Чабуа Амирэджиби родился 18 ноября 1921 в Тифлисе при новой, ненавистной его семье эпохе. Люди еще не могли психологически перестроиться на то, что старого мира больше нет и никогда не будет. Советизация Грузии набирала обороты. Каждый день приносил шокируюшие новости. Сословия отменены, земля общая, фабрики - рабочим и даже Бога нет. А, значит, и Церковь - символ Матери Грузии - ненужный вредный элемент. Новая власть стремительно закрывала храмы и монастыри по всей стране. Смысл многовековой истории, все то, чем гордился тысячелетний род князей Амирэджиби был перечеркнут руками каких-то чужестранцев.

Смиряться князь Ираклий не собирался. И воспитывал подрастающего сына так, как считал нужным. Не уставал говорить о достоинстве и чести, рассказывал о славных предках и их подвигах. А рассказать было что. Ведь фамилия происходит от придворной должности амирэджиб — заместителя мандатуртухуцеса (министр внутренних дел и почты). Амирэджиб постоянно присутствовал на заседаниях Дарбази (высший государственный совет) с правом совещательного голоса. Он имел право бесприпятственно посещать царя, выполняя по совместительству обязанность докладчика. Как правило должность была наследственной[1]. ( вики)

Амирэджиб Бешкен Кобулисдзе рос при дворе царицы Русудан вместе с её сыном — будущим царём Давидом VI Нарином[2]. В 1243 году он сопровождал царевича к монгольскому хану для утверждения на престоле Грузии. Перед началом путешествия, мать царевича — царица Русудан, благословляя их в дорогу, подарила Бешкену крест царицы Тамары, который хранился в семье Амирэджиби до репрессий 1937 года[1].



В 1231 под командованием одного из Амирэджиби был разбит и изгнан из Грузии хорезмийский султан Джелал-эд-дин. Амирэджиб лично преследовал султана, сорвал с него корону и вместе с султанским знаменем преподнёс царице Русудан. Впоследствии эти трофеи были помещены в фамильный храм рода Амирэджиби. В настоящее время хранятся в Государственном музее Грузии[1].

В XIV веке, после завоевания Восточной Грузии монголами, и в период подчинения её ильханам Хулагидам род Амирэджибе понес огромные потери. За участие в восстании против монголов были одновременно казнены шестьдесят один представитель рода, все кто мог носить оружие[1].

С восторгом рассказывал о тех, кто несмотря ни на что борется с непрошенной властью - Какуцей Чолокашвили. О крестьянских бунтах в Гурии при отнятии земель и еще многое другое.

В 1938 году князя Ираклия арестовала как врага народа. Припомнили ему «позорное происхождение». Он погиб во время «следствия». Следом арестовали его жену и обошлись с ней мягко - дали 10 лет лагерей.

На второй день после начала Отечественной войны прямо с баскетбольгной площадки его забирают в армию. ( Интересный ньюанс, спустя много лет освободать его из лагеря тоже будут с баскетбольного поля.) Вначале Чабуа служит в Закавказском ВО радистом в 203 полку в Грозном. Потом его назначают начальником радиостанции Но вскоре оттуда его понижают в должности, узнав что у него дядя политэмигрант Шалва Амираджэби, который принимал участие в восстании Какуцы Чолокашвили.

Какие чувства бурлили в сердце у их сына - не трудно было догадаться

И он вступает в запрещенную организацию «Белый Георгий».

В одиночку бороться с властью бессмысленно, а с кучкой единомышленников - уже есть какой- то шанс.

В 1944 году за участие в студенческой политической группе «Белый Георгий» Чабуа Амирэджиби был приговорён к 25 годам заключения.

Однажды вы были в полушаге от казни – как Федор Достоевский. Можете вспомнить, что испытали в те минуты, часы, дни, когда ждали расстрела?

Должен признаться, что малую частичку жизни я прожил с ощущением гордости от того, что умираю как наследник своих предков – за независимую Грузию, за счастливое будущее своей нации. К великому моему разочарованию, казни не произошло – это, конечно, шутка, а не насмешка… (За участие в студенческой политической группировке «Белый Георгий» Чабуа Амирэджиби был приговорен трибуналом к 25 годам заключения, однако прокуратура потребовала расстрела. В течение трех месяцев будущий писатель сидел в камере смертников, ожидая исполнения приговора, однако трибунал не удовлетворил требование прокуратуры, и будущему писателю удалось избежать казни

Трижды бежал, причём в третий раз по поддельным документам попал в Белоруссию и стал директором завода.

Во время одного из них судьба занесла Амирэджиби в Белоруссию на должность директора крупного деревообрабатывающего комбината, откуда он даже выезжал в загранкомандировки. Когда его отправили в командировку за границу, он поехал и...вернулся обратно в СССР. При том, что во Франции жила его родная тетка. Вскоре после возвращения Чабуа был представлен к награде.

Стали готовить наградные документы, и выяснилось, что кандидат в орденоносцы - беглый зэк. ("Московские Новости",№ 25 от 21.01.1992 г.)





