Иеромонах Георгий (Будискирия).

               (1878- 1970)

В конце жизни поселился он  около церкви св. Георгия Илорского. Тут же служил и пел.

О.Георгий (в миру Андрей) был родом из Самурзакано из деревни Окуми. С детства проявился у него талант к фотографии и вскоре он овладел этим делом в таком совершенстве, что даже стал известным в своей округе… Тогда, в конце 19-ого века и в начале 20-ого в Грузии фотография была не ремесло, а, скорее, искусство.

Говорили, что о. Георгий  в молодости отличался приятной внешностью и мать желал найти ему подходящую невесту, но Бог судил иначе.

В один прекрасный день Андрей гостил в Сенаки у родственников. Во время ужина хозяин дома стал рассказывать об о. Алексее (Шушания) (недавно причисленным к лику святых Грузинской церкви), о том, как он основал в Сенаки монастырь. Он ходил от деревни к деревни, ухаживал за тяжелыми больными. Потом пешком дошел до Иерусалима и вернулся оттуда с твердым намерением принять монашество. Решил как-нибудь заработать необходимую сумму денег хотя бы на первую келью…

Тогда Сенаки был железнодорожным узлом, а водопровод не действовал. Поэтому во время длительной остановки поездов к единственному крану на перроне выстраивалась огромная очередь. Тогда о. Алексей стал носить воду из ближайшего источника от вагону к вагону… С утра до вечера он бегал с  полным чайником и стаканом вдоль поездов и случилось удивительное. Самую обыкновенную воду пассажиры стали воспринимать, как минеральную и потребность  в ней очень возросла. В результате о. Алексей собрал определенную сумму денег и начал строить монастырь. Чудо было еще в том, что о. Алексей ни у кого не просил помощи, но люди сами приходили к нему и добровольно предлагали деньги все необходимое.

Так, еще, будучи совсем молодым, о. Алексей стал духовником. Многие сенакцы стали свидетелями чуда, которое свершилось по молитвам молодого монаха.

Все услышанное так подействовало на Андрея, что он, как только рассвело, отправился в  Сенакский монастырь повидать игумена. После службы о. Алексей предложил юноше остаться на трапезе….

В храме Андрей увидел одного русского послушника,  на котором было много тяжелых крестов. Всю службу он простоял с поднятыми вверх руками. Во время трапезы о. Алексей сказал ему:»  Христос был распят на одном кресте. Зачем тебе так много?… Выбери отсюда один - крест смирения".

Послушник молча поклонился, снял кресты и разложил перед игумном. О.Алексей выбрал из них один и без слов одел на шею послушника…

После трапезы Андрей спросил у игумена как надо жить, чтобы спасти свою душу. О. Алексей рассказал ему об Иисусовой молитве и  посоветовал ему всегда иметь ее в уме и сердце.

Вернувшись домой, Андрей все время искал уединения… Мать, заметив перемену в сыне, испугалась, не болен ли он. Потом завела разговор о женитьбе. Андрей ответил, что сам найдет себе невесту, имея в виду монашество. В конце концов, Андрей признался матери, что хочет принять постриг. Его мать так разозлилась, что стала рвать на себе волосы и оплакивать сына как покойника. Потом стала всячески отговаривать его от монашества, а в конце еще и прокляла. Сын в ответ низко поклонился и той же ночью ушел из дома. Вначале по благословению о. Алексея Андрей обосновался в Пуцкурском монастыре. Так началась монашеская жизнь о. Георгия. В этом маленьком монастыре он провел несколько лет и в 1908 г. принял постриг.

О. Георгий часто навещал своего духовного отца. По его благословению незадолго до революции о. Георгий построил в горах келью и уединился в ней. Так проходили годы. Однажды, когда он спустился в монастырь, то вместо келий нашел только обугленные стены и церковь с выбитыми стеклами. Местные жители рассказали ему, что как-то ночью пришли сюда какие-то люди арестовывать монахов. И когда насельники монастыря попытались бежать их убили, а игумена зарубили топором. После этого о. Георгий еще больше уединился и стал выходить из кельи еще реже, да и то только ночью.

После  Второй Мировой войны репрессии ослабели,  и правительство открыло народу церкви. Начала действовать Илорская церковь св. Георгия, которую восстановил о. Иоаким (Шенгелая). По его приглашению о. Георгий перешел  в Илори. Илорскую церковь посещало много людей. О.Георгию, проведшему  многие годы в одиночестве, трудно было переносить такое многолюдство. Потом одна вдова предложила ему жить у себя, в доме рядом с церковью.

О. Рафаил (Карелин) вспоминает:

«…О. Георгий всегда скрывал от людей свой аскетизм… Он отличался редким нестяжательством. Как-то увидел в моей келье 2 Евангелия и очень удивился: « Если есть у тебя две одежды, одну надо дать неимущему. Тем более это касается книги, от которой зависит спасение человеческой души». Сам же он имел только Евангелие, Псалтырь и молитвослов. Говорил, что вся всемирная философия входит в Иисусову молитву… Он удивлял нас строгостью своей жизни. Во время Великого Поста, кроме субботы и воскресенья, он  обходился двумя картофелинами в день".

После смерти о. Иоакима о. Георгий принял схиму с именем Гавриила.

 Он отошел к Господу после непродолжительной болезни в возрасте 92 лет.

 

Подготовлено по статье Мананы Туаевой в газете «Квирис палитра» от 13 марта 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Архимандрит    Партен  (Апциаури).

