Первый урок в новом районе
(Из цикла «Зарисовки»)
До того, как перебраться в Ваке, я моталась по Нахаловке и проводила там свои
многоплановые уроки русского, математики и а
нглийского в
той пропорции, как хотели мои
клиенты.
В Нахаловке я работала лет восемь и это отдельная песня, то бишь рассказ.
Тратить час на дорогу было нерентабельно и я очень хотела перебазироваться поближе к
Ваке, к
своему дому. Но зацепки, точнее,
рекомендации
,
не было.
Началось все с легкой руки сос
едки
–
собачницы Зины.
Узнав, о моей
мечте, Зина в
тот же исторический день остановила Русико из со
седнего корпуса и стала ей меня
активно
впаривать
:
-
Русико, ты хотела для своего Гурама учительницу по математике? У меня есть как
раз кадр для тебя. Все ср
азу может, все уроки.
-
А что она закончила?
–
Русико напустила на себя важный вид.
-
В Ленинграде училась,
-
Что ты говоришь? А почему я ее до сих пор не знала?
-
На улице редко бывает...
Словом, «город трех революций» положительно повлиял на решение
Русико взять
меня для своего внука в вечные репетиторы.
Я нервничала перед первыми смотринами. Одно дело орудовать в рабоче
-
крестьянской Нахаловке, где
все родители с нашей Трикотажки
, другое
–
в светском Ваке,
где в большинстве своем живут «доценты с
кандидатами», претензий больше и дети более
избалованы.
Зина успокаивала
:
-
Тоже мне, нашла светских. Русико всю жизнь где
-
то деловодом проработала, дочка
с зятем живут отдельно, а внук у нее куролесит. Споетесь. Ты для них даже больше, чем
надо.
В итоге
я пошла по указанному адресу.
Представились, сели заниматься. Мне было озвучено делать
все уроки и ходить
каждый день.
Я назвала свою цену и мы быстро поладили. Гурам принес свои учебник и
уселся с довольной физиономией смотреть что сейчас будет. Русико з
аняла позицию
напротив.
С математикой 4 класса скоро было кончено и мы перешли к русскому. Надо было
выучить сказку Толстого про веник и сыновей.
Вместе кое
-
как прочитали, записали новые слова. Казалось, что же еще. Я уже
собралась переходить к английскому
. Но тут Русико меня остановила
:
-
Он же ничего не понял. До школы ничего не донесет. Надо вот так.
И она приступила к мастер
-
классу зазубривания двухабзацового текста
:
-
Аба, Гурам вместе начали!
–
и махнула рукой, как бегуну на старте.
Русико прочла гр
омко первое предложение.
-
...Атэц сказал сы
-
на
–
виам. Аба, повтори.
Гурам механически выдал с той же интонацией
:
-
Атэц сказал сынавиам.
Русико прочла дальше : « штоби жили дружна.» и перевела для доходчивости на
грузинский всю фразу.
-
Гурам, ты понял,
шен шемогевле, в чем суть? Аба давай целиком и быстро. «Атец
сказал синавиам штоби жили дружно»!
Внук послушно повторил тарабарщину потом спросил.
-
«Атец» это что?
Я открыла рот, но бабушка меня опередила.
-
«Атэц» это «папа»
-
мамико (1). Понял? Аба сн
ачала повтори. Аба, громко «Атэц
сказал синовиам штоби жила дружна».
Гурам повторил довольно бойко. Русико посмотрела на меня победоносно
:
-
Вот так надо проводить урок. Теперь выучим второе предложение.
Внук хихикнул самым непочтительным образом. Бабушк
а сверкнула глазами и
погрозила пальцем. Сказывалась старая советская закалка.
-
Гурам! Это некрасиво! Что я тебе говорила? «Люди простят тебе тупость, но не
простят наглость!» По крайней мере у нас в Имеретии так. Ты знаешь,
-
обернулась она ко
мне,
-
к
то я?
-
Нет.
-
Мы, имеретинцы, высший сорт грузин.
Я приготовилась выслушать экскурс в историю. На моей памяти на титул «высшего
сорта грузин» претендовали и мегрелы, и рачинцы, и гурийцы. Причем у всех
представителей была своя логика.
-
... А все потом
у, что мы самые вежливые!
–
завершила свою мысль Русико и
присовокупила
:
-
Я из Багдади, бывший «Маяковски».