Чабуа снова был арестован и отправлен в заключение[3]. Активный участник восстания заключённых в Норильске в 4-м лагерном отделении Горлага.

Норильское восстание — выступление заключённых Горлага (Норильск) летом 1953 года. Имело ненасильственный характер, вследствие чего термин «восстание» может быть применён к нему лишь условно; по документам лагерной администрации, советской прокуратуры и суда события проходили сначала как «антисоветское вооружённое контрреволюционное восстание», затем как «массовое неповиновение заключённых лагадминистрации».

Это самое продолжительное и массовое выступление заключённых в истории ГУЛага. С 26 мая по 4 августа волнения происходили во всех шести лаготделениях Горлага. К концу восстания Горлаг поддержали и два лаготделения ИТЛ «Норильлаг». По данным архивов число одновременно бастующих доходило до 16 378 человек. Существенно то, что забастовка началась до ареста Л. Берии, а её подавление совпало с известием о его аресте. После этого 3-е лагоотделение бастовало ещё 3 недели, так как комиссия ГУЛАГа, действовавшая от имени Берии и занятая подготовкой подавления, срочно вернулась в Москву[3].

По данным зампрокурора Норильлага Павловского, участвовавшего в расследовании обстоятельств восстания, в его ходе было убито около 100 человек и ранено более 200. По другим сведениям, убито около 200 человек, ранено 400. Согласно записи в кладбищенской книге Норильска за 1953 год, летом в общей могиле захоронены безымянными 150 человек. Оставшихся в живых руководителей сопротивления и активистов лагерного самоуправления кидают в центральный ШИЗО, прозванный заключёнными «мясокомбинатом».[5] При этом дошедшие свидетельства говорят, что люди не нападали, им стреляли в спину[2]. Спустя несколько месяцев Горлаг был закрыт,



С этапом «штрафников» отправлен на Колыму в Берлаг.

Освобождён в 1959 году.



С 1960 года занимается литературной деятельностью. Первая книга (сборник рассказов) вышла в 1962 году.



Роман «Дата Туташхиа» (1973—1975, авторский перевод на русский язык — 1976) — эпическое произведение в четырёх частях, действие которого происходит в дореволюционной Грузии. Герой его, Дата Туташхиа, «благородный разбойник» и борец с несправедливостью, названный по имени герояязыческой грузинской мифологии Туташхи, задаётся целью улучшить мир. В каждой из четырёх частей он проходит одну из стадий — энтузиазм в борьбе с насилием, разочарование, борьба при помощи самопожертвования. Книга написана в форме связанных общим сюжетом вставных новелл. Стиль Амирэджиби напоминает магический реализм[4].

Роман "Дата Туташхиа" писался десять лет, писался напряженно и страстно. Работа над книгой была в разгаре, когда онкологи обнаружили у Амирэджиби рак горла: жить осталось считанные месяцы. Пациент выслушал и пожал плечами: он пишет роман и не может позволить себе роскошь умереть. Диагноз был верен, ноЧабуа Амирэджиби в очередной раз переломил судьбу. Переведенный на десятки языков, изданный во многих странах, экранизированный, его роман по сей день продолжает волновать читателя. Занятно, что осенью минувшего года на митингах в поддержку Гамсахурдиа его поклонницы провозглашали "несравненного Звиада" новым Датой Туташхиа, в то время как автор подвергался преследованиям и угрозам. Впервые к врагам народа его причислили при Сталине. 40 с лишним лет спустя этого же звания его удостоил Гамсахурдиа, создав писателю образ поистине небывалый - дважды врага народа.

("Московские Новости",№ 25 от 21.01.1992 г.)



Второй роман Амирэджиби — «Гора Мборгали» (1994, авторский перевод на русский язык — 1996). Действие его происходит в советский период истории Грузии. Герой романа Иагор Каргоретели по прозвищу Гора Мборгали странствует по стране, совершая шесть побегов из лагеря, без видимой цели, только ради движения как абсолютной ценности.

Третий роман Амирэджиби, «Георгий Блистательный» (на сюжет из грузинской истории XIV века), вышел в 2005 году; на русский язык не переведён.

Амирэджиби работал в кино и журналистике. Ему принадлежит сценарий сериала «Берега» по собственному роману «Дата Туташхиа»; за этот сценарий Амирэджиби в 1981 году получил Государственную премию СССР.

Эпическая драма о жизни народного мстителя, абрека Дата Туташхиа. События фильма разворачиваются в дореволюционное время в Грузии(примерно 1900—1910 годы). Дата Туташхиа, простой крестьянин, входит в конфликт с властями и с самой обыденной жизнью и становится разбойником. Он нападает и грабит богатых людей и защищает бедных. В противоположность — его двоюродный брат полковник Мушни Зарандиа (Тенгиз Арчвадзе) делает блестящую карьеру как чиновник и полицейский. Их противостояние проходит основной сюжетной нитью через всю картину. Разные люди и силы пытаются склонить Дата на свою сторону, заставить участвовать в политике, но он отчаянно пытается сохранить независимость в этом суровом мире.

