Архимандрит  Иосиф (Мирианашвили).

                      (1868-1937)

Своего деда, архимандрита Иосифа, профессор Автандил Квитаишвили почти не помнит. Сохранился лишь снимок седобородого старца и младенца - деда и внука.

 Через некоторое время после того, как была сделана эта фотография, 70-летнего архимандрита Иосифа расстреляли. На дворе стоял 1937 год. Он и ему подобные не вписывались в «новую жизнь.»

·               По рассказам знаю, - говорит Автандил Квитаишвили, - что мой дед был одним из известных священников в городе. Вот что писал о нем патриарх Каллистрат (Цинцадзе) во втором томе «Истории Грузинской церкви":

«Настоятелем обновленной церкви был протоиерей Иосиф Дмитриевич Мирианашвили, который родился в 1868 г., окончил тифлисскую духовную семинарию в 1889 г. До января 1893 г. служил в тифлисской дворянской школе воспитателем.

В феврале того же года рукоположен в настоятели в Верхне-Мачханской церкви св. Георгия. Откуда в июне 1893 г. был переведен священником в Бодбийский монастырь св. Нины. С июня 1907 по 1912 год настоятельствовал в тифлисской   церкви Архангела Михаила, затем в Дидубийской церкви. С 1920 г. член Синода и совета Католикоса. Известен красноречивыми проникновенными проповедями.»

От моих родных я слышал, что дед был бескомпромиссным, честным и праведным человеком.

Какая у него была библиотека!

Жаль, сожгли ее в 1917 г.

·               Неужели от нее ничего не осталось?

·               Конечно, осталось. Но из всех книг меня особенно заинтересовала одна, на русском языке, «История коммунистической партии». Я был очень удивлен и спросил у своей тети: «Неужели он читал эту книгу?» Она на это ответила: » Нас отец так воспитывал: »Дети мои, прочтите  все, чтобы знали, что такое хорошо и что такое плохо".

По рассказам старших знаю, как арестовали в 1924 г. весь Синод Грузинской церкви. Тогда Россия вновь отняла автокефалию у грузинской церкви.

В вопросе восстановления автокефалии дед был до конца бескомпромиссным. Помимо этого, его проповеди были настолько интересны, что послушать его сходился весь Тбилиси.

После Советизации Грузии церковную сокровищницу перенесли в тайник Дидубийской церкви, о чем знали только мой дед и церковный сторож. Последний и выдал эту тайну. Именно это и послужило предлогом для ареста всего Синода.

Вскоре устроили показательный суд. Присутствующие комсомольцы в зале по знаку руководства начинали свист и шум.

Мой дед сделал подробную опись церковного имущества в канцелярской тетради. Прокурор обвинял весь Синод в попытке присвоения церковных ценностей. Как будто Синод украл сокровища сам у себя.

Мой дед ответил на это так:

·               Если бы я хотел украсть, зачем же  я собственной рукой составил полную опись?…

    Весь этот фарс закончился тем, что весь Синод приговорили к году тюремного заключения. А все святыни церкви, находившиеся в большом ящике вместе с описью куда-то пропали.

·               Куда они могли пропасть?

·               Насколько я знаю, такие важные предметы  в то время посылали в Эрмитаж. В это время со всех грузинских церквей поснимали старинные иконы и заменили их дешевыми иконами из Сибири…

До расстрела в 1937 г. дед служил настоятелем в Дидубийской церкви.

Помню, я и тетя пришли после смерти Сталина к академику   Корнелию Кекелидзе, чтобы он помог с реабилитацией. Академик, раньше служивший дьяконом у деда, сказал тете: » Если бы не отец ваш, я бы, наверное, остался необразованным человеком".

У деда моего было 7 детей. Он был очень светлым человеком,  и этот внутренний свет передал своим детям.

 

Подготовлено по статье М.Туаевой в газете «Квирис палитра» от 8 нояб.  2004 г.

 

 

 

Hosted by uCoz