И все-таки надо вернуться.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие».
Евр.13; 7.
«Нелегкая это работа...
Из болота тащить бегемота», думал я, прикидывая различные варианты как вернуть Робика к здоровому большинству.
Скачать и разослать по фейсбуку статьи о вреде гомосексуализма было парой пустяков. Так, холостой выстрел по воробьям из пушки. А вот подключить кого-то чтобы за Робика хоть как-то помолились – было намного сложнее. Для этого мне надо было вспомнить старые кадры и походить по церквям, где я не был несколько лет.
Вырисовывался чистый курьез.
Я ушел из церкви из-за глубоковерующего православного человека, а возвращаться мне надо было туда ради атеиста Робика нетрадиционной ориентации. Чем не сюжет для фильма. Кому надо, берите. Я не жадный.
Тем не менее историю моего отхода стоит рассказать хотя бы потому, чтобы другие извлекли умные выводы из моих ошибок.
В 90-ые годы я, как и многие из моего поколения, совершенно случайно оказался в церкви. Так, просто зашел свечку поставить. Во время этого нехитрого процесса ко мне подошла пожилая русская женщина и стала объяснять, что не правильно крещусь. В ее словах не было обычного менторского тона типичной церковной бабки. Это был просто экскурс в историю, рассказываемый самым доброжелательным тоном. Я заслушался, потом стал задавать вопросы. Мы познакомились. Анна Петровна, мой бесплатный гид по церкви, за час рассказала мне столько чего о Православии, что я пережил «культурный шок» и заснул в этот день счастливым сном человека, выигравшего джекпот.
Дальше наше общение шло по возрастающей. Через месяц я бегал за Анной Петровной из церкви в церковь, следуя ее указаниям.
- ...Сперва идем на службу в Александро-Невскую. Потом в Сиони. Надо приложиться к кресту святой Нины для укрепления. Потом передохнем, а на вечернюю можно подняться в церковь Давида Гареджийского.
И все эти круги пешедралом т.к. денег на автобусы у нас не было. Работал я тогда ровно столько, чтоб наскрести на еду, твердя себя, что материальное это не главное. И воодушевлял себя рационом пустынножителей, типа того, мол, вот с кого надо брать пример. Вторым достойным образцом была сама Анна Петровна. Она вела подвижнический образ жизни, держала все посты неукоснительно, включая понедельничный и литургический, и не обращала никакого внимания на свои многочисленные заболевания. Всю свою грошовую пенсию она тратила на подачу просфор и записок, а остальные материальные нужды ограничивала емким «Бог подаст». Главным предметом ее молений был ее сын, который сгинул где-то в России. В записках он значился с определением «заблудший и без вести пропавший».
Я старался помочь ей, как мог. Таскал ей из Александро-Невской суп, которые раздавали бомжам; собирал и пилил деревянный хлам со строек, выклянчивал у знакомых старую одежду и обувь. Все это мешками возил ей на другой конец города в ее маленькую донельзя захламленную хрущевку. После очередной такой трудовой вахты я возвращался домой с чувством глубокого удовлетворения т.к сегодня я хоть чем-то, но послужил Матери –Церкви.
Сейчас пишу и самому смешно. При чем тут церковь, скажете вы. Тогда я думал, что Анна Петровна со своими академическими знаниями глубин Православия представляет собой неоценимую значимость для всего оставшегося человечества. Ведь сказал Серафим Саровский «Стяжите дух мирный и вокруг вас спасутся тысячи».
У Анны Петровны все было как раз в наличии. Соответствующий духовный настрой, кротость, неосуждение (что для меня было недостижимой высотой) и чудеса с предсказаниями и вещими снами.
Дома у меня была перманентная война с матерью на предмет изменения образа жизни. Она твердила, что я попал в лапы к ведьме, которая из меня соки пьет и веревки вьет. Но я мужественно отстаивал свои убеждения.
Анна Петровна, слыша о моих домашних баталиях, объясняла это в своем обычном стиле.
- Восстал враг на тебя, Вахошенька. « И враги человеку домашние его». Надо молиться о твоей заблудшей матери.
Так в духовных поражениях и победах прошло 6 лет. Эти лучшие годы моей жизни стоит почтить отдельным романом.
Как-то Анне Петровне стало совсем плохо и я был послан в Александро-Невскую с записками и поручениями.
Неожиданно ко мне подошел наш псаломщик Валера, пожилой дядечка, моралист и зануда по совместительству. За ним шествовал плечистый парень в малиновом пиджаке. На шее солидно поблескивала золотая цепь средней толщины. Этакий герой из русских криминальных сериалов.
- Знакомься Вахо, это Вадим, - представил его Валера. – Сын Анны Петровны.
Я, как сомнамбула, протянул руку и глупо спросил.
- Ты нашелся?
Вадим прыснул в кулак и тут же стрельнул глазами вокруг – не громко ли вышло. Потом охотно объяснил.
- Я и не пропадал никуда. Вот мать приехал навестить. Соседи звякнули, что плохо дело. Я им специально номерок оставил. Так, на случай ядерной войны.
Наверное, у меня был очень обалдевший вид. Мозги отказывались воспринимать такое море информации: «не пропадал», «соседи звякнули».
- Пойдем выйдем, - предложил я.
- Давай, - согласился прототип Саши Белова.
Мы сели на лавочке во дворе.
- Почему ты не помогал ей? – спросил я без реверансов.
- Я?! – изумился «воскресший из небытия». – Ты что, меня за падлу держишь?! Да я ей каждый месяц 100 баксов высылал, чтоб жила ни в чем себе не отказывала. Отдельно по полтиннику ей на счет клал. Вдруг ей на лечение понадобится, туда – сюда.
Видя, что я не могу еще выйти из ступора, Вадим вытащил из кармана пачку квитанций вестерн-юниона и ткнул мне в нос.
- Вот как чувствовал, что понадобятся эти бумажки. На, зырь сюда. Ее подпись.
Действительно, на бумагах стояла ее закорючка.
Вадим не унимался. Видимо, его по своему достала эта ситуация.
- ...Приехал, блин, домой, а тут все мхом заросло. На что уж раньше мать чистюлей была, а теперь просто туши свет – нервных просят не смотреть. Банки-склянки с вареньем, огруцы столетней давности. Грузовиком не вывести. И кто только ей это понатаскал? А все духовность эта, будь она неладна. Запостилась, видишь, вконец. Себя до ручки довела. А деньги, что высылал, в ящике пачкой нетронутой лежат. «Это, сыночек, я тебе назад отдать хотела, чтоб не обременять!», - передразнил он знакомой интонацией. На нервах вынул пачку сигарет, потом оглянулся и со злостью смял ее комом. Потом поднялся первым. – Что тут рассусоливать. Бывай, брат, дела.
И пошел к церковным воротам.
Я так и остался сидеть на той скамейке. Вспомнился мне недавний эпизод, который теперь все высветил совсем в другом свете.
У одной нашей прихожанки Вали – матери 4- х детей произошло ЧП. Один из ее мальчишек ударил грудного чем-то по голове. Или, может, уронил. Короче, срочно понадобилась операция, чтоб ликвидировать жуткую гематому. А семья, как на зло, беднее некуда, безработный отец, живут в тесноте, за газовые долги пришлось продать квартиру и прочее.
Так вот, звонит мне Анна Петровна и прямо-таки плачет в трубку, умоляет.
- Вахошенька, ведь у твоей подруги Белы всегда есть деньги...
(Было дело, познакомил их на свою голову. Хотел Беле «настоящую верующую» показать.)
-...Попроси от моего имени для Вали. Пусть одолжит 1000 долларов. Как будет, она вернет. Ребенка жалко.
У меня хватило ума отказаться от такого посредничества. Валя может и душой бы захотела вернуть, но .... А реально Бела бы взяла за жабры меня. В то время как Анна Петровна сидела спокойно, не рискнув своими заначками....
Мимо проходил Валера, уже без стихаря в цивильном одеянии. Глянул на меня, остановился и решил внести дополнительную ясность.
- Вахо, я Анну Петровну 20 лет знаю. Еще в Михаила Тверского(1) вместе ходили. Видел я как ты за ней с открытым ртом ходил. Заранее жалел тебя, просто не хотел вмешиваться. В искушении надо идти до конца, иначе не поймешь духовную суть явлений. А впредь знай: «Не будет очарования, не испытаешь разочарования». Духовный закон такой...
Я еле сдержался тогда, чтоб послать его по известному адресу. Его премудрые рассуждения меня добили окончательно.
Ночью я не спал и буквально грыз подушку, проклиная свою кретинскую доверчивость. Особенно меня мучил вопрос, зачем ей, моей духовной матери, понадобилась такая куча вранья.
На другой день я все-таки дошел до исповеди, как и собирался накануне и вывалил всю эту червивую кашу нашему общему духовнику. Закончил ее вердиктом.
- Я больше никому здесь не верю и вам тоже.
- Это тобой лукавый крутит, - ответил наш старенький батюшка, который с свое время несколько лет отсидел за веру и по общему мнению был истинным подвижником.
- Может быть, - не обиделся я и, не прощаясь, пошел к выходу.
Я знал, что на каждого прихожанина теперь буду смотреть как на потенциального афериста. Зачем тогда вообще ходить в церковь.
Все эти годы меня грыз какой-то маленький червяк. Он зудел мне денно и нощно.
- Да, не дело, когда тебе вешают тонну лапши на неокрепшие уши, но все-таки ты поступил неправильно.
Анна Петровна, как ни крути, показала мне красоту Православия, дала знания, которым нет цены. И я всегда буду ей благодарен за это.
И сейчас, решив ради Робика начать все сначала, я почувствовал, что этот червяк наконец-то замолчал.
Значит, в моей жизни начался какой-то новый этап.
23.08.2013
Примечание.
1. Русская церковь в Тбилиси, в данное время грузинская.