Гига (Григорий) Лордкипанидзе – режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, председатель Союза театральных деятелей Грузии, вице-президент М

... Помню, в те часы, когда в Москве показывали мой фильм «Дата Туташхиа» – в русской версии «Берега», – улицы пустели. Таксисты раньше срока заканчивали смену, чтобы посмотреть очередную серию. Меня избрали почетным милиционером. Оказывается, в период демонстрации фильма криминальная ситуация улучшилась на 70 процентов. И пьяных на улицах, в вытрезвителях стало меньше на 90 процентов. Замкнутость существования культуры – это страшно.

http://www.liveinternet.ru/users/edi/post303463869/



Работал главным редактором основанной им газеты «Обновлённая Иверия»[когда?].

В 1992—1995 годах был депутатом грузинского парламента[5]. В 2010 году открыто выступил с обвинениями в адрес режима Михаила Саакашвили[6].

Награждён орденом святого Георгия Грузинской православной церкви (2009)[5], орденом Чести (1995), орденом Вахтанга Горгасала первой и второй степеней. Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели.

У Амирэджиби шестеро детей от разных жён. В конце жизни он был женат на Тамаре Джавахишвили, поэте-переводчике.



Именем Чабуа Амирэджиби назван построенный в 2004 году в Южной Корее грузинский танкер, второе судно, построенное после провозглашения независимости Грузии. Сам писатель не смог присутствовать на церемонии спуска на воду, его заменял сын Лаша Амирэджиби[7].

В октябре 2010 года Амирэджиби получил благословение постричься в монахи от главы Грузинской православной церкви Илии Второго. Он получил также благословение Патриарха на продолжение творческой деятельности. Священный синод Грузинской православной церкви в виде исключения разрешил 89-летнему писателю пребывать не в монастыре (писатель к этому времени уже долгое время был лишён дара речи и тяжело болен), а в собственном доме; постригшемуся монаху было присвоено церковное имя Давид в честь святого царя Давида Агмашенебели[8]. Чин пострига писателя в монахи прочёл Серафим (Джоджуа), митрополит Боржомский и Бакурианский[9].



Дата смерти: 12 декабря 2013[1](92 года)





- Вы стали таким, каким стали, благодаря воспитанию? Или благодаря месту и времени, в котором жили?

- Считаю, что я не являюсь исключением. Я родился с данными, унаследованными от предков, что и было использовано воспитателями, кстати, очень достойными людьми, как основа для надстройки.

- Ваше решение стать монахом для многих стало большой неожиданностью. Вы давно пришли к этому? Что побудило?

- Духовный конфликт с окружением, которое 90 лет насиловало меня разными способами в зависимости от того, какими политическими взглядами оно старалось духовно покорить человечество и общество.

Каждое правление старалось разуверить меня во всем, во что верили мои предки и я сам, что и толкнуло меня вернуться к предкам.

Я ограничился тем, что противопоставлял себя тем, что не поддался требованиям идеологически меняемой верхушки. Живу, не подчиняясь никакому диктату навязываемому часто меняющимися "идеологиями".

Я вернулся к предкам, то есть к многовековому вероисповеданию грузинского народа. Моя келья - мой рабочий кабинет в моей квартире.

: Игорь Оболенский

Российская газета - Федеральный выпуск №5694 (21)



Давайте, вспомним гениального писателя в его же цитатах

- Любовь приносит счастье только отважным, только тем, кто, не зная сомнений, бросается в ее омут. Любовь же труса оплетена страхом и расчетом. Он не заслужил и крох счастья;

- Встречаются люди в высшей степени одаренные, но не умеющие распорядиться своими способностями разумно. Одно дело — врожденный дар, другое умение им управлять. Два человека, в равной мере одаренных, могут быть нравственно совершенно не схожи, и каждый из них на свой лад использует отпущенное ему дарование;

- Хотя господь Бог сделал прекрасное источником добра и чистоты, однако и это правило знает исключения;

- Я не считаю, что разум слабее интуиции, но полагаю, что любой поступок или идея рождаются из интуиции;

- Религия пытается втиснуть человека в рамки своей морали, чтобы держать его в покорности, а человек сопротивляется и потому, между прочим, что сами проповедники и ревнители веры — грешники высочайшей пробы. У религии сил куда больше, чем у человека, но она догматична. А человек пусть слаб, но зато наделен гибкой приспособляемостью;

- Дареное не впрок, прахом пойдет, добро своим потом наживать надо!

- История человечества складывается из того, что определенные личности либо более или менее многочисленные группы людей доказывают остальному человечеству преимущество образа жизни и веры, предлагаемых ими, перед образом жизни и верой, которые исповедуют в данное время все;

- Давно замечено, что достойными и призванными править государством считают себя раньше всего люди посредственного ума и нищие духом. С изумительной энергией и упорством они рвутся вперед, и наиусерднейшим из них удается достичь цели;

- Обязанность каждого, кто хочет служить добру, суметь подчинить свою деятельность наивысшей цели, какая только доступна человеку, — не ущемить, не обобрать, не унизить дух — ни в себе самом, ни в ближнем своем;

- Расплавленный воск догоревшей свечи и сам по себе прекрасен, но проступает в нем и та красота, что тихо мерцала и разгоняла мрак;

- Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившего.



Когда-то вы были депутатом парламента. Жалеете ли вы об этом периоде вашей биографии? Должен ли писатель быть в бурном потоке жизни, к примеру, включаться в политику, или его удел – это все-таки уединение за письменным столом?

Бог создал человека для существования, которое предполагает участие в существовании мироздания и самого человечества. Всякий отдельный человек обязан принимать участие в процессе жизни по мере собственных возможностей.



Извините за интимный вопрос. Почему вы решили принять постриг?

Принял монашество потому, что лишь один Бог знает назначение человека, мира, земного шара, будущее всего этого. А главное – как осуществлять свое предназначение живому существу, а именно – человеку.





  Из интервью.

- Ваше решение стать монахом для многих стало большой неожиданностью. Вы давно пришли к этому? Что побудило?

- Духовный конфликт с окружением, которое 90 лет насиловало меня разными способами в зависимости от того, какими политическими взглядами оно старалось духовно покорить человечество и общество.

Каждое правление старалось разуверить меня во всем, во что верили мои предки и я сам, что и толкнуло меня вернуться к предкам.

Я ограничился тем, что противопоставлял себя тем, что не поддался требованиям идеологически меняемой верхушки. Живу, не подчиняясь никакому диктату навязываемому часто меняющимися "идеологиями".

Я вернулся к предкам, то есть к многовековому вероисповеданию грузинского народа. Моя келья - мой рабочий кабинет в моей квартире.

Игорь Оболенский

Российская газета - Федеральный выпуск №5694 (21)

 

   Скончался Чабуа Амирэджиби 12 декабря 2013 года в возрасте 92 лет. 

Георгий Кобаладзе

Говорить о Чабуа Амирэджиби как о "духовном отце" и "совести нации" неверно, поскольку грузинское общество не признает непререкаемых авторитетов, тем более при их жизни. Те, кто пользуются влиянием в одной части общества, обычно вовсе не столь авторитетны среди другой.

Не случайно, согласно устойчивой легенде, Амирэджиби якобы не был автором знаменитого романа "Дата Туташхиа", а лишь расширил записки безвестного молодого писателя, с которым познакомился в сталинских лагерях. До последнего времени некоторые журналисты и исследователи обвиняли писателя в том, что он якобы сообщил КГБ имена террористов, готовивших покушение на Никиту Хрущева в ходе одного из визитов советского лидера в Грузию. Амирэджиби всегда считал ниже своего достоинства отвечать на подобные обвинения. Но пророком в своем отечестве он не был, скорее, этого человека уважали как представителя так называемой "элитарной интеллигенции", которая приобрела заметное влияние на общественные настроения в республике в 1970-е годы.

В последние четверть века – в бурный период "национально-освободительного движения", военного переворота, гражданской войны, конфликтов в Абхазии и Южной Осетии – Чабуа Амирэджиби нередко высказывал свое мнение о том, что происходит в стране. К его голосу прислушивались все власти: от президента Звиада Гамсахурдия (который писателя явно недолюбливал, как, впрочем, и всю грузинскую интеллигенцию) до Михаила Саакашвили. С большим пиететом к Амирэджиби относился Эдуард Шеварднадзе. Считается, что даже концепцию "нового шелкового пути" и "евразийского коридора" Шеварднадзе перенял у Амирэджиби: в одном из эпизодов романа говорится о потере Грузией функции "бастиона и моста" между востоком и западом.

Амирэджиби, который ушел от нас в возрасте 92 лет, – великий писатель, автор, может быть, самого выдающегося грузинского романа, – сказал в интервью РС тбилисский филолог Леван Бердзенишвили. – Многие считают, что "Туташхиа"

Это не просто мудрая книга, это алгоритм правильной жизни, алгоритм правильного мышления

В последние годы правления Саакашвили об Амирэджиби было слышно нечасто. И не только потому, что он болел, а в 2010 году постригся в монахи и принял церковное имя Давид. Он продолжал публиковать свои соображения о путях развития страны, однако грузинская интеллектуальная элита, как с горечью подмечают многие, постепенно и неуклонно теряла вес в обществе.

 

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы

Георгий Кобаладзе

Дважды враг народа

В тот день, когда в Тбилиси проходил съезд писателей Грузии, звиадисты жгли на улице сочинения поэтов, прозаиков, драматургов - противников низложенного президента. На костре горел и роман Чабуа Амирэджиби "Дата Туташхиа". В биографии писателя подобных эпизодов хватает, что называется, с избытком.

Сайт: Знаменитости

"Московские Новости",№ 25 от 21.01.1992 г.

судьбу. Переведенный на десятки языков, изданный во многих странах, экранизированный, его роман по сей день продолжает волновать читателя. Занятно, что осенью минувшего года на митингах в поддержку Гамсахурдиа его поклонницы провозглашали "несравненного Звиада" новым Датой Туташхиа, в то время как автор подвергался преследованиям и угрозам. Впервые к врагам народа его причислили при Сталине. 40 с лишним лет спустя этого же звания его удостоил Гамсахурдиа, создав писателю образ поистине небывалый - дважды врага народа. В последний раз я встречался с Чабуа Амирэджиби больше года назад в канун президентских выборов в Грузии. У Чабуа темнело лицо, когда речь заходила об этом: он знал, чего ждать впереди. И вот я снова в Тбилиси, в доме писателя.

- Начну с вопроса фундаментального - художник и власть. Какими Вы видите их отношения?

- Художник всегда олицетворяет мост между народом и властью. Даже в те времена, когда не было еще профессионального искусства и художественное мышление вмещалось в рамки фольклора. Убежден, что и тогда правители прислушивались к сказителям и акынам. Их творчество выражало настроение соплеменников, и вождям знать его было не менее важно, чем нынешним главам государств.

Одна из обязанностей художника - "истину царям с улыбкой говорить". И власть, если она хочет оставаться властью, должна считаться с предостережениями художника.

- Каким представляется Вам дальнейший путь грузинской интеллигенции? Будет ли она сотрудничать с новым руководством республики?

- Не стоит обольщаться: и среди грузинской интеллигенции найдется немало тех, кто ради собственного благополучия пойдет на поводу у режима, вне зависимости от того, хорош он или плох. Но подлинных интеллигентов нельзя приручить.

Для интеллигенции лучший способ сотрудничества с властью - конструктивная оппозиция. Не только потому, что для нее это естественное состояние души, но потому еще, что без такого противостояния даже самая замечательная, самая демократическая власть выродится в диктатуру.

- Как оцениваете Вы роль национального самосознания в жизни Грузии? Понятен резкий его подъем, когда народ борется за независимость. Но, когда независимость уже завоевана, не подавляет ли оно личность?

- То есть не превалируют ли в Грузии права нации над правами индивидуума? Скажу кратко: те, кто пытался у нас поставить нацию выше личности, не продержались и года.

Нас порой упрекают: дескать, стреляли и свергли законного президента. Да, стреляли! Стреляли и будем стрелять, если в Грузии возникнет новый феномен фашизма. Или ляжем костьми, потому что мы народ, рожденный для свободы.

- Но как скажется на народе то, что одна его часть подняла оружие на другую?

- Много ли вы знаете народов, которых миновала бы чаша сия? И что - это наложило на них особый отпечаток? Почему же именно у грузин должен возникнуть комплекс, разъедающий душу нации? В ее душе останутся не нравственные изъяны, а память о тех днях, горькая память обо всех - правых и неправых, защищавшихся и нападавших, всех, кто лежит теперь рядом, на одних и тех же кладбищах. Ведь если вдуматься: и те, и другие взялись за оружие ради счастья родины, святой убежденности, что именно они и являются носителями той правды, которую необходимо отстоять.

Было время, мне и автомат приходилось дома держать, чужой, правда. А что оставалось делать, если и мне угрожали, и сыновей грозились убить?! Но страх, если это вправду был страх, к молчанию меня, смею заверить, не принудил.

- Что навлекало на Вас новые преследования...

- Не на меня одного. Власть предержащие, ни в чем не добившись успеха, с ожесточением посредственности ударились в ту разновидность патриотизма, которая, по известному выражению, и есть последнее прибежище негодяев.

Я думаю, не предъявить ли иск редактору одной из особо усердствовавших газет (кстати, она усердствует и поныне), которая опубликовала обо мне клеветническую статью. Честно говоря, я оставил бы ее без внимания, но недавно выплыл документ, из которого следует, что за ту статью газете было передано 400 тысяч рублей. Вот во сколько оценили мое реноме.

- Вы создали образ Даты Туташхиа, героя романтического склада, наделенного исключительным великодушием и благородством. Насколько соответствует этот образ реальному грузину?

- Дата Туташхиа - образ собирательный. Мне трудно судить, насколько соответствует он реальному грузину. Мы очень разные. Есть и такие, кто по своим душевным качествам весьма близок моему герою. На романе выросло не одно поколение грузинских ребят, игравших в Дату Туташхиа.

- Мы говорим с Вами больше о проблемах, которые либо уже решены, либо решаются. Но есть и нерешенные. Одна из них - осетинская, самая кровоточащая сейчас.

- Осетины стали жертвами имперской политики центра, а в результате сделали жертвами и нас. Нет такого закона, по которому у Грузии могли бы отторгнуть ее землю. Это потуги либо несведущих людей, либо тех, кто пытается сколотить на территориальных притязаниях политический капитал.

Недавно совершено кровавое преступление - расстрелян автобус с беженцами в Цхинвали. Издревле поиск виновного начинался с вопроса: кому это выгодно? Пока ответ не будет найден, не могу делать выводы. Но хотя террористический акт и был совершен в зоне, контролируемой цхинвальской милицией, это территория Грузии, которая отвечает за все, что случается на ее земле. Преступники должны быть наказаны по всей строгости закона.

Сейчас лишь замечу: это не было выгодно нынешней грузинской власти. Преступление было совершено с прицелом, что первыми его используют враги грузинского народа. Это немедленно и произошло.

- Я знаю, Вы завершаете новый роман. О чем он? Когда выйдет в свет?

- Вчерне роман уже завершен, хотя над ним еще работать и работать. А это не всегда удается. Последние полтора месяца я проболел - кровоизлияние в мозг. Напряжение всех этих лет даром пройти не могло.

О чем роман? О том, как человек бежит из дальних лагерей и ему надо в полном одиночестве пройти две с половиной тысячи километров по бездорожью, сквозь тайгу. И он идет, и думает о своей жизни, спрашивая себя, - отчего он именно такой, какой есть? И, пытаясь разобраться в себе, вспоминает все, что знает о прадедах и дедах, об отце с матерью, о друзьях, о людях, с которыми ему выпало встречаться, о времени, в котором ему выпало жить. И есть у беглеца преследователь, который повторяет весь его путь. И постепенно в душе "ловца" рождается уважение к тому, за кем он охотится. В финале их ждет встреча, но о ее подробностях я умолчу.

В романе есть чрезвычайно важная для меня мысль: каждый человек своей биографией повторяет биографию своего народа. Что пережил его народ на протяжении своей истории, то и человеку суждено пережить на протяжении его жизни. Каким его народ сложился, такой же сформируется и его собственная жизнь - с той же суммой успехов и невзгод.

Не знаю, насколько удалось мне раскрыть эту мысль, но ради нее, собственно, и писался роман. Бог даст - в этом году я его докончу. Если, конечно, буду жив.

 

Келья для писателя

Текст: Игорь Оболенский

Российская газета - Федеральный выпуск №5694 (21)

                  Автор легендарного романа "Дата Туташхия" Чабуа Амирэджиби прервал свое молчание

- Вы стали таким, каким стали, благодаря воспитанию? Или благодаря месту и времени, в котором жили?

- Считаю, что я не являюсь исключением. Я родился с данными, унаследованными от предков, что и было использовано воспитателями, кстати, очень достойными людьми, как основа для надстройки.

- Как правильно воспитать ребенка, чтобы он не вырос ни наивным романтиком, ни циником?

- Признаться, я мало понимаю в деле воспитания. Скажу лишь, что мои шестеро детей никогда не слышали от своих родных высоких оценок их достоинств, либо слов об их превосходстве над однолетками в чем-либо. Это и послужило их нормальности, характеру отношения к окружению и к жизни вообще. Я счастлив, что все они стали нормальными членами общества.

- Хотелось бы узнать ваше отношение к Сталину. Проходят годы, сменяются поколения, а этот человек вызывает интерес. Почему? В чем его загадка?

- Рискну, отвечу. Думаю, в его будущем лежала основа - талантливость, определенные достоинства, характерные семье Эгнаташвили, где прошло его детство, сиротство, а еще дворянское происхождение Эгнаташвили, благодаря чему он и оказался слушателем семинарии. Главное, что он был талантливым молодым человеком, писавшим довольно хорошие стихи. Но отказался быть поэтом благодаря социалистическим увлечениям, характерным для эпохи, в которой ему пришлось жить. Но главным в формировании его характера и будущей жизни я считаю аресты, ссылки, а самым главным - коммунистическое влияние на формирование его взглядов.

Что касается того, что он никак "не сходит со сцены" - судьба, везение, удача! Надо же было попасть в политическую среду, где он смог одержать верх над конкурентами.

И еще - он нашел правильный путь к образованию русского государства - жестокость, восходящая до свойств палача, без которого никто не смог создать сильную Россию. Лично для меня Сталин и его государство - пример того, каким не должны быть государство и его главарь.

- Что было бы, если бы Сталин стал священником? Говорят же, что его мать очень жалела, что Иосиф так и не стал священником.

-По-моему, он и был священником, проповедовавшим свое "божественное начало".

- А что вы думаете вообще об отношениях Сталина с матерью? Любил ли он ее?

- Насколько известно мне, Сталин не очень жаловал маму. Ведь она родила его от Эгнаташвили, а не от Виссариона. Однако мать Сталина до самой смерти жила в бывшем Дворце наместника Его Величества на Кавказе и погребена в Пантеоне Мтацминда с почестями. Бесо - отчим Сталина умер алкоголиком и лично мне неизвестно, где он похоронен.

- Вы как-то сказали, что человек своей биографией повторяет биографию своего народа. Два грузина - Сталин и Баланчивадзе (Джордж Баланчин) - имели одинаковую судьбу?

- Я не знаю, в какой мере можно сравнить судьбы Сталина и Джорджа Баланчина, но в какой-то мере они оба повторили судьбу своего народа. Об этом стоит подумать.

- Хотел бы затронуть такую тему, как художник и деньги. Насколько важны деньги для вас? Как строите отношения с ними?

- По-моему, богатый художник, либо поэт и писатель - великая редкость в истории человечества и ныне. Лично я к деньгам отношусь как средству существования и возможности творчества. Так всегда было в моей, ох, какой длительной, жизни.