О нем говорили: » О.Партен сердцеведец, простодушный и благодатный, как древние монахи». Он провел многие годы в отшельничестве и внутренней тишине и учил своих чад непрерывной Иисусовой молитве.

Рождение его было знаменательно. Его отец, Алексей Апциаури, скорбя о своем бесплодии, взмолился Богу:

·           Соделай меня достойным  хотя бы одного ребенка и отдам его на служение Тебе!

  Вскоре у него родился сын, названный при крещении Иоанном. Через 3 года ребенок неожиданно заболел и скончался.

  Вся деревня посетила несчастную семью, чтобы утешить родителей.

  Среди всеобщего плача и криков в дом вошел какой-то слепой монах и обратился к безутешному отцу:

·           Алексей, ты не забыл, что обещал отпустить сына в монахи?

·           Я бы не обманул, но что теперь делать? Как оживить мертвого? - заплакал Алексей.

·           Встань и поклянись, что если сын оживет, действительно, воспитаешь его Божьим слугой и в знак   того по мтиульскому обычаю на главном столбе дома поставь знак!

 Встал Алексей, держа мертвого сына в руках, и как только сделал насечку кинжалом на столбе, умерший тут же открыл глаза. Вне себя от радости Алексей тут же поставил на столбе вторую зарубку.

  Это произошло в деревне Думацхо в 1907 г.

  Когда Иоанну исполнилось 5 лет, его отправили в местную школу. Он хорошо учился, но отличался от сверстников какой-то внутренней одухотворенностью - с детских лет держал посты…

  Алексей содержал семью, разводя овец. В 1917 г. кистины угнали его отару, и семья была вынуждена переселиться во Владикавказ. Погруженный в мирские заботы, Алексей забыл свою клятву и решил подыскать своему 16-летнему сыну невесту. С этой целью он отправил Иоанна в одну грузинскую семью на смотрины, но тот куда-то сбежал.

  Алексей очень рассердился, узнав о поступке сына, и закричал на него.

·           Или ты подчинишься мне или уйдешь из дома!

Загрустил Иоанн, но потом обрадовался.

·           Теперь я буду свободен и никто не помешает мне стать монахом.

Он попросил благословения у умирающей матери и ушел из дома.

Чуть с ума не сошел Алексей, вернувшись домой и не обнаружив сына. Много людей вывел на его поиски. Потом  понял у каких монахов может найти сына. Алексей  обратился к отцу нынешнего патриарха Ильи II Георгию с просьбой.

·          Может, тебя послушает и откажется от монашества.

Но ничего не вышло.

Потом, встретив отца, Иоанн признался.

·          Что делать, если болтше всего я люблю Бога и мне нет места в миру.

  И ушел в Шиомгвимский монастырь.

  Там в это время был настоятелем иеромонах Ефрем (в последствии патриарх Ефрем II). Его очень удивило желание юноши. Тогда только единицы стремились к монашеству. Он оставил Иоанна при монастыре и дал послушание пасти скот.

  Иоанн весь день трудился, а ночь посвящал молитве.

  Потом  до пострига Иоанн 3 года провел в Дзегвском лесу в монастыре Святой Троицы. Затем Цилканский епископ Павел (Джапаридзе) назначил его псаломщиком в Светицховели. Затем послал его на 2 года в Зедазенский монастырь ухаживать за старым монахом. В 1929 г. епископ Павел постриг Иоанна в монашество с именем Партен. В 1932 г. епископ Алексей (Герсамия) посвятил его в иеродьяконы. В 1935 г. патриарх Каллистрат (Цинцадзе) снова вернул  о. Партена в Шиомгвимский монастырь.

  Через 5 лет о. Партен вернулся в Дзегви, где жил в тяжелейших условиях. Как-то на него напали разбойники, но он спасся.

  Потом монастырь закрыли, часть монахов расстреляли. В 1940 г. о. Партена  арестовали по ложному доносу и посадили в тюрьму.

  Вспоминает Нино Иорашвили, духовное чадо о. Партена.

  - Кого-то подкупили для дачи ложных показаний и нескольких монахов арестовали… В ту же ночь скончался единственный сын клеветника, будучи до того совершенно здоровым. Человек этот пришел в Светицховели, рыдая:

«Я сам убил моего сына, когда возвел напраслину на этих людей-ангелов!»

  Вышедшего из  тюрьмы в1946 г. о. Партена встретил опустевший Зедазени. Старые монахи уже умерли… О.Партен возобновил здесь службу, но вскоре патриарх Каллистрат снова перевел его в Светицховели.

  У него было очень много духовных чад, которые приезжали к нему не только со всех уголков Грузии, но и из России.

  В 1951 г. возвели его в сан игумена, в 1962 г. - в сан архимандрита.

  За 7 месяцев он предвидел свою кончину (преставился в1984 г.) и говорил: » Молюсь за всю Грузию. Не прекращайте молитвы!»

О. Партен внес большой вклад в только что открывшуюся Мцхетскую семинарию.  В то время иконы не были доступны для всех и поэтому он сам изучил  фотодело, чтобы размножать святые образы и распространять их среди верующих.

  О.Рафаил (Карелин) писал, что о. Партен был настолько простодушным и незлобивым, что часто не  понимал, когда его обманывали… «Он был очень похож на тех святых отцов, которые сохраняли веру в пустынях и пещерах".

   Подготовлено по статье Мананы Туаевой в газете «Квирис палитра» от 15 янв.2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz