Архимандрит Иосиф (Мирианашвили).
(1868-1937)
Своего деда, архимандрита Иосифа, профессор Автандил Квитаишвили почти не помнит. Сохранился лишь снимок седобородого старца и младенца - деда и внука.
Через некоторое время после того, как была сделана эта фотография, 70-летнего архимандрита Иосифа расстреляли. На дворе стоял 1937 год. Он и ему подобные не вписывались в «новую жизнь.»
· По рассказам знаю, - говорит Автандил Квитаишвили, - что мой дед был одним из известных священников в городе. Вот что писал о нем патриарх Каллистрат (Цинцадзе) во втором томе «Истории Грузинской церкви":
«Настоятелем обновленной церкви был протоиерей Иосиф Дмитриевич Мирианашвили, который родился в 1868 г., окончил тифлисскую духовную семинарию в 1889 г. До января 1893 г. служил в тифлисской дворянской школе воспитателем.
В феврале того же года рукоположен в настоятели в Верхне-Мачханской церкви св. Георгия. Откуда в июне 1893 г. был переведен священником в Бодбийский монастырь св. Нины. С июня 1907 по 1912 год настоятельствовал в тифлисской церкви Архангела Михаила, затем в Дидубийской церкви. С 1920 г. член Синода и совета Католикоса. Известен красноречивыми проникновенными проповедями.»
От моих родных я слышал, что дед был бескомпромиссным, честным и праведным человеком.
Какая у него была библиотека!
Жаль, сожгли ее в 1917 г.
· Неужели от нее ничего не осталось?
· Конечно, осталось. Но из всех книг меня особенно заинтересовала одна, на русском языке, «История коммунистической партии». Я был очень удивлен и спросил у своей тети: «Неужели он читал эту книгу?» Она на это ответила: » Нас отец так воспитывал: »Дети мои, прочтите все, чтобы знали, что такое хорошо и что такое плохо".
По рассказам старших знаю, как арестовали в 1924 г. весь Синод Грузинской церкви. Тогда Россия вновь отняла автокефалию у грузинской церкви.
В вопросе восстановления автокефалии дед был до конца бескомпромиссным. Помимо этого, его проповеди были настолько интересны, что послушать его сходился весь Тбилиси.
После Советизации Грузии церковную сокровищницу перенесли в тайник Дидубийской церкви, о чем знали только мой дед и церковный сторож. Последний и выдал эту тайну. Именно это и послужило предлогом для ареста всего Синода.
Вскоре устроили показательный суд. Присутствующие комсомольцы в зале по знаку руководства начинали свист и шум.
Мой дед сделал подробную опись церковного имущества в канцелярской тетради. Прокурор обвинял весь Синод в попытке присвоения церковных ценностей. Как будто Синод украл сокровища сам у себя.
Мой дед ответил на это так:
· Если бы я хотел украсть, зачем же я собственной рукой составил полную опись?…
Весь этот фарс закончился тем, что весь Синод приговорили к году тюремного заключения. А все святыни церкви, находившиеся в большом ящике вместе с описью куда-то пропали.
· Куда они могли пропасть?
· Насколько я знаю, такие важные предметы в то время посылали в Эрмитаж. В это время со всех грузинских церквей поснимали старинные иконы и заменили их дешевыми иконами из Сибири…
До расстрела в 1937 г. дед служил настоятелем в Дидубийской церкви.
Помню, я и тетя пришли после смерти Сталина к академику Корнелию Кекелидзе, чтобы он помог с реабилитацией. Академик, раньше служивший дьяконом у деда, сказал тете: » Если бы не отец ваш, я бы, наверное, остался необразованным человеком".
У деда моего было 7 детей. Он был очень светлым человеком, и этот внутренний свет передал своим детям.
Подготовлено по статье М.Туаевой в газете «Квирис палитра» от 8 нояб. 2004 г.