На арене Колизея рабы-уборщики спешно засыпали следы крови песком. Был объявлен перерыв. Толпа плебса пресытилась зрелищем и устала надрывать глотки в многотысячном реве: « Христиан ко львам!». Надо было подкрепиться и отдохнуть.
В одной из камер прислушивался к затишью молодой пастух Марк. Час назад стражники вывели на арену его жену и трехлетнего сына. Скоро его очередь.
Вдруг от стены отделился какой-то силуэт в черном и, встав перед ним, заговорил тихо, но веско.
- Марк, отрекись от Христа. Пожалей себя. Ты еще так молод. Еще есть время, чтобы спастись и начать новую жизнь, свободную от этого заблуждения.
- Нет, не искушай меня, - хрипло крикнул узник. Но по лицу его было видно, что он колеблется.
В камере было темно. Марк пытался разглядеть глаза говорившего и не мог. Только слышал его убаюкивающе-приторный голос, усыплявший бдительность:
- Хочешь, я покажу тебе будущее и ты сам убедишься, что эти несчастные погибли совершенно зря под свист отвратительной толпы.
Марк напрягся. Незнакомец продолжал настаивать:
- Ты только взгляни! Не каждому дан шанс заглянуть в будущее.
В этом предложении не было ничего страшного и измученный арестант кивнул.
Стена каземата тут же исчезла. Марк от неожиданности отпрянул назад от открывшейся панорамы. Многоэтажные здания, странные сооружения непонятного назначения, металлические повозки без лошадей и очень мало деревьев. В нос ударил грязный воздух. Марк закашлялся.
- Я не буду тебе показывать страны, где твои последователи в меньшинстве. Что на них тратить время. Сейчас ты видишь одну из самых верующих стран XXI века - Иверию, бывшую колонию Рима.
- Что значит эта цифра? - не понял Марк.
- Прошло 2100 лет после Рождества Распятого, ради которого ты готов умереть. Историки будущего разделят летоисчисление на два периода - до и после Христа.
- О! Спасибо тебе! - возликовал Марк. - Мне будет легче умирать с этой мыслью.
- Не спеши с выводами, - за его спиной раздался ехидный неприятный смех. - Ну, иди же к своим единомышленникам и насладись общением.
Незнакомец легонько толкнул Марка в плечо
В тот же миг он, как был в рваной голубой тунике и сандалиях, оказался перед воротами какого-то странного здания. На крыше возвышался золотой крест.
У решетчатых ворот сидели на крохотных табуретках три женщины с чашками, в которых виднелись монетки.
Марк открыл рот и с удивлением обнаружил, что говорит на их языке.
- Добрые люди, что это? - и указал на здание с крестом.
- Церковь святого Георгия.
- А кто это? И что такое церковь?
Женщины раскричались:
- На него смотри!
- Последние мозги пропил - не знает святого Георгия!
- Его даже мусульмане уважают.
У Марка возникло сразу несколько вопросов. Почему «пропил» и «кто такие мусульмане»(1). Но уточнять он не решился.
Женщины продолжали возмущаться:
- Какой ты веры?
- Христианин.
- Ври больше! На тебе даже креста нет (2). - крикнула одна толстая матрона и указала пальцем на его обнаженную грудь.
- Христиане - это мы! - выкрикнула другая, доставая из-за пазухи маленькое распятие. - А ты даже элементарные вещи не знаешь, что ребенку известно.
Марк, не долго думая, взял веточку и начертил в пыли рыбу. Казалось, что может быть проще и доказательней этого символа исповедания(3).
Женщины наблюдали за его манипуляциями с выражением брезгливого превосходства на лицах.
- Вот, - сказал он, закончив работу.
Женщины переглянулись и засмеялись.
- Да он больной на голову, - сказала самая толстая. - Это сразу ясно.
Марк опешил. Единоверцы и не знают тайного знака христиан.
- А что делают в церкви?
-Пфуй! Еще спрашивает! Молятся Иисусу Христу, бестолочь.
«Наверно, там внутри находятся истинные верующие. Эти, наверное, только собираются стать оглашенными и еще не знают основ нашего учения, раз так грубы», - подумал Марк. Он прошел между сидящими, направляясь в храм. Но его остановил новый окрик.
- Стой! Куда прешь в юбке, бесстыдник. Учти, там священник строгий, сразу выгонит.
Марк остановился, как вкопанный. Что такое «юбка»? На нем туника (4).Почему его должны выгнать? Их епископ никогда не гнал никого, кто хотел присоединиться к тайным собраниям. И разве так, среди бела дня, собираются тайно?
Тут налетел порыв ветра и на какой-то момент его туника надулась парусом.
Женщины тут же подняли гвалт.
- Трусы (5) хоть одень, греховодник!
Марк спешно стал поправлять свое одеяние. Не понятно, что их так разозлило. Опять новое слово.
В это время из церкви стали выходить люди. Кто не спеша, кто-то шел стремительно, приложив руку к уху и говоря во весь голос. Многие изображали на себе крест и кланялись дверям.
Марк наблюдал это все, раскрыв глаза. Никто из его общины и даже язычники не кланялись дверям. С другой стороны – изображение креста не станет делать язычник. Очень странно. И сколько людей проходящих мимо этого здания «церковь» все изображают на себе крест. Удивительно, почему апостол называл «церковью» собрание верующих, а теперь так называет каменное здание. О, сколько загадок в этом непонятном будущем.
Говорящие вслух явно одержимые, решил он. Потом обратил внимание, что и на улице таких много. В руках у большинства были черные небольшие пластинки и глаза были устремлены в них.