- Что такое любовь? Подарок свыше? Вымысел художника? Результат химической совместимости?

- На разной ступени возраста моего для определения этого свойства, присущего человеку, я имел разное определение слова "любовь". В данном возрасте считаю любовь "подарком свыше", то есть данность природы, как средство продления рода человеческого. Но, говоря откровенно, не совсем ясно вижу цель существования, а тем более продления существования человечества на планете "Земля".

- Что такое счастье? Миф или реальность?

- Счастье - одно из составляющих сущности человеческой жизни. Я склонен пользоваться словом "везение".

- Когда вы поняли, что живете не зря?

- Каждый раз, когда удавалось сделать что-либо полезное для кого-либо, для общества, для Родины, для будущего своей нации.

- Что главное в жизни - семья или творчество, возможность реализоваться?

- Успех. Успешное завершение какого-либо мероприятия. Это довольство своей личностью и радость, что нужен кому-то, Родине, настоящему, будущему, посредством самореализации.

- В своей жизни вы полагались на разум или на интуицию?

- В обыденной жизни - на разум. В творчестве - на разум и интуицию.

- Благодаря чему вы состоялись - опыту, книгам, воспитанию?

- Думаю, благодаря всем свойствам, дарованным мне богом, а больше ответственности перед памятью предков, воспитанию и стремлению постичь истину.

- Хотелось бы адресовать вам несколько вопросов из опросника Марселя Пруста. Главная черта вашего характера?

- Надежда, вера в любовь.

- Ваш главный недостаток?

- У меня уйма недостатков, но об этом могут лучше сказать мои приближенные.

- Ваш девиз.

- Делай лучше других, но только за счет собственных возможностей.

- Способность, которой вы хотели бы обладать.

- Я всю жизнь довольствовался и жил лишь благодаря своим возможностям. Большего не желал.

- Что такое крайне бедственное положение?

- Когда человек не может найти выход.

- Как вы хотели бы умереть.

- Не беспокоя других. Заснуть и не проснуться.

- Что вы скажете, когда после смерти встретитесь с Богом?

- Слова глубочайшей благодарности за то, какую он мне даровал жизнь под небом.

- Ваше решение стать монахом для многих стало большой неожиданностью. Вы давно пришли к этому? Что побудило?

- Духовный конфликт с окружением, которое 90 лет насиловало меня разными способами в зависимости от того, какими политическими взглядами оно старалось духовно покорить человечество и общество.

Каждое правление старалось разуверить меня во всем, во что верили мои предки и я сам, что и толкнуло меня вернуться к предкам.

Я ограничился тем, что противопоставлял себя тем, что не поддался требованиям идеологически меняемой верхушки. Живу, не подчиняясь никакому диктату навязываемому часто меняющимися "идеологиями".

Я вернулся к предкам, то есть к многовековому вероисповеданию грузинского народа. Моя келья - мой рабочий кабинет в моей квартире.

Что ни в коей мере не означает ссору с окружением.

Это не отшельничество, а собственный способ активного общения с миром. Я, Чабуа Амирэджиби - монах давно.

Фото: РИА Новости

Поделиться:

                     

                     

                      Умер Чабуа Амирэджиби, великий грузинский писатель и великий человек. Его романы "Дата Туташхия" и "Гора Мборгали " стоят в ряду величайших произведений 20 века. Их нужно перечитывать раз так в пять лет. В разном возрасте, душевном состоянии, исторических обстоятельствах - все новые глубины открываются. Если кто не читал «Дату», наверняка в молодости смотрел по телевизору многосерийный телефильм «Берега», снятый в 1977 году по роману, с необыкновенным, неземным, не знаю, как описать эти глаза, актером Отаром Мегвинетухуцеси в главной роли благородного разбойника, взыскующего истины. Улицы в часы показов пустели.

                     

                      «Гора Мборгали» («Егор Непоседа») - о тех самых побегах. Повествование о свободной несломленной личности. Роман написан в 1994 году, в 1996 вышел по-русски переводе автора, грузинского националиста, от «советских» пострадавшего так, что не дай бог никому. Он понимал великое значение советского интернационализма и русского языка и русской культуры для своей современной самой что ни на есть независимой Родины.

                      Два года назад, еще на пике славы Михаила Саакашвили, после многолетнего перерыва я оказался в Грузии. Не понимая реальностей новой жизни, старался сделать приятное всем встречным и поперечным (в основном журналистам и деятелям культуры) рассказами о знании творчества их великого земляка и даже личном знакомстве. Реакция была на удивление сдержанная. Кто-то говорил, что он в неадеквате, другие – что отошел от дел. Иные не могли вспомнить, жив ли.

                      Позже выяснилось, что он практически проклял Саакашвили, на что тот со свойственной ему решительностью закрыл для новых захоронений Мтацминда, пантеон величайших деятелей грузинской культуры. Официально – из-за переполненности, но, объяснили мне отдельные смельчаки, чтобы там не было Амирэджиби, когда придет срок.

