Первый урок в новом районе

(Из цикла «Зарисовки»)

До того, как перебраться в Ваке, я моталась по Нахаловке и проводила там свои

многоплановые уроки русского, математики и а

нглийского в

той пропорции, как хотели мои

клиенты.

В Нахаловке я работала лет восемь и это отдельная песня, то бишь рассказ.

Тратить час на дорогу было нерентабельно и я очень хотела перебазироваться поближе к

Ваке, к

своему дому. Но зацепки, точнее,

рекомендации

,

не было.

Началось все с легкой руки сос

едки

собачницы Зины.

Узнав, о моей

мечте, Зина в

тот же исторический день остановила Русико из со

седнего корпуса и стала ей меня

активно

впаривать

:

-

Русико, ты хотела для своего Гурама учительницу по математике? У меня есть как

раз кадр для тебя. Все ср

азу может, все уроки.

-

А что она закончила?

Русико напустила на себя важный вид.

-

В Ленинграде училась,

-

Что ты говоришь? А почему я ее до сих пор не знала?

-

На улице редко бывает...

Словом, «город трех революций» положительно повлиял на решение

Русико взять

меня для своего внука в вечные репетиторы.

Я нервничала перед первыми смотринами. Одно дело орудовать в рабоче

-

крестьянской Нахаловке, где

все родители с нашей Трикотажки

, другое

в светском Ваке,

где в большинстве своем живут «доценты с

кандидатами», претензий больше и дети более

избалованы.

Зина успокаивала

:

-

Тоже мне, нашла светских. Русико всю жизнь где

-

то деловодом проработала, дочка

с зятем живут отдельно, а внук у нее куролесит. Споетесь. Ты для них даже больше, чем

надо.

В итоге

я пошла по указанному адресу.

Представились, сели заниматься. Мне было озвучено делать

все уроки и ходить

каждый день.

Я назвала свою цену и мы быстро поладили. Гурам принес свои учебник и

уселся с довольной физиономией смотреть что сейчас будет. Русико з

аняла позицию

напротив.

С математикой 4 класса скоро было кончено и мы перешли к русскому. Надо было

выучить сказку Толстого про веник и сыновей.

Вместе кое

-

как прочитали, записали новые слова. Казалось, что же еще. Я уже

собралась переходить к английскому

. Но тут Русико меня остановила

:

-

Он же ничего не понял. До школы ничего не донесет. Надо вот так.

И она приступила к мастер

-

классу зазубривания двухабзацового текста

:

-

Аба, Гурам вместе начали!

и махнула рукой, как бегуну на старте.

Русико прочла гр

омко первое предложение.

-

...Атэц сказал сы

-

на

виам. Аба, повтори.

Гурам механически выдал с той же интонацией

:

-

Атэц сказал сынавиам.

Русико прочла дальше : « штоби жили дружна.» и перевела для доходчивости на

грузинский всю фразу.

-

Гурам, ты понял,

шен шемогевле, в чем суть? Аба давай целиком и быстро. «Атец

сказал синавиам штоби жили дружно»!

Внук послушно повторил тарабарщину потом спросил.

-

«Атец» это что?

Я открыла рот, но бабушка меня опередила.

-

«Атэц» это «папа»

-

мамико (1). Понял? Аба сн

ачала повтори. Аба, громко «Атэц

сказал синовиам штоби жила дружна».

Гурам повторил довольно бойко. Русико посмотрела на меня победоносно

:

-

Вот так надо проводить урок. Теперь выучим второе предложение.

Внук хихикнул самым непочтительным образом. Бабушк

а сверкнула глазами и

погрозила пальцем. Сказывалась старая советская закалка.

-

Гурам! Это некрасиво! Что я тебе говорила? «Люди простят тебе тупость, но не

простят наглость!» По крайней мере у нас в Имеретии так. Ты знаешь,

-

обернулась она ко

мне,

-

к

то я?

-

Нет.

-

Мы, имеретинцы, высший сорт грузин.

Я приготовилась выслушать экскурс в историю. На моей памяти на титул «высшего

сорта грузин» претендовали и мегрелы, и рачинцы, и гурийцы. Причем у всех

представителей была своя логика.

-

... А все потом

у, что мы самые вежливые!

завершила свою мысль Русико и

присовокупила

:

-

Я из Багдади, бывший «Маяковски».