Повернул назад и спросил разъяснений у ближайшей матроны на табуретке. Та сказала, что это «мобильные телефоны», в которых «интернет» и «игры». Первые два слова он не понял, а про третье уточнил.
- Вы играете в игры?
- Конечно. От нечего делать. Кто ферму поливает, кто в гонках тачки водит.
Опять не понятно. Все его братья по вере всячески избегали любых зрелищ с цирковыми представлениями вкупе (6). Игра в кости была уделом язычников.
Среди толпы выходящих появился человек в черной мантии и странном черном шлеме без перьев. На груди висел крест большого размера.
- Кто это? - спросил Марк.
- Это о. Иоанн. Архимандрит.
- Он знатный патриций? - уточнил Марк, видя с каким почтением к нему относятся окружающие.
- О! Хватит валять дурака. - и матрона покрутила пальцем у виска. Потом все ж пояснила - Он просто главный в этой церкви. Отстань от меня.
Марк перебрал в памяти братьев из общины. Пожалуй, самым главным из тех, кого он знал, был апостол Петр, который слушал самого Учителя. К нему обращались по другому. И он сам вел себя иначе.
- У него есть жена? - задал Марк еще вопрос. Его заинтересовало, как такой грозный человек общается с сестрой по вере дома.
- Он монах, - отрезала его собеседница. - У монахов нет жен (7).
Переспрашивать он не решился. У этих христиан как-то все не понятно. Апостол Павел им вполне ясно объяснял, почему «каждый имей свою жену». Иначе и повредиться не долго.
Грозный архимандрит, тем временем, прошествовал к огромной черной колеснице и сел внутрь. Колесница выпустила клуб черного дыма и отъехала.
Матроны проводили его завистливыми взглядами и репликами:
- Шикарный новый джип у него!
- Полгода наши на него деньги собирали.
Марк опять напрягся, силясь понять необъяснимое. В его общине раза два собирали деньги, чтобы передать голодающим братьям в Кесарии. Тогда был неурожайный год. И апостолы клали на общее дело от трудов своих рук.
- Будет ли сегодня у вас вечер любви? - спросил Марк самое невинное. Он очень устал и хотел есть.
Матроны не поняли. И ему пришлось долго объяснять, что его собратья по вере приносят пищу на собрания, чтоб любой бедняк мог насытиться общей трапезой.
- Аа - догадалась одна из них. - Панихида только в субботу, но тут же все разберут и тебе вряд ли что достанется.
Марк расхотел задавать вопросы. Он пришел к неутешительному выводу. Его вера и вера этих, его очень отдаленных потомков, - просто небо и земля. Объединяет их лишь имя Иисуса Воскресшего, крест и еще что-то.
Он сел на асфальт и задумался. Стоило ли умирать ради такой жуткой метаморфозы.
Из тоски его вывел женский голос, учащий ребенка.
- Иди, Гио, и дай вот тому полуголому пять тетри. Ты же знаешь «что отдал, то - твое» (8).
Пятилетний мальчик подошел к Марку и протянул ему монетку.
Марк кивнул и машинально принял подаяние, не зная, что с ним делать дальше.
В этот момент он очутился в своем мрачном каземате. Перед глазами по стене ползла мокрица, семеня крошечными ножками.
- Наверное, я заснул.
За спиной опять раздался неприятный вкрадчивый голос:
- Нет, Марк, это был не сон. Ты видел будущее, ради которого не стоит страдать. Отрекись от Распятого. Еще есть время.
Снаружи раздался лязг засовов, а где-то на верху удар гонга. Игры на потеху римлянам начались.
Марк встал во весь рост. Сердце его учащенно билось.
- Эй ты, на выход! - крикнул стражник.
- Отрекись! - стучала кровь в ушах.
Марк крепко сжал кулаки и ощутил что-то твердое. Это была монетка того мальчика.
И услышал те слова, сказанные его матерью:
- Что отдал, то - твое.
Следом пришли на ум слова апостола о пшеничном зерне, которые он в последний раз слышал в катакомбах:
- Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.( Иоан. 12:24)
И Марк, крестообразно скрестив руки на груди, шагнул к открытой двери - к ждущим его львам. В объятия бессмертия.
Примечание.
1Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии,
2.Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века.
http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1185147
3. Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%85%D1%82%D0%B8%D1%81
4. Туни́ка (лат. 'tunica) — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Туника, изготовленная без талии, получила распространение в Древнем Риме.
5.
Современные трусы как предмет одежды имеют достаточно небольшую историю. Можно сказать, что в своём нынешнем виде они возникли на рубеже XIX—XX веков и были привилегией, в основном, высших слоёв общества.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8B
6. Связанные взаимной любовью, члены христианской семьи проводили жизнь в постоянных трудах, молитвах и т.п., вдали от всех языческих увеселений и развлечений. В тогдашнем языческом обществе страстно любимым увлечением были гладиаторские игры. Убивание людей людьми, ради забавы и увеселения, возмущало нравственное чувство христиан, и потому они не только не посещали гладиаторских игр, но даже отлучали от церковного общения тех, которые ходили смотреть гладиаторские бои. Также заботливо избегали христиане и других языческих зрелищ в театрах и цирках — мимических игр, комедий, трагедий, танцев и т.п. Так как сценические представления имели связь со служением идолам и давались преимущественно в языческие праздники, то христиане считали их наравне с служением сатане.
http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/149/49.html
7. Из истории возникновения монашества. Отшельничество развивалось под влиянием Антония Великого и Илариона. Основателем другой формы монашества, общежительной, или киновитной, считается Пахомий Великий. В Верхнем Египте, в Табенне, около 340 г. возник монастырь по уставу Пахомия, быстро распространившемуся в христианском мире.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
8. Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало. Что ты отдал, то — твое!».