                      Надеюсь, он всё же упокоится в месте, где у великих на памятниках нет фамилий, только имена: Галактион, Ираклий. И каждый из нас, оказавшись в Тбилиси, да пойдет на Мтацминда и поклонится Чабуа.

                     

                     

                      Алексей ПАНКИНжурналист, обозревательAa

                     

 

 

А также хочу процитировать интересную публикацию Юрия Роста о Чабуа Амирэджиби и Дата Туташхия

 

Неловкость жизни

 Чабуа Амирэджиби написал несколько романов, среди которых самый известный – «Дата Туташхиа», о благородном и справедливом разбойнике, не присоединившемся ни к бандитам, у которых была черная, ночная власть, ни к буржуазному обществу, властвовавшему днем в начале века, ни к справедливым красным, готовым днем и ночью захватывать все и всех с их душами и телами. Он был сам по себе. И ценности духа у него были простые и вечные. Собственно, те же самые, которыми пренебрегали все, кто их декларировал, партиями, конфессиями и толпами.  Мир, поделенный на повелевающих, которые попирают законы и нормы, и остальных людей, зависимых от тех же норм и законов, одинаково неприемлем для одинокого абрага. Не то чтобы он презирает холопов, рабски и искренне целующих руку власти предержащей, или самого обладателя руки – он не учитывает их в своей жизни.  Он бегает из тюрем, и его возвращают в них, чтобы он опять бежал. Он ищет свой собственный путь, простой и достойный. Он живет по опыту шедшего по земле своей дорогой философа с котомкой за плечами и чудесной мыслью в голове: Бог так устроил, что все простое (пусть и сложенное из разного) – правда, а все сложное – неправда. И хотя ни вымышленный Дата Туташхиа, ни реальный Чабуа Амирэджиби не читали Григория Сковороду, они исповедовали простоту. И чувствовали дискомфорт, оттого что кто-то рядом живет несложно, но скверно.  Мир никогда не будет жить справедливо, потому что он населен людьми. Свобода и равенство несовместимы, а многим обитателям хочется одинаковых, достаточных для проживания условий. Но если невозможно, чтобы большинство жило лучше, то их успокоила бы ситуация, в которой остальные станут жить как все.  Печаль о прошлом равенстве подарена избирательностью памяти, которая выхватывает из ушедших времен приемлемые знаки. Знаки закрепляются сознанием неловко сложившихся жизней и создают основу веры и раболепной ненависти. Веры в то, что сильный унизит богатого, и ненависти к удачливому меньшинству.  Эти чувства имеют психологическую почву. Еще недавно все принадлежало всем. Точнее, ничего никому не принадлежало. А теперь что-то принадлежит, но не мне, не народу (кто он?), а тому, кто воспользовался ситуацией, украл, честно заработал. Важно, что не мне. И надежда на возвращение утраченного равенства – одна. Сильная рука.  Но сильная рука – все равно из другой части, из меньшинства. И это меньшинство тоже неоднородно. Оно враждует между собой. Власть и деньги. Интеллигенция, приспособившаяся жить в ладу с государством и полагающая жить без него. Промышленники, отхватившие кусок, и те, кто желает его перехватить. Молодые волки и старые шакалы... И все (почти все) они демонстративно покончили свои отношения с большинством. Украшения ценой в месячный бюджет детского дома. Машины, за которые выложены деньги, превышающие годичную зарплату научного института, загородные дома стоимостью в больницы... И все хвастливо, громко, без ощущения неточности поведения и с демонстративным пренебрежением к окружающей бедной стране.  Бесстыдны парламентарии, члены кабинета, кремлевские сидельцы, церковные олигархи, бесстыдны много больше банкиров и нефтебаронов, поп-звезд и телегероев, потому что, обслуживая большинство, они у него и воруют. Именно эти официанты наиболее опасны для людей. Они строят систему, от которой избавиться можно, лишь когда к народу придет осознание, что жизнь каждого человека важнее для этого человека, чем жизнь страны. Только осознание собственного достоинства своего «одинокого голоса» медленно приведет к мысли, что и для большинства свобода выше равенства.  А меньшинство?.. Как оно бросилось жить красиво и на виду. Как упивается большинство этого меньшинства своей новой болезнью – буржуазностью и нуворишеством – болезнью, которая в пристойном обществе считается малоприличной, на манер венерической. Сколь пренебрежительны манеры и безвкусны пристрастия.  Ах, Чабуа Амирэджиби. Ах, многолетний скиталец по политическим лагерям, трехкратный беглец и возвращенец, ах, блестящий писатель и красивый человек.  Мы сидим в его скромной квартире, пьем чай, слушаем стихи Пастернака, замечательно переведенные Тамарой – женой Амирэджиби, разговариваем.Точнее, говорю я, а Чабуа пишет свои слова фломастером на пластмассовой табличке. Прощаясь, Чабуа одним дыханием, поскольку голос потерял после тяжелой операции, словно извиняясь за скромность обстановки и приема, говорит:  – Вот так мы живем, Юра. Но мне кажется, что в наше время иначе жить неловко.

Источник: http://www.yury-rost.com/portrets/century/item57/