Видимо, географическая точка на карте обеспечивала особую значимость в

происхождении.

Гурам снова подал голос

:

-

Бебо, а правда, что Маяковский се

бя сзади застрелил?

Русико завизжала так, что у меня заложило уши

:

-

Вай, бессовестный! Этому ли я тебя учила? Как можно такие вещи вслух

произносить?! В четвертом классе учишься, а культуры нет, как у твоего отца на

булавочную головку! Давай читай лучше.

Аба, вместе. «Атец сказал сыновиам штоби жили

дружно!»

Гурам тут же собрался и выдал с перепугу первую сакральную фразу.

-

Аба, с

ледущий!

-

и Русико, спустив очки со лба на нос, прочитала по складам

следующее предложение. «Принэситэ мнэ веник и паламайтэ эго!». Аба, повтори!

Гурам повторил. Русико тут же вынесла из кухни веник и для наглядности

продемонстрировала, что поломать его довольно

-

таки сложно.

Я посмотрела на часы. Мое время уже вышло и пора было сматывать удочки.

Культурно напомнила об этом бабушке.

-

Хорошо, генацвале. Я сама с ним доучу этот текст. Завтра, приходи, будем

заниматься по моему методу.

На следующий день мы таким же

возвратно

-

поступательным образом заучили еще

текст. Я имела неосторожность спросить, что получил примерный ученик за вчерашнего

Толстого.

Русико разразилась горячей речью

:

-

Представляешь, что он со мной сделал? Оказывается, мы учили не тот текст! А мне

чуть во сне не приснился этот веник и сыновья

Опять обманул старую бабушку! Эх, Гурам, тебя Бог накажет за такое вранье.

Сегодня звонила классная и опять ругалась, что он ни

чего не знает. У меня аж давление

поднялось. Ох, пойду приму что

-

нибудь..

Примерно так с переменным успехом мы занимались с Гурамом несколько лет. Дело

было при Шеварднадзе, и школьные проблемы легко решались «бамбанеркой»

(

коробкой

конфет чем большего пер

иметра, тем лучше

)

в конце семестра. Но Русико все же хотела

«дать ребенку образование». Бабушке я никак не могла объяснить, что ребенок еще

должен что

-

то делать самостоятельно, а не зазубривать школьные тексты. Но у нее был

свой метод. Внук каждый раз дур

ил бабушку «не теми» заданиями и только просил

написать ему очередную шпаргалку. Для учебы он был паталогически ленив. При этом

имел золотое сердце и любил всех окружающих.

Вместо уроков он с удовольствием ходил

с бабушкой на базар и таскал за ней неподъем

ные сумки. В другое время он бегал по

улицам со своей собакой Кимико или в лучшем случае ходил на баскетбол.

Много чего можно вспомнить, что рассказывала мне Русико о себе, о дочках, о жизни

в целом. Но это будет уже другой рассказ.

Так или иначе ч

ерез как

ое

-

то время Русико уже

нахваливала меня своим "бидзашвили

" и "мамидашвили"(1):

-

Раз моего выдержала, значит и с вашими справится. От Гурама четвертая

учительница убежала.

Так я обосновалась на новом месте.

Через года три после нашего знакомства Русико

ударил инсульт и внук

-

лентяй и

балбес таскал бабушке лекарства, вызывал скорую и плакал у меня на плече

:

-

Я не хочу, чтоб она умерла. Я буду учиться.Лишь бы она жила.

Русико давно уже в лучшем из миров.Двухметровый Гурам служит в полиции, разот

раз

у поднимается вверх по служебнойлестнице, счастливо женат и по

-

прежнему живет

недалеко от моего дома. Сейчас он ездит нашикарном белом лимузине и, увидев меня на

улице с сумками, иногда останавливаетсвое четырехколесное великолепие, выходитменя

поцелов

ать

:

-

Как вы, мас (2)? Как поживаете? Все ещезанимаетесь с детьми?

Я отвечаю соответс

т

вующее.

Гурам

машет мне рукой, садится в свою тачку ипродолжает путь.

Я смотрю ему вслед, вспоминаю его бабушкуРусико, наши совместные уроки и

думаю, что бабушка

,

та

ки

,

смогла ему вложить главное

элементарную вежливость.

Примечание

:

1. Двоюродные братья и сестры (гр.)

2.

Сокращенное обращение к учителюнезависимо от пола.