Видимо, географическая точка на карте обеспечивала особую значимость в
происхождении.
Гурам снова подал голос
:
-
Бебо, а правда, что Маяковский се
бя сзади застрелил?
Русико завизжала так, что у меня заложило уши
:
-
Вай, бессовестный! Этому ли я тебя учила? Как можно такие вещи вслух
произносить?! В четвертом классе учишься, а культуры нет, как у твоего отца на
булавочную головку! Давай читай лучше.
Аба, вместе. «Атец сказал сыновиам штоби жили
дружно!»
Гурам тут же собрался и выдал с перепугу первую сакральную фразу.
-
Аба, с
ледущий!
-
и Русико, спустив очки со лба на нос, прочитала по складам
следующее предложение. «Принэситэ мнэ веник и паламайтэ эго!». Аба, повтори!
Гурам повторил. Русико тут же вынесла из кухни веник и для наглядности
продемонстрировала, что поломать его довольно
-
таки сложно.
Я посмотрела на часы. Мое время уже вышло и пора было сматывать удочки.
Культурно напомнила об этом бабушке.
-
Хорошо, генацвале. Я сама с ним доучу этот текст. Завтра, приходи, будем
заниматься по моему методу.
На следующий день мы таким же
возвратно
-
поступательным образом заучили еще
текст. Я имела неосторожность спросить, что получил примерный ученик за вчерашнего
Толстого.
Русико разразилась горячей речью
:
-
Представляешь, что он со мной сделал? Оказывается, мы учили не тот текст! А мне
чуть во сне не приснился этот веник и сыновья
Опять обманул старую бабушку! Эх, Гурам, тебя Бог накажет за такое вранье.
Сегодня звонила классная и опять ругалась, что он ни
чего не знает. У меня аж давление
поднялось. Ох, пойду приму что
-
нибудь..
Примерно так с переменным успехом мы занимались с Гурамом несколько лет. Дело
было при Шеварднадзе, и школьные проблемы легко решались «бамбанеркой»
(
коробкой
конфет чем большего пер
иметра, тем лучше
)
в конце семестра. Но Русико все же хотела
«дать ребенку образование». Бабушке я никак не могла объяснить, что ребенок еще
должен что
-
то делать самостоятельно, а не зазубривать школьные тексты. Но у нее был
свой метод. Внук каждый раз дур
ил бабушку «не теми» заданиями и только просил
написать ему очередную шпаргалку. Для учебы он был паталогически ленив. При этом
имел золотое сердце и любил всех окружающих.
Вместо уроков он с удовольствием ходил
с бабушкой на базар и таскал за ней неподъем
ные сумки. В другое время он бегал по
улицам со своей собакой Кимико или в лучшем случае ходил на баскетбол.
Много чего можно вспомнить, что рассказывала мне Русико о себе, о дочках, о жизни
в целом. Но это будет уже другой рассказ.
Так или иначе ч
ерез как
ое
-
то время Русико уже
нахваливала меня своим "бидзашвили
" и "мамидашвили"(1):
-
Раз моего выдержала, значит и с вашими справится. От Гурама четвертая
учительница убежала.
Так я обосновалась на новом месте.
Через года три после нашего знакомства Русико
ударил инсульт и внук
-
лентяй и
балбес таскал бабушке лекарства, вызывал скорую и плакал у меня на плече
:
-
Я не хочу, чтоб она умерла. Я буду учиться.Лишь бы она жила.
Русико давно уже в лучшем из миров.Двухметровый Гурам служит в полиции, разот
раз
у поднимается вверх по служебнойлестнице, счастливо женат и по
-
прежнему живет
недалеко от моего дома. Сейчас он ездит нашикарном белом лимузине и, увидев меня на
улице с сумками, иногда останавливаетсвое четырехколесное великолепие, выходитменя
поцелов
ать
:
-
Как вы, мас (2)? Как поживаете? Все ещезанимаетесь с детьми?
Я отвечаю соответс
т
вующее.
Гурам
машет мне рукой, садится в свою тачку ипродолжает путь.
Я смотрю ему вслед, вспоминаю его бабушкуРусико, наши совместные уроки и
думаю, что бабушка
,
та
ки
,
смогла ему вложить главное
–
элементарную вежливость.
Примечание
:
1. Двоюродные братья и сестры (гр.)
2.
Сокращенное обращение к учителюнезависимо